Фрагмент решения задачи 2.1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.

РЕШЕНИЕ НЕЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ

Цель: сформировать навыки решения нелинейных уравнений численными методами.

Отчетпо лабораторной работе должен содержать следующие материалы по каждой задаче:

1) постановка задачи;

2) необходимый теоретический материал;

3) результаты вычислительного эксперимента;

4) анализ полученных результатов;

5) графический материал (если необходимо);

6) тексты программ.

Варианты заданий к задачам 2.1-2.10 даны в ПРИЛОЖЕНИИ 2.A.

Основные теоретические сведения

1.1.Пусть задана непрерывная функция f(x) и требуется найти корни уравнения

f(x)=0 (1)

на всей числовой оси или на некотором интервале Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru .

Всякое значение Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , удовлетворяющее условию Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , называется корнем уравнения (1), а способ нахождения этого значения Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru - решением уравнения (1).

Численное решение уравнения проводится в два этапа:

1 этап. Отделение корней уравнения.

2 этап. Уточнение интересующих корней с заданной точностью ε.

Отделение корней – это определение их наличия, количества и нахождение для каждого их них достаточно малого отрезка [a,b], которому он принадлежит.

Уточнение корня – это вычисление интересующего корня с заданной точностью e.

Расчетные формулы методов решения нелинейного уравнения .

Метод дихотомии (половинного деления, бисекций):

x = (a+b)/2 , если ¦(a) ·¦(x)>0 => x*Î [x,b] => a=x, иначе x*Î [a, x] => b=x

Оценка количества итераций n, требуемых для достижения требуемой точности ε (на заданном отрезке [a,b]):

Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru

Условие завершения вычислений : длина отрезка не превышает заданную точность и значение функции близко к 0 с заданной точностью:

b-a ≤ ε ∩ |¦(x)| ≤ ε.

Метод простых итераций (метод последовательных приближений).

xi=φ(xi-1) , i=1,2,… где i − номер итерации

Условие сходимости Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru

Условие завершения итерационного процесса:

Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru

Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru

Упрощенный метод Ньютона: Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , n=0,1,…

Условие окончания расчета:

Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru ,

где Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru −корректирующее приращение или поправка.

Условие сходимости итерационного процесса:

Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru

Метод ложного положения: Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , n=0,1,…;

c-фиксированная точка из окрестности корня

Метод секущих: Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , n=0,1,…

Метод Стеффенсена: Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , n=0,1,…

Модифицированный метод Ньютона для поиска кратных корней:

Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , n=0,1,…, m=1,2,…

Индивидуальные задания

Задача 2.1. Даны два уравнения f(x)=0 и g(x)=0. Найти с точностью Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru все корни уравнений, содержащиеся на отрезке [a, b]. Для решения задачи использовать метод бисекции.

ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:

1. Найти аналитическое решение уравнения f(x)=0.

2. Локализовать корни f(x)=0 графически.

3. Найти корни уравнения f(x)=0 с точностью Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru с помощью метода бисекции.

4. Найти корни уравнения f(x)=0 с точностью Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru .

5. Аналогично п. 1-4 попытаться найти корни уравнения g(x)=0. Объяснить полученные результаты.

Фрагмент решения задачи 2.1.

Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru =0, [a,b]=[0,Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru]

Аналитическое решение задачи:

Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru =1.31811607652818, Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru =1.738244406014586

Численное решение задачи: Локализация корней для численного решения задачи:

Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru

Метод бисекции

(на примере работы пакета MATHCAD)

Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru

ПЕРВЫЙ КОРЕНЬ

bisec Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru

Встроенная функция пакета MATHCAD

Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru - задание начального приближения

Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru

Значение корня отличается от найденного с помощью функции bisec , так как по умолчанию величина погрешности при работе встроенных функций равна 0.001.

Переопределим параметр для задания погрешности Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru

Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru

Значение корня с заданной точностью 1.3181160717.

ВТОРОЙ КОРЕНЬ

bisec Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru

Значение корня с заданной точностью 1.7382444060, число итераций 32.

Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru - задание начального приближения

Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru .

Значения корней в пределах заданной точности совпадают.

Задача 2.2.Найти указанный в варианте корень уравнения f(x)=0 с точностью Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , двумя способами.

а) Использовать метод бисекции. Предварительно определить отрезок локализации [a, b].

b) Использовать метод Ньютона. В качестве начального приближения для метода Ньютона взять середину отрезка локализации из п. а).

Сравнить число итераций в п. a), b).

Задача 2.3.Локализовать корни уравнения f(x)=0 и найти их с точностью Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , используя метод простой итерации. К виду x=j(x), удобному для итераций, уравнение f(x)=0 привести двумя способами.

a) Преобразовать уравнение к виду x=x-af(x), где a=2/(M+m), Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , а x принадлежит отрезку локализации [a, b].

b) Любым другим преобразованием уравнения. Проверить достаточное условие сходимости метода.

Использовать критерий окончания итерационного процесса вида Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , где в п. a) q=(M-m)/(M+m), в п. b) Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru .

Сравнить число итераций и значения величины q в п. a), b).

Задача 2.4.Локализовать корни уравнения f(x)=0. Найти их с точностью Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , используя методы простой итерации и Ньютона. Сравнить скорость сходимости методов (по числу итераций).

Задача 2.5.Найти приближенно корень уравнения f(x)=0, принадлежащий отрезку [a,b], с точностью Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , используя модификацию метода Ньютона для случая кратного корня при значениях m=1,2,3,4,5. По числу итераций определить кратность корня.

Задача 2.6.(ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ)

Локализовать корни уравнения f(x)=0. Найти их с точностью Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru и Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , используя метод Ньютона и метод, указанный в индивидуальном варианте. Сравнить скорость сходимости методов (по числу итераций) для каждого значения Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru .

Задача 2.7.Локализовать корни уравнения f(x)=0. Найти их с точностью Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru и Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , используя метод Ньютона, упрощенный метод Ньютона и метод секущих. Сравнить скорость сходимости методов (по числу итераций) для каждого значения Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru .

Задача 2.8.(ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ)

Найти приближенно все (в том числе комплексные) корни уравнения f(x)=0 с точностью Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , используя метод Ньютона.

УКАЗАНИЕ. Для поиска комплексных корней следует использовать комплексные начальные приближения.

Задача 2.9.(ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ)

a)Локализовать корни уравнения f(x)=0. Уточнить их с точностью Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , используя метод Ньютона. Для поиска кратного корня и определения его кратности следует использовать модификацию метода Ньютона для случая кратного корня с m=1,2,3. При любых ли начальных приближениях такой метод сходится?

b) Рассмотреть уравнение f(x)+d=0, где Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru . Найти корень кратности 1, используя метод Ньютона. Применить для нахождения кратного корня соответствующую модификацию* метода Ньютона. Удается ли найти кратный корень? Если нет, то использовать метод Ньютона с комплексными начальными приближениями. Сохранился ли кратный корень? Объяснить результаты.

Задача 2.10.(ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ)

Функция y=f(x) задана неявно уравнением F(x,y)=0. На отрезке [1, 5] построить таблицу значений функции y=f(x) с шагом h=0.5, применяя один из методов численного решения нелинейного уравнения (с точностью Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru ). Построить график функции y=f(x) на заданном отрезке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.A.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ 2

Таблица к задаче 2.1 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru

N f(x) g(x) [a, b]
2.1.1 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.1.2 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.1.3 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.1.4 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.1.5 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.1.6 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.1.7. Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru [5,25]
2.1.8 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru [0.1,10]
2.1.9 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru [0.1,2]
2.1.10 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.1.11 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.1.12 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.1.13 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru [0,3]
  2.1.14 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru [0,2]
2.1.15 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru [0,3]
2.1.16 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.1.17 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.1.18 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.1.19 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.1.20 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.1.21 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.1.22 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru [0.001,3]
2.1.23 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru [0.1,35]
2.1.24 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru [0.01,3]
2.1.25 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.1.26 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru [-0.5,1.5]
2.1.27 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru [-1.5,0]
2.1.28 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru [1,3]
2.1.29 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru [0,3]
2.1.30 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru [0,5]

Таблица к задаче 2.2 Таблица к задаче 2.3

N f(x) Найти корень N f(x)
2.2.1 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru отрицательный 2.3.1 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.2.2 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru положительный 2.3.2 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.2.3 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru положительный 2.3.3 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.2.4 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru наибольший по модулю   2.3.4 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.2.5 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru все корни 2.3.5 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru

Таблица к задаче 2.4

f(x) Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
N Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.4.1 4.545004 -3.055105 -18.06895 4.002429 4.722482
2.4.2 -2.656764 -3.406111 10.89372 -1.752935 -3.423612
2.4.3 -4.556062 2.93309 9.274868 -10.32081 0.422098
2.4.4 7.809249 16.28542 -2.771356 -27.95304 -11.33921
2.4.5 -13.0072 60.24546 -122.0716 105.6798 -30.19201

Таблица к задаче 2.5

N f(x) [a, b]
2.5.1 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru [0.8,1.2]
2.5.2 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru [0.3,0.7]
2.5.3 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru [0.5,1]
2.5.4 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru [0,1]
2.5.5 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru [0,0.7]

Таблица к задаче 2.6 Таблица к задаче 2.7

N f(x) Метод* N f(x)
2.6.1 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru упрощенный метод Ньютона 2.7.1 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.6.2 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru метод ложного положения 2.7.2 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.6.3 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru метод простой итерации 2.7.3 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.6.4 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru метод секущих 2.7.4 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.6.5 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru метод Стеффенсена 2.7.5 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru

Таблица к задаче 2.8 Таблица к задаче 2.9

N f(x) N f(x)
2.8.1 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru 2.9.1 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.8.2 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru 2.9.2 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.8.3 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru 2.9.3 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.8.4 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru 2.9.4 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.8.5 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru 2.9.5 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru

Таблица к задаче 2.10

N F(x,y)
2.10.1 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.10.2 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.10.3 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.10.4 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru
2.10.5 Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru , Фрагмент решения задачи 2.1 - student2.ru

Контрольные вопросы

1. Опишите этапы численного решения уравнений

2. Опишите схему алгоритма отделения корней

3. Перечислите алгоритмы уточнения корней уравнения

4. Опишите методы уточнения корней уравнения

5. Опишите схему алгоритма метода бисекций (дихотомии)

6. Как рассчитать количество итераций n, требуемых для достижения требуемой точности ε

7. Объясните алгоритм решения нелинейного уравнения методом
простых итераций

8. Объясните схему алгоритма метода Ньютона

9. Объясните формулы итерационных процессов численного решения уравнений

ЛИТЕРАТУРА

1. Амосов А.А., Дубинский Ю.А., Копченова Н.В. Вычислительные методы для инженеров. М.: Высшая школа, 1994.

Наши рекомендации