Уравнение окружности, для которой высота СD является диаметром
Решение. 1. Расстояние между точками и определяется по формуле:
. (1)
Подставив в эту формулу координаты точек А и В, имеем:
.
2. Уравнение прямой, проходящей через точки и , имеет вид:
. (2)
Подставив в (2) координаты точек:
Для нахождение углового коэффициента прямой АВ разрешим полученное уравнение относительно у: . Отсюда . Подставив в формулу (2) координаты точек А и С, получим уравнение прямой АС.
Отсюда .
3. Угол между двумя прямыми, угловые коэффициенты которых равны и , определяется по формуле:
. (3)
Угол А, образованный прямыми АВ и АС, найдем по формуле (3), подставив в нее , .
,
4. Так как высота перпендикулярна стороне , то угловые коэффициенты этих прямых обратны по величине и противоположны по знаку, т.е.
.
Уравнение прямой, проходящей через данную точку в заданном угловым коэффициентом направлении, имеет вид:
. (4)
Подставив в (4) координаты точки С и , получим уравнение высоты :
. (5)
Для нахождения длины определим координаты точки , решив систему уравнений (АВ) и ( ):
откуда , то есть .
Подставив в формулу (1) координаты точек С и , находим:
.
5. Уравнение окружности радиуса с центром в точке имеет вид:
. (6)
Так как является диметром искомой окружности, то ее центр Е есть середина отрезка . Воспользовавшись формулами деления отрезка пополам, получим:
Следовательно, и . Используя формулу (6), получаем уравнение искомой окружности: .
На рис. 1 в декартовой прямоугольной системе координат изображен треугольник , высота , окружность с центром в точке Е.
Задача № 2. 1)Определить тип заданной кривой и построить её (для окружности указать центр, для эллипса и гиперболы – фокусы и эксцентриситет, для параболы – фокус и директрису):
x2+4y2=16.
Решение. Для того, чтобы определить тип кривой второго порядка (окружность, эллипс, гипербола или парабола), произведём преобразования заданного уравнения:
Получили каноническое уравнение эллипса:
– полуоси эллипса.
Найдём координаты его фокусов: F1(-c;0) и F2(c;0), где – половина расстояния между фокусами.
Итак, Тогда F1(-3,5;0) и F2(3,5;0) – фокусы эллипса.
– эксцентриситет эллипса:
Построим эллипс (рис. 2).
y
• •
-4 F1 F2 4 х
-2
Рис. 2
2).Определить тип заданной кривой и построить её (для окружности указать центр, для эллипса и гиперболы – фокусы и эксцентриситет, для параболы – фокус и директрису):
Решение. Преобразуем заданное уравнение:
Получили каноническое уравнение гиперболы:
– полуоси гиперболы.
Найдём координаты её фокусов: F1(-c;0) и F2(c;0), где – половина расстояния между фокусами.
Итак,
Тогда F1(-5,8;0) и F2(5,8;0) – фокусы гиперболы.
Эксцентриситет гиперболы:
Построим гиперболу (рис. 3).
y
• •
F1 -5 5 F2 x
-3
Рис. 3.
3).Определить тип заданной кривой и построить её (для окружности указать центр, для эллипса и гиперболы – фокусы и эксцентриситет, для параболы – фокус и директрису).
y2=6x+12
Решение. Преобразуем данное уравнение:
Получили уравнение параболы:
Ветви параболы направлены вправо, вершина расположена в точке (x0; y0), т.е. в точке (-2;0).
Для построения параболы её уравнение приведём к простейшему (каноническому) виду. Для этого произведём параллельный перенос системы координат:
Тогда в новой системе координат X′O′Y′, где О′(-2;0) – начало координат, уравнение параболы принимает канонический вид:
Найдём координаты фокуса и уравнение директрисы: – фокус, – уравнение директрисы.
Итак, 2p=6, значит, р=3. Тогда F(1,5; 0) и х= -1,5.
Строим параболу в системе координат X′O′Y′ (рис.4).
y
Y′
р
O′ F x(X′)
Рис.4
Задача № 3.Даны координаты трех точек: А(3; 0; –5), В(6; 2; 1), С(12; –12; 3).
Требуется:
1) записать векторы и в системе орт и найти их модули;
2) найти угол между векторами и ;
3) составить уравнение плоскости, проходящей через точку С перпендикулярно вектору .
Решение. 1) Если даны точки и , то вектор через орты выражается следующим образом:
.
Подставляя в эту формулу координаты точек А и В, имеем:
.
Аналогично
.
Модуль вектора вычисляется по формуле
.
Подставляя в формулу найденные ранее координаты векторов и , находим их модули:
,
.
2) Косинус угла , образованного векторами и , равен их скалярному произведению, деленному на произведение их модулей
.
Так как скалярное произведение двух векторов, заданных своими координатами, равно сумме попарных произведений одноименных координат, то
.
Тогда
.
3) Уравнение плоскости, проходящей через точку перпендикулярно вектору , имеет вид
.
По условию задачи искомая плоскость проходит через точку перпендикулярно вектору . Подставляя , получим:
– искомое уравнение плоскости.
Задача № 4.Данную систему уравнений решить методом Крамера (с помощью определителей):
Решение. Вычислим определитель системы Δ по правилу «треугольников»:
(a11 a22 a33 + a21 a32 a13+ a12 a23 a31) – ( a31 a22 a13+ a32 a23 a11+ a21 a12 a33).
Итак,
Δ≠0 система имеет единственное решение, которое находим по формулам Крамера:
Определители получаем заменой соответствующего столбца определителя Δ столбцом свободных членов системы.
Вычислим определители
Таким образом,
Сделаем проверку, подставив найденное решение в каждое уравнение данной системы:
– верно.
Ответ: (3;0;-2).
Задача № 5.Вычислить пределы:
а) б) в)
Решение. а) Подстановка предельного значения аргумента х= -3 приводит к неопределенному выражению вида .
Для устранения этой неопределенности разложим числитель и знаменатель дроби на множители и сократим дробь на множитель . Такое сокращение возможно, так как множитель отличен от нуля при :
б) При х→∞ числитель и знаменатель дроби стремятся к ∞.
Тогда получаем неопределённость вида которая раскрывается по следующему правилу: предел отношения двух бесконечно больших функций, являющихся многочленами, равен пределу отношения их слагаемых со старшей степенью переменной.
Итак,
в) Для раскрытия неопределённости вида , содержащей тригонометрические функции, воспользуемся эквивалентными функциями:
Контрольная работа № 2
Задача № 6. Провести полное исследование функции и построить её график:
Решение. Проведём исследование функции по следующей схеме:
1) Область определения функции:
2) Возрастание/убывание, экстремумы функции:
Найдём критические точки функции – точки, в которых y'=0 или не существует:
Точек, в которых производная не определена, нет. Отметим полученные точки на числовой прямой:
+ – +
-1 3 х
Определим знак производной на каждом интервале: подставим любую точку из интервала в производную y′=x2-2x-3, тогда знак полученного значения производная сохраняет на всём интервале. Например, y′(-2)=(-2)2-2(-2)-3=5>0,
y′(0)=02-2∙0-3=-3<0,
y′(4)=42-2∙4-3=5>0.
Теперь по полученным знакам производной делаем вывод о поведении функции: знак «+» соответствует возрастанию функции, «-» – убыванию. А точки, в которых происходит смена знака, являются точками экстремума функции: хmax= -1, xmin=3. Найдём экстремумы:
Итак, точка – точка максимума, – точка минимума.
3) Найдём интервалы выпуклости/вогнутости и точки перегиба графика функции.
Определим знак второй производной на интервалах (-∞;1) и (1;∞): y"(0)=2∙0-2=-2<0, y"(2)=2∙2-2=2>0. Следовательно, на первом интервале график является выпуклым, на втором – вогнутым, а при х=1 имеет перегиб.
Найдём соответствующее значение функции:
Таким образом, точка – точка перегиба графика функции.
Теперь, пользуясь результатами исследования функции, строим её график (рис. 5).
Рис. 5
Задача № 7.Найти дифференциал указанной функции.
Решение. Преобразуем функцию, применяя свойства степеней:
Затем, применяя правила дифференцирования и табличные формулы, получаем:
Дифференциал функции равен произведению её производной на дифференциал независимой переменной: Тогда для данной функции:
Задача № 8.Исследовать на экстремум функцию .
Решение. Находим стационарные точки – точки, в которых частные производные функции равны нулю:
Решение последней системы дает четыре стационарные точки:
.
Находим частные производные второго порядка:
Исследуем каждую стационарную точку.
1) В точке Так как и , то в этой точке функция имеет минимум.
2) В точке Так как и , то в этой точке функция имеет максимум.
3) В точке Так как , то в этой точке нет экстремума.
4) В точке Так как , то в этой точке нет экстремума.
Задача № 9.Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями , .
Решение. Графиком первой функции является парабола с ветвями вверх, второй функции – прямая.
Найдём координаты вершины параболы:
Итак, точка (-2;-4) является вершиной параболы.
Для нахождения точек пересечения данных линий решим систему уравнений:
Найдём вторые координаты (ординаты) точек пересечения графиков, подставив найденные значения х в любое из уравнений: y(-4)=-4+4=0, y(1)=1+4=5. Таким образом, парабола и прямая пересекаются в точках (-4;0) и (1;5).
Теперь вершину параболы и точки пересечения используем для построения графиков (рис. 6).
Рис. 6
Площадь фигуры, ограниченной сверху и снизу непрерывными линиями и , пересекающимися в точках с абсциссами x=a и x=b, определяется по формуле:
.
Задача № 10.Найти общее решение дифференциального уравнения 1-го порядка.
Решение. Это дифференциальное уравнение 1-го порядка с разделяющимися переменными. Находим его решение по стандартной схеме:
Разделим переменные:
Проинтегрируем обе части уравнения:
Второй интеграл решим методом замены переменной:
Теперь приравняем результаты, причём произвольную постоянную С запишем только в правой части:
–общее решение.
Задача № 11.Найти частное решение дифференциального уравнения 2-го порядка, удовлетворяющее указанным начальным условиям.
Решение. Это линейное однородное дифференциальное уравнение 2-го порядка с постоянными коэффициентами. Общее решение уравнения составляется в зависимости от корней характеристического уравнения:
Если корни характеристического уравнения действительны и различны, то общее решение имеет вид: В нашем случае значит,
Теперь из общего решения уравнения выделим частное решение, удовлетворяющее заданным начальным условиям.
Итак,
Подставим найденные значения констант в общее решение. Тогда – частное решение уравнения.
Задача 12.Дан степенной ряд . Написать первые три члена ряда, найти интервал сходимости ряда и исследовать его сходимость на концах интервала.
Решение. – общий член ряда. Подставив в эту формулу вместо n значения 1, 2, 3, …, можно найти любой член ряда:
Степенной ряд в общем виде записывается следующим образом: где an – формула числовых коэффициентов. Для данного ряда
Областью сходимости степенного ряда является интервал (-R;R), где – радиус сходимости. Вычислим его:
Итак, ряд является сходящимся (абсолютно) при всех х, принадлежащих интервалу
Теперь проверим сходимость ряда на концах этого интервала.
Пусть получаем ряд:
Это числовой знакочередующийся ряд, исследуем его по признаку Лейбница:
ряд сходится, значит, – точка сходимости.
При исходный ряд принимает вид: – числовой знакоположительный ряд. Исследуем его сходимость при помощи интегрального признака сходимости Коши. Рассмотрим несобственный интеграл: Так как несобственный интеграл расходится, то расходится и исследуемый ряд. Значит, – точка расходимости.
Таким образом, данный степенной ряд является сходящимся при