Линейная модель наблюдений имеет вид

Методические указания к выполнению семестрового задания по дисциплине

«ЭКОНОМЕТРИКА»

Для студентов-магистров заочной формы обучения

Введение

В соответствии с учебным планом и рабочей программой по курсу «Эконометрика» каждый студент заочной формы обучения должен выполнить в 1 семестре 1 курса семестровую работу. Изучение этой дисциплины предполагает приобретение студентами опыта построения эконометрических моделей, принятия решения о спецификации и идентификации модели, оценки параметров модели, интерпретации результатов, получения прогнозных оценок.

Семестровая работа содержит 5 заданий, объединённых в рамках единой комплексной задачи. Перед выполнением заданий рекомендуется ознакомиться с соответствующими темами эконометрики:

– линейная модель наблюдений;

– оценка существенности параметров линейной регрессии и корреляции;

– нелинейная связь между переменными;

– интервалы прогноза по линейному уравнению регрессии;

– нелинейная регрессия;

– корреляция для нелинейной регрессии;

– средняя ошибка аппроксимации.

В данных методических указаниях в краткой форме приведены основные понятия перечисленных тем, предложен пример выполнения семестровой работы

В конце методических указаний содержатся варианты заданий и основные статистико-математические таблицы, необходимые для решения задач.

1. Однофакторный регрессионно – корреляционный анализ экономической модели

Уравнение связи двух переменных у и х

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru

называется уравнением парной регрессии (однофакторной моделью). Переменную Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru при этом называют результативным признаком (эндогенной переменной), а переменную х – факторным признаком (экзогенной переменной).

Пусть имеется n значений переменных у и х: уi и хi (i = 1, 2 ,…, n). Разместив на плоскости в прямоугольной системе координат точки (хi, уi) с абсциссами хi и ординатами уi , получим диаграмму регрессии (поле корреляции). Эти точки будут образовывать облако рассеяния, вытянутое в некотором направлении. По виду поля корреляции формулируют гипотезу о форме связи.

Различают линейные и нелинейные регрессии.

Линейная модель наблюдений имеет вид

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru , (i = 1, 2,…, n).

Нелинейные регрессии делятся на два класса:

– регрессии, нелинейные относительно включенных в анализ объясняющих переменных, но линейные по оцениваемым параметрам. Например, полиномы разных степеней:

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru ,

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru ,

равносторонние гиперболы

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru ;

– регрессии нелинейные по оцениваемым параметрам. Например,

степенная функция Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru ,

показательная функция Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru ,

экспоненциальная функция Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru .

Построение уравнения регрессии сопровождается оценкой его параметров. Для оценки параметров регрессий, линейных по параметрам, используют метод наименьших квадратов (МНК).

Согласно МНК, среди всех возможных значений параметров a и b, претендующих на роль оценок параметров а и b, следует выбрать такую пару a, b, для которой

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru .

Иначе говоря, выбирается такая пара параметров a, b, для которой сумма квадратов оказывается наименьшей.

Для линейных и приводимых к линейным нелинейных уравнений, заданное условие приводит к системе нормальных уравнений

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru ,

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru .

решая которую, имеем

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru , Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru ,

где

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru – среднее значение последовательности х1, х2,…, хn,

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru – среднее значение последовательности у1, у2,…, уn,

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru – выборочная дисперсия,

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru – выборочная ковариация.

Для любой точки (хi, уi) на диаграмме рассеяния можно записать

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru ,

где Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru – ордината точки линии регрессии (модели), имеющей абсциссу хi.

Задача дисперсионного анализа состоит в анализе дисперсии зависимой переменной.

Возведем обе части последнего представления в квадрат и просуммируем левые и правые части полученных для каждого из i равенств соответственно, получим

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru .

Рассмотрев сумму Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru более подробно, можно показать, что она в силу системы нормальных уравнений равна нулю.

Тогда

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru (1)

общая сумма квадратов отклонений TSS сумма квадратов отклонений, объясненная регрессией ESS остаточная сумма квадратов отклонений RSS

Выражение (1) представляет собой разложение полной суммы квадратов на сумму квадратов, объясненную моделью, и остаточную сумму квадратов.

Долю дисперсии, объясняемую регрессией в общей дисперсии результативного признака у, характеризует коэффициент (индекс) детерминации Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru .

Этот коэффициент изменяется в пределах от 0 (при Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru , т.е. RSS = TSS) до 1 (при RSS = 0). Таким образом,

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru .

Значение Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru тем выше, чем больше доля объясненной моделью суммы квадратов ESS по отношению к полной сумме квадратов TSS.

Тесноту связи изучаемых явлений оценивает линейный коэффициент парной корреляции Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru для линейной регрессии ( Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru )

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru ,

где Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru , Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru – средние квадратические ошибки выборки величин х и у,

и индекс корреляции Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru – для нелинейной регрессии ( Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru )

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru .

Чем ближе значение коэффициента (или индекса) корреляции к единице, тем теснее корреляционная связь.

Заметим, что коэффициент детерминации есть квадрат коэффициента или индекса корреляции.

Средний коэффициент эластичности для рассматриваемой парной модели регрессии рассчитывается по формуле

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru

и показывает, на сколько процентов в среднем по совокупности изменится результативный признак у от своей средней величины при изменении факторного признака х на один процент.

Бета–коэффициент показывает, на какую часть величины своего среднего квадратического отклонения изменится в среднем значение результативного признака при изменении факторного признака на величину его среднего квадратического отклонения и задается формулой

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru .

После того, как построено уравнение регрессии, необходимо провести оценку значимости как уравнения в целом, так и отдельных его параметров. Оценка значимости уравнения регрессии часто делается с помощью F – критерия Фишера. При этом выдвигается нулевая гипотеза Н0 о том, что коэффициент регрессии равен нулю (b = 0) и тем самым предполагается, что фактор х не оказывает влияния на результат у.

Существует равенство между числом степеней свободы общей и факторной с остаточной суммами квадратов. Имеем два соответствующих друг другу равенства

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru ,

n – 1 = 1 + (n –2).

Разделив каждую сумму квадратов на соответствующее ей число степеней свободы, получим средний квадрат отклонений, или дисперсию D на одну степень свободы

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru , Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru , Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru .

Сопоставляя факторную и остаточную дисперсии в расчете на одну степень свободы, получим F – критерий

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru .

Разработаны таблицы (см. таблицы в конце пособия) критических значений F – критерия при разных уровнях существенности нулевой гипотезы и различном числе степеней свободы. Вычисленное значение F – критерия признается достоверным (отличным от единицы), если оно больше табличного (Fфакт>Fтабл,). В этом случае нулевая гипотеза Но об отсутствии связи признаков отвергается.

Если же его величина окажется меньше табличной (Fфакт<Fтабл,), то вероятность нулевой гипотезы Но выше заданного уровня значимости g (например g = 0,05) и она не может быть отклонена без серьезного риска сделать неправильный вывод о наличии связи. В этом случае уравнение регрессии считается статистически незначимым, Но не отклоняется.

Оценка значимости уравнения регрессии обычно дается в виде таблицы дисперсионного анализа (табл. 1).

Таблица 1

  Источники вариации Число степеней свободы Сумма квадратов отклонений Дисперсия на одну степень свободы F – отношение
  факт таблич. при a=0,05
Общая n–1 Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru    
Объясненная Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru    
Остаточная n–2 Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru    

В линейной регрессии обычно оценивается не только уравнение в целом, но и отдельные его параметры. С этой целью по каждому из параметров определяется его стандартная ошибка: mb, ma.

Стандартная ошибка коэффициента регрессии определяется по формуле

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru ,

где Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru – остаточная дисперсия на одну степень свободы

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru .

Для оценки существенности коэффициента регрессии его величина сравнивается с его стандартной ошибкой, т.е. определяется фактическое значение t – критерия Стьюдента Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru , которое затем сравнивается с табличным значением (см. таблицу в конце пособия) при определенном уровне значимости g и числе степеней свободы (n – 2).

Можно показать справедливость равенства Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru .

Если фактическое значение t – критерия превышает табличное, то гипотезу о существенности коэффициента можно отклонить.

Границы доверительного интервала коэффициента регрессии b определяются как Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru .

Стандартная ошибка параметра a определяется по формуле

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru .

Процедура оценивания существенности данного параметра не отличается от рассмотренной выше для коэффициента регрессии. Вычисляется t – критерий: Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru , его величина сравнивается с табличным значением при (n –2) степенях свободы и заданном уровне значимости g.

Границы доверительного интервала параметра a определяются как Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru .

Предельная ошибка D каждого показателя имеет вид:

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru , Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru .

Значимость линейного коэффициента корреляции проверяется по величине ошибки коэффициента корреляции:

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru .

При этом, Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru – фактическое значение t – критерия Стьюдента.

Данная формула свидетельствует о том, что в парной линейной регрессии Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru , и Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru . Таким образом, проверка гипотез о значимости коэффициентов регрессии и корреляции равносильна проверке гипотезы о существенности уравнения регрессии.

Если значение Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru значительно превышает табличное значение при заданном уровне значимости g, то коэффициент корреляции существенно отличен от нуля, и построенная модель является достоверной.

Рассмотренная оценка коэффициента корреляции рекомендуется к применению при большом числе наблюдений и если r не близок к +1 или –1.

Фактические значения результативного признака у отличаются от теоретических значений Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru , рассчитанных по уравнению регрессии. Чем меньше это отличие, тем ближе теоретические значения подходят к эмпирическим данным, лучше качество модели.

Величина отклонений фактических и расчетных значений результативного признака Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru по каждому наблюдению представляет ошибку аппроксимации. Их число соответствует объему совокупности. Отклонения Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru несравнимы между собой. Так, если для одного наблюдения Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru , а для другого оно равно 10, то это не означает, что во втором случае модель дает вдвое худший результат. Для сравнения используются величины отклонений, выраженные в процентах к фактическим значениям.

Чтобы иметь общее представление о качестве модели, из относительных отклонений по каждому наблюдению определяют среднюю ошибку аппроксимации –среднее отклонение расчетных значений от фактических:

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru .

Допустимый предел значений Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru – не более 8–10%.

Прогнозное значение ур определяется путем подстановки в уравнение регрессии Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru соответствующего (прогнозного) значения хр.

Средняя стандартная ошибка прогноза определяется по формуле:

Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru .

Границы доверительного интервала прогноза определяются как Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru , где Линейная модель наблюдений имеет вид - student2.ru – ошибка прогноза.

Наши рекомендации