I.2. Организация рабочего места
Содержание
Стр.
Вступление 3
I Несколько предварительных слов перед занятием архитектурной
графикой. 5
I.1. Выбор и подготовка инструментов для выполнения
графических работ. 5
I.2. Организация рабочего места и этапы выполнения
графических работ 7
I.3. Что необходимо знать о композиции и компоновке
изображения на листе. 10
I.4. Пропорции. 17
I.5. Ритм. 25
II Структура, содержание и основные задачи курса «Архитектурная
графика» 32
Тема 1 линии, примеры выполнения тематических
графических упражнений. 32
Тема 2 Заливка, примеры выполнения тематических
графических упражнений. 46
Тема 3 Штрих, примеры выполнения тематических
графических упражнений. 55
Тема 4 Стилизация, примеры выполнения тематических
графических упражнений 69
Тема 5 Правила компоновки перспективного изображения,
примеры выполнения тематических графических
упражнений 91
Список литературы 99
Вступление
В данных методических указаниях содержится краткий материал по следующим разделам: «Чертежные инструменты», «Организация рабочего места», «Понятия о композиции и компоновке изображения на листе», «Пропорции», «Ритм». Основной частью содержания данных указаний являются примеры выполнения графических работ по таким темам как «Линии», «Заливка», «Штрих», «Стилизация», «Правила компоновки перспективного изображения». К приведенным примерам приводятся краткие аннотации и рекомендации относительно их выполнения.
Все графические примеры выполнены абитуриентами и лицеистами под руководством автора.
I Несколько предварительных слов перед занятием архитектурной графикой.
I.1. Инструменты.
Если Вы посетите специализированный магазин, Вы увидите очень много инструментов предназначенных для выполнения графических работ. однако не следует приобретать сразу много высококачественных и дорогих инструментов. Для начального курса нам понадобятся самые обычные инструменты, продающиеся в любом канцелярском магазине. Нам понадобятся:
1. Деревянная линейка 30 см длинной. Использование линейки будет крайне редким, тем не менее, ее необходимо приобрести. В магазин следует прийти со своим листом бумаги или попросить у продавца чистый лист. Поставить на нем две точки (лучше два коротких штриха) ≈ 20 см одна от другой и соединить их прямой линией при помощи линейки. Затем перевернуть линейку на 180° вдоль продольной оси и еще раз соединить эти же точки той же стороной линейки. Если линии совпадают – это хорошая линейка и ее следует брать (рис. 1). Линейку желательно купить деревянную. На ней меньше скапливается статического электричества и она меньше «размазывает» грифель карандаша. Если рабочая поверхность в виде дуги – линейка не годится (см. рис. 2).
Рис. 1 Рис. 2
2. Деревянные треугольники с углами 30° и 45°. Возьмем треугольник с углами 30°, 60° и 90°. К уже проверенной линейке приставим треугольник коротким катетом (60° и 90°). Выберем на линейке любую точку, допустим 15 см, и проведем перпендикуляр, удерживая линейку в том же положении, перевернем треугольник на 180° и проведем перпендикуляр в туже точку. если линии совпадут треугольник хороший (рис. 3). Если линии расходятся – треугольник не годится (рис. 4)
Рис. 3 Рис. 4
3. Карандаши. Нам понадобятся карандаши с маркировкой Т, ТМ, ЗМ – это отечественная маркировка или Н, НВ, ЗВ – зарубежная маркировка. Карандаш следует заточить так, чтобы виднелся грифель ≈ 8 мм длиной. Возможно использование специальных лезвий для заточки карандаша. Только необходимо обратить внимание на длину лезвия. Нам понадобиться длинное лезвие. Короткое лезвие нужно для мягкого карандаша, только в том случае если на него сильно давить (рис. 5).
Рис. 5
4. Ластик или резинка, удаляющая грифель с бумаги.
Очень внимательно выбирайте этот инструмент. Ластиков очень много, различных форм и цветов. Из всего разнообразия выберем один, отвечающий следующим требованиям: 1 – ластик должен быть белого цвета; 2 – очень мягкий; 3 - самое главное – при работе должен разрушаться ластик, оставляя бумагу целой, не «разлохмачивая» ее.
5. гелиевые и шариковые ручки. Нам необходимо выбрать и классифицировать ручки по толщине оставляемой линии. Начнем с шариковых ручек. Когда шариковая ручка не «расписана», новая, она оставляет очень тонкий и слабый след. Эта ручка нам понадобиться для передачи света и полутона. Обычные гелиевые ручки также оставляют след различной толщины. Они все нам понадобятся. К ручкам хорошо бы купить в хозяйственных отделах толстую водопоглощающую салфетку. При работе на кончике стержня скапливается паста, ее необходимо периодически удалять, иначе паста попадет на бумагу и размажется. В связи с этим хочу посоветовать окончательно чистить работу ластиком через сутки или двое. Пусть паста хорошенько подсохнет.
6. Фетровые фломастеры. Нам понадобятся фломастеры от самых тонких до плакаров. Фломастеры понадобятся разные – новые, оставляющие хороший плотный след, их мы будем использовать для создания активных черных пятен и старые, полувысохшие, оставляющие рыхлую неровную линию, возможно, даже с пропусками. Такие фломастеры будут хороши для передачи поверхностей с неоднородной, рыхлой фактурой.
7. Бумага. Для обучения вполне подойдет формат А-4. Желательно ватман. В зависимости от использования, можно выбирать различную бумагу. Если будет использована заливка, лучше выбрать ватман. Если рисунок ограничится линией и штриховкой, можно использовать и писчую бумагу формата А-4. Однако обращаться с листом необходимо очень осторожно, такие листы сильно мнутся. Карандаш удаляется с листа при помощи ластика движением от центра к краю, а не наоборот. Иначе возможен задир и Ваш лист сильно сомнется.
I.2. Организация рабочего места.