Да не чует шуица твоя, чьто творит десница твоя

Ключи к олимпиадным заданиям 7 класс

1. В ХIХ веке в среде младшеклассников имел хождение такой пример:

— Степка, хочешь щец?

— Фу!

В чем особенность данной фразы? (5б) Как вы думаете, с какой целью ученики эту фразу запоминали?(5б) 10б

В данной фразе представлены все глухие согласные русского языка(5б). А запоминать ее нужно для того, чтобы проверять и правильно писать их в середине и на конце слова. (5б) -10б

2. Прочитайте внимательно слова: береста, маневры, планер, свекла, Мирей Матье, Жерар Депардье. Несмотря на то, что все они разные, во всех словах допущена одна и та же ошибка. И допускают ее как в произношении, так и в написании данных слов. Запишите слова правильно.(6б) Попробуйте пояснить причину данной ошибки. (1- 4б) 10б

Следует писать и произносить «берёста», а не «береста» (1б), «свёкла», а не «свекла»(1б), «планёр» вместо «планер»(1б), «манёвры» вместо «маневры»(1б), Мирей Матьё, а не Мирей Матье(1б), Жерар Депардьё, а не Жерар Депардье(1б).

В письменной речи сложилась традиция не ставить точки над буквой «Ё»(1б). Считается, что это экономит время и чернила. (1б ) Отсутствие Ё на письме и в печати ведёт к искажению слова (1б), к укоренению неправильных ударений.(1б )

(1-4б в зависимости от полноты ответа ) ( Канаш В. Точки над Ё) (6б + от 1-4 баллов за пояснение ) - 10б

3. Прочтите фрагмент сказки А. Ремизова.

- Странного человека медведь никогда не тронет, он знает! – говорил старик. – Встретишься с медведем, скажи ему: «Иди, иди, Мишка!< …>. И медведь уйдет.

Выпишите устаревшее слово(2б), дайте его лексическое значение.(3б) В каком значении это слово употребляется в современном русском языке?(2б) Составьте предложение с каждым из слов (по 2б) 10б

В данном тексте слово « странный»(2б) употреблено в значении «странствующий, прохожий»(2б) и является устаревшим. В современном русском языке оно имеет значение «необычный, непонятный, вызывающий недоумение».(2б) + 2б за составленные предложения (6б+ 4б за составленные предложения)- 10б

4. Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

Почему слова пятерочник, троечник, двоечник пишутся через Ч, а слово колышник (тот, кто учится на колы) – через Ш?

Приведите 2 примера подобного написания. 10б

Слова пятерочник, троечник, двоечник и колышник образованы от прилагательных: пятерочный, троечный, двоечный и колышный. – 2б

Написание слов пятерочный, троечный, двоечный через Ч объясняется тем, что эти слова восходят к существительным пятерка, тройка, двойка, основы которых оканчиваются на согласный К. – 2б

В словах, образованных от основ на К, перед суффиксами, начинающимися с согласного Н, пишется буква Ч- 2б

Написание слов колышник и колышный не через Ч объясняется тем, что на конце производящей основы кол согласные К, Ч, Ц отсутствуют. Значит, Ч не пишется. 2б

Примеры: краска – красочный, песок – песочный, уборка – уборочный и т.п. по 2 б

6б + по 2б за пример – 10б

5. Какое устойчивое выражение современного русского языка соответствует данному предложению из Остромирова Евангелия (1056-1057)? (3б) . Дайте его толкование (2б)

Да не чует шуица твоя, чьто творит десница твоя.

В каких современных топонимах сохранились древние имена прилагательные, от которых образовались существительные шуица и десница? ( по 1б за топоним)

Данной фразе соответствует выражение : Правая рука не ведает, что творит левая. (3 б), что означает: неразбериха, противоречие друг другу (2 б)

Город Шуя (1б ) назван по реке Шуе.(1б) Он находится на левом берегу одноименной реки. (1б)

В России существует несколько рек с названием Десна(1б). Это правые притоки Дона и Буга. (1б) 10 б

6. Выдающийся филолог ХХ века В.В. Виноградов в фундаментальном труде «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947 г.) назвал местоимение особой частью речи в современном русском языке. А великий русский поэт XIX века А.С. Пушкин в стихотворении «Ты и вы» мастерски использовал формы личных местоимений ты и вы.

Как вы думаете, почему учёный так охарактеризовал местоимения? Какие семантические особенности личных местоимений использовал А.С. Пушкин в своём стихотворении?

Ты и вы

Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.

Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с нее нет силы;

И говорю ей: как вы милы!

И мыслю: как тебя люблю! (А.С. Пушкин)

(Примечание : курсив авторский

1. Местоимение, по мнению выдающегося филолога В.В. Виноградова, особая часть речи в современном русском языке. Во-первых, местоимение – часть речи, не имеющая собственного значения, а замещающая слова других частей речи. (2б)

2. При помощи местоимений говорящий или указывает на лицо, предмет, признак, количество, или обобщает их, но не называет. (до 2б)

3. Особенность местоимений ещё и том, что они позволяют в тексте избегать повторений слов, так как являются средством связи между частями предложений и предложений в целом (2б)

4. Ещё одна интересная особенность местоимений – личные местоимения ты и вы составляют основу речевого этикета: на ТЫ обращаются друг к другу в семье, между родственниками, друзьями;(1б ) на ВЫ - люди мало знакомые и незнакомые.(1б) Местоимение ВЫ принято также в официальной и служебной обстановке.(1б)

А.С. Пушкин использует именно эту семантическую особенность личных местоимений. Лирический герой А.С. Пушкина говорит о желании перейти от официальных отношений к близким, отсюда и сердечное ты.(1б) 10 баллов

7. Ниже даны числительные, встречающиеся в рукописях и былинах XII –XVII веков:

полтретьяста – 250 ; полшестадесять – 55 ; полпята – 4,5

Какие количества передавались числительными полшестаста и полтретьядесять? 550 –5 баллови 25 -5 баллов. Итого – 10 баллов

8. Соотнесите трóпы с их определениями. (5б)

1. Ирония А. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
2. Метонимия Б. Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.
3. Аллегория В. Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки.
4. Метафора Г. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.
5. Гипербола Д. Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

Приведите по 1 примеру для каждого пункта таблицы (5б)

1 — В 2 — Д 3 — Б 4 — А 5 — Г(5б+ по 1б за каждый верный пример)-10б

9. На что только не идут рекламщики, чтобы привлечь внимание к своей продукции. Все чаще в последнее время мы становимся свидетелями поразительного словотворчества. Можно ли слова, придуманные для рекламы, считать полноценными? Имеют ли они частеречную принадлежность и положенные им грамматические признаки? Каким способом словообразования они образованы? Имеют ли они лексическое значение?

Перед вами рекламный слоган: «Лимонадит всех!». Проведите анализ «новорожденного» слова и докажите свою точку зрения. 10б

1. Слово лимонадит в рекламном слогане использовано как глагол (что делает?). 1б

2. Возможная начальная форма «придуманного» глагола –лимонадить. Это глагол II-го спряжения, переходный, невозвратный, несовершенного вида. Употреблён в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, единственного числа 3-го лица. В предложении является сказуемым. – 3б

3. Слово лимонадить образовано от слова лимонад суффиксальным способом. -2б

4. Слово лимонад имеет значение « сладкий прохладительный, тонизирующий напиток с соком лимона или других ягод и фруктов». (1б)Т.о. слово лимонадит обозначает действие на человека напитка под названием «Лимонад».(1б) Исходя из всего выше перечисленного можно прийти к выводу, что рекламное слово лимонадит обладает всеми необходимыми признаками для того, чтобы считаться полноценным самостоятельным словом.

Вспомните подобные рекламные слоганы проведите их анализ.

Примерами могут служить слоганы той же рекламы напитков из Черноголовки:

Бодрит и тархунизирует! (напиток «Тархун»)

Очень дюшесно! (напиток «Дюшес»). Возможно, что ученик сам проявит фантазию и сочинит собственный слоган.

10. Разберите по членам предложения выделенное предложение. 1. Современный ученый – многосторонний ученый. Физика интересует математика.(5б)

С чем может быть связана многозначность данного предложения? (5б)

Многозначность высказывания связана с явлением морфологической омонимии (2б) (совпадение форм) и относительно свободным порядком слов в предложении(1б). Разбор предложения в данном случае зависит от контекста (содержания фрагмента текста) (2б)

В соответствии с этим возможны 2 варианта понимания и разбора предложения:

Физика (ученого, дополнение) интересует математика (наука, подлежащее) или Физика (наука, подлежащее) интересует математика (ученого, дополнение). – 5б

Б

Наши рекомендации