Состав и структура 3d систем

Проектирование с помощью компьютера обозначается аббревиатурой CAD(Computer-Aided Design).

Практически все современные 3D MCAD пакеты состоят из трёх основных модулей:

а) редактора геометрии деталей;

б) редактора сборок;

в) генератора чертежей и спецификаций.

Редактор деталей

Современные модули для проектирования твёрдотельной геометрии построены на стандартных геометрических ядрах, или Parasolid (Solid Works и SolidEdge) или ACIS(AutoDesk Inventor).

Редактор детали состоит из двух основных компонент:

а) редактор двумерных эскизов;

б) редактор трёхмерной геометрии.

Редактор эскизов предназначен для построения параметризованных 2D – контуров, на основе которых создаётся будущий твёрдотельный объект.

Для построения эскиза пользователю доступны все геометрические примитивы, имеющиеся в 2D системах. В качестве плоскости построения эскизов используются либо базовые координатные плоскости XY, XZ, YZ, либо плоскости определённые пользователем в процессе геометрических построений, либо плоские грани уже построенного ранее геометрического объекта.

На следующем шаге, с использованием различных перемещений в пространстве построенного эскиза, формируется объёмная геометрия твёрдого тела. Данное перемещение называется формообразующей операцией. В современных графических системах применяются следующие формообразующие операции к эскизам:

а) выдавливание контура вдоль прямой линии;

б) вращение контура вокруг заданной оси;

в) вытягивание по криволинейной траектории;

г) вытягивание по заданным сечениям.

В результате выполнения этих процедур создаётся основание объёмной детали, к которому далее при помощи последовательного выполнения булевых операций производится приклеивание или вырезание дополнительных объёмов. Так для образования отверстия требуется операция вычитания, а для образования бобышки или фланца нужна операция объединения и т.д.

В качестве дополнительных и обязательных средств дальнейшего построения трёхмерной геометрической модели используются процедуры создания фасок, скруглений различного радиуса, отверстий гладких и резьбовых, винтовых поверхностей и т.д. Эти элементы не требуют для их создания обязательного построения эскиза и формируются непосредственно на твёрдотельной модели.

Для того, чтобы отредактировать конструктивный элемент на детали его нужно найти в CSG-древе, которое ещё называется проводником и активизировать клавишей мышки. Далее произвести на данном элементе необходимые формоизменения.

Последовательность моделирования

1. Создать геометрическую модель основания детали;

2. Последовательно приклеивать (объединять) внешние конструктивные элементы к создаваемой модели;

3. Последовательно вырезать (вычитать) из модели внутренние элементы;

4. Последовательно моделировать на объёмной модели фаски, скругления, резьбу.

Редактор сборок

С точки зрения сборки детали должны представлять собой уже готовые конструктивные элементы, для которых требуется задать положение в пространстве и добавить ограничения подвижности (лишить степеней свободы).

Исходя из этого сборочная модель – это файл, содержащий несколько отдельных моделей деталей, с описанием того, как они расположены относительно друг друга в сборочной единице.

Для получения этого файла используются три метода проектирования сборочных операций в файле сборки:

а) проектирование «снизу-вверх»;

б) проектирование «сверху-вниз»;

в) проектирование смешенным способом.

Механизм «снизу-вверх» соответствует протеканию реального производственного процесса сборки конструкции. Т.е. предварительно создаются независимо друг от друга модели деталей, а затем они объединяются в единую конструкцию через наложение ограничений на их пространственное положение.

Например, для цилиндрических поверхностей могут быть заданы связи концентричности, а для плоскостей – их совпадение.

 
  состав и структура 3d систем - student2.ru

Производство изделий
Создание сборочных чертежей
Создание рабочих чертежей

состав и структура 3d систем - student2.ru состав и структура 3d систем - student2.ru

состав и структура 3d систем - student2.ru

состав и структура 3d систем - student2.ru

обратная связь

При проектировании «сверху-вниз» все детали последовательно создаются в самом файле сборки, т.е. на базе геометрических элементов ранее образованных деталей. Это значит, что создаваемая очередная деталь сразу привязывается к граням, ребрам или вершинам других созданных ранее деталей.

В соответствии с этим методом создаваемая сборка является одновременно и информационной моделью для автоматического создания отдельных файлов деталей, образующих сборку.

При этом автоматически образованные связи позволяют перестраивать всю сборку при изменении параметров любой из деталей её образующих.

     
    состав и структура 3d систем - student2.ru
 
  состав и структура 3d систем - student2.ru

состав и структура 3d систем - student2.ru

обратная связь

При реализации смешенного метода моделирования на начальном этапе сборочный узел начинает формироваться путём добавления в файл сборки готовых объёмных деталей из отдельных файлов с последующим наложением на них всевозможных связей и ограничений. Недостающие детали создаются прямо в файле сборки. При этом в качестве базовых элементов для моделирования новых деталей выступают поверхности уже существующих объектов. В этом случае учитываются размеры и положение данных конструктивных элементов.

При добавлении детали или сборочной единицы в структуру сборки в CSG-дереве сборки автоматически появляется объект с именем нового компонента. Следовательно, CSG-дерево сборки описывает структуру всего сборочного узла и последовательность его формирования.

Наши рекомендации