Коэффициент запаса устойчивости против схода колеса с рельса
Коэффициент запаса устойчивости против схода колеса с рельса λ вычисляют по формулам:
; (6.3)
С1= 2Q (b – a2) – PZ1-НК (l + a1) + PZ1-ННК a2 + Yр r + qНП(b – a2) ; (6.4)
С2= 2Q (b – a1) – PZ1-ННК (l + a2) + PZ1-НК a1 – Yр r + qНП(b – a1) , (6.5)
где С1и С2 – промежуточные величины, введенные для упрощения записи основной формулы;
μН – коэффициент трения между гребнем набегающего колеса и рельсом;
μНН – коэффициент трения между поверхностью катания ненабегающего колеса и рельсом;
β – угол наклона образующей гребня колеса к горизонтальной плоскости, рад. (рисунок 6.1);
Yр – рамная сила, действующая на колесную пару со стороны подрессоренных масс локомотива, кН;
Q – сила тяжести подрессоренной части локомотива, приходящаяся на шейку оси колесной пары, кН;
qНП – сила тяжести неподрессоренных частей, приходящаяся на колесную пару, кН, вычисляют по формуле 9.9 (см. 9.3.1.4);
PZ1-НК и PZ1-ННК – вертикальные динамические силы в первой ступени рессорного подвешивания (с учетом квазистатических составляющих) соответственно на набегающем и ненабегающем колесах колесной пары, кН (при обезгрузке PZ1-НК > 0и PZ1-ННК > 0);
b – половина расстояния между точками приложения вертикальных нагрузок к шейкам оси колесной пары, м;
a1 – поперечное расстояние между точкой приложения вертикальной нагрузки на шейку оси на набегающем колесе и точкой контакта на его гребне, м;
a2 – поперечное расстояние между точкой приложения вертикальной нагрузки на шейку оси на ненабегающем колесе и точкой контакта на его поверхности катания, м;
r – радиус колеса по кругу катания, м;
l – расстояние между точками контакта с рельсами набегающего и ненабегающего колес, м.
НК – набегающее колесо;
ННК – ненабегающее колесо.
Рисунок 6.1 – Схема сил, действующих на колесную пару
Расстояние l вычисляют по формуле
l = 2b – (a1 + a2) (6.6)
Принимают μН = μНН = 0,25.
Набегающее на рельс колесо определяют по направлению действия рамной силы, то есть рамная сила направлена от ненабегающего колеса к набегающему.
При вычислении показателя λ используют мгновенные значения динамических процессов Yр , PZ1-НК и PZ1-ННК в один момент времени.
При проектировании данный показатель рассчитывают для всех колесных пар локомотива. При проведении динамико-прочностных испытаний этот показатель рассчитывают для крайних колесных пар локомотива.
Оценку соответствия локомотива требованию 4.4 выполняют по наименьшему из всех вычисленных значений данного показателя.