Определение коэффициента момента тангажа и фокуса по углу атаки самолета
Момент тангажа самолета создается крылом, горизонтальным оперением, фюзеляжем и всеми несущими надстройками и подвесками, если они имеются.
Коэффициент момента тангажа самолета: , где – момент аэродинамических сил самолета относительно оси z, S – площадь крыла с подфюзеляжной частью, – скоростной напор невозмущенного потока.
При малых углах атаки можно принять зависимость коэффициента mz от углов атаки (mz = f(a)) линейной. Тогда , где – угол атаки самолета; – производная коэффициента момента тангажа по углу атаки, имеющая порядок:
» 0.002 …0.01 » 0.1 …0.6
(3.1)
Здесь производные коэффициентов подъемной силы по углу атаки, соответственно, изолированного фюзеляжа (п. 2.1), консольных частей крыла, горизонтального оперения (п 2.2), изолированных мотогондол и других элементов конструкции самолета, при обтекании которых может возникать подъемная сила;
–коэффициенты, учитывающие интерференцию крыла и горизонтального оперения с фюзеляжем (п. 2.3);
– коэффициенты торможения потока у крыла, горизонтального оперения, какого–либо элемента конструкции самолета (п 2.4.3);
– коэффициенты эффективности крыла и горизонтального оперения, соответственно (п. 2.4.1, 2.4.2);
При малых углах атаки нормальная сила практически не отличается от подъемной силы, поэтому в формуле (3.1) производные можно заменить на производные для самолета и всех его частей.
(3.2)
– соответственно расстояния от фокуса консольных частей крыла, го, изолированного фюзеляжа, j–й подвески или мотогондолы до оси Z (рис 3.1), которые можно определить по чертежу эквивалентной компоновки с учетом его масштаба или рассчитать эти размеры по данным геометрии эквивалентной схемы самолета. Ось Z согласно ГОСТу проходит через центр масс самолета в сторону правого крыла самолета. Если положение центра масс неизвестно, то ось Z проводят через переднюю кромку САХ крыла с подфюзеляжной частью. Знаки определяются согласно ГОСТу. В случае, когда подъемная сила поверхности, приложенная в ее фокусе, создает относительгно оси Z кабрирующий момент, то знак момента Mz ”+”, если пикирующий – то ”–”.
Положения фокуса консольных частей крыла и го определяются по графикам рис. 3.2–3.5.,где , для консоли крыла , для консоли го .
Положение фокуса крыла сложной формы в плане определяется по соотношению:
,
где : где – производная для 1–го крыла (рис.1.5), – производная для 2–го крыла, - площадь 1–го крыла, - площадь 2–го крыла, ,
Положение фокуса фюзеляжа определяется по соотношению:
, (3.3)
где коэффициент рассчитывается относительно оси , проходящей через нос фюзеляжа; – производные коэффициента подъемной силы по углу атаки, соответственно, фюзеляжа, его носовой части с учетом влияния цилиндра, кормовой части; – расстояния от фокусов носовой части с учетом влияния цилиндра, кормовой части до оси . Знаки плеч в формуле (3.3)те же, что и в формуле (2.2)
Рис. 3.1
Рис 3.2
Рис 3.3
Рис 3.4
Рис 3.5
Рис. 3.6
Фокус кормовой части можно принять на середине ее длины– 0.5Lкорм .
Координата фокуса кормовой части .
Координата фокуса носовой части определяется по формуле:
, (3.4)
где , – длина и объем носовой части фюзеляжа;
учитывает смещение фокуса под влянием числа Маха и определяется по графику рис. 3.6. в зависимости от параметров и .
Для определения координат фокусов частей самолета относительно носка САХ крыла с подфюзеляжной частью необходимо нанести их на чертеже эквивалентной компоновки (рис. 3.1) и снять координаты .
Далее по формуле 3.2 рассчитывается коэффициент .
Положение фокуса самолета при малых углах атаки определяется из соотношения:
;
. (3.5)
полученное из соотношения (3.5) положение фокуса самолета необходимо нанести на чертеже эквивалентной компоновки (отложить от носка САХ крыла с подфюзеляжной частью и перенести на ось Х).
При наличии мотогондол и подвешиваемых грузов их фокус рассчитывается аналогично фокусу фюзеляжа. Сила, создающая момент тангажа приложена в фокусе мотогондолы или подвески. Плечо в формуле 3.2 для каждой мотогондолы или подвески также может быть определено по чертежу эквивалентной компоновки.
В первом приближении интерференцией самолета и подвешиваемых грузов можно пренебречь.