Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля.

Раздел 3

Движение колесной пары

Извилистое движение одиночной колесной пары без учета скольжения по рельсам.

Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru

Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru

Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru

Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru

Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru

3.1.2 Движение колесной пары со скольжением колес по рельсам. Зависимости, определяющие силы в контактном пятне колеса и рельса – силы крипа.

См. отдельный файл

За счет конической поверхности катания при движении по прямой колесная пара описывает синусоиду (извилистое движение). При этом она касается гребнем рельса с одной стороны.

Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru

Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля.

Колесные пары при движении, как в кривых, так и на прямых участках пути могут набегать гребнями на боковые грани головок рельсов как показано на рис.1а.

Место (точка) контакта гребня с головкой рельса смещено в направлении движения от вертикального радиуса колеса (см. рис.1б) на величину

Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru (1)

где Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru - угол набегания;

Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru – угол между образующей гребня и горизонталью;

Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru – радиус контактной окружности.

Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru

Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru а) б)

Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru

Рис.1. Схема набегания Рис.2 Схема действия сил при

колеса на рельс сползании колеса в колею

При определенных соотношениях сил Pв (вертикальная) и Pб (боковая) точка контакта k превратится в мгновенный центр вращения, поверхность катания колеса оторвется от рельса с вертикальной скоростью Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru и после подъема на высоту Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru (вертикальная проекция образующей гребня) колесо вкатится на головку рельса – сход. С учетом выражения (1) и соотношения Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru , вертикальная скорость может быть представлена в виде

Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru (2)

Величину критического соотношения действующих на колесо вертикальных и боковых сил, Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru можно определить из условия равновесия проекций действующих сил, реакций и силы трения, направленной с учетом сползания колеса в колею:

Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru так как Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru , то

Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru и далее

Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru . Разделив полученное выражение на Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru получим Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru откуда

Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru (3)

Чтобы колесо не вкатилось на рельс, то есть, чтобы гребень скользил вниз, необходимо чтобы в любой момент времени выполнялось соотношение, называемое коэффициентом запаса устойчивости против схода коласа с рельса – Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru . С учетом соотношения (3) оно примет вид Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru . (4)

Вкатывание происходит в течение конечного промежутка времени Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru , за которое колесо пройдет путь Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru . Если в течение этого времени коэффициент запаса устойчивости станет > 1, то процесс вползания прервется, колесо сползет в колею и безопасность не нарушится. Если нет, то сход.

Время и путь схода определяются выражениями:

Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru ; Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru . (5)

Силы давления колес на рельсы - Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru и Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru могут быть вычислены через вертикальные силы действующие на шейки осей колесной пары.

Пример, при h=0,013м; r=0,475м; rk=0,485м; v=30м/с; Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru ; Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru

Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru ; Устойчивость колес против схода с рельсов. Критерий Надаля. - student2.ru .

При точном расчете время и путь схода будут несколько больше полученных данным приближенным способом за счет времени дополнительно затрачиваемого на вкатывание колеса на рельс криволинейной частью поверхности гребня.

Таким образом, вкатывание колеса на головку рельса (сход колеса с рельса) зависит от уровня силового взаимодействия колеса с рельсом и от геометрии колеса.

Наши рекомендации