Погрешности измерений и их оценки

ТЕХНИКА И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ

Общие сведения

Согласно ГОСТ 16263-70 измерение – это нахождение значения физической величины (ФВ) с заданной точностью в заданных условиях, опытным путем с помощью специальных технических средств, т. е. это экспериментальная процедура. С другой стороны, возможность измерения обусловлена предварительным изучением свойства объекта, подлежащего измерению, построением абстрактных моделей этого свойства и его носителя – объекта измерения. В соответствии с этим, процесс измерения можно представить в виде двух параллельных направлений: первого – реального (материального) содержащего непосредственно объект измерения, метод и средство измерений и второго - относящегося к отражению реального, т. е. эмпирической модели измерения.

Для понимания принципов измерения и грамотного их использования в экспериментальных исследованиях необходимо выяснить, какие основные элементы включает в себя процесс измерения, а также как они взаимодействуют друг с другом. Это удобно сделать с помощью структурной схемы (рис.2.1).

Центральным, основополагающим элементом обобщенной структуры измерения является задача измерения. Здесь оговаривается значение (диапазон значений) измеряемой ФВ, условия, при которых осуществляется измерения, требуемая точность результата. Формирует задачу субъект измерения – оператор.

Объект измерения представляет собой реальный физический объект, обладающий множеством свойств С1,… Сi, которым соответствуют физические величины ФВ1,…, ФВi. Очевидно, что получить полное, учитывающее все свойства и связи, описание объекта невозможно. Поэтому пользуются математической моделью объекта. Под математической моделью будем понимать совокупность математических символов и отношений между ними, которые адекватно описывают интересующие субъекта свойства объекта.

(выбор)

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru

Рис.2.1. Структурная схема измерений

Модель строится на основе априорной информации в соответствии с решаемой задачей и учетом условий измерения. Априорная информация в значительной степени определяет эффективность измерения. Очевидно, что полном отсутствии априорной информации измерение в принципе невозможно, т. к. неизвестно - какую ФВ необходимо измерить.

Целью построения модели объекта измерения является выделение конкретной ФВ, которую необходимо определить. Следует учесть, что модель должна отражать не только измеряемую ФВ, но и другие, неинформативные, но оказывающие влияние на результат измерения величины.

Измерительный сигнал – это сигнал, содержащий количественную информацию об измеряемой ФВ. Он поступает на вход СИ, при помощи которого преобразуется в выходной сигнал (возможно, другой физической природы), удобный для непосредственного восприятия субъектом (оператором) или для последующей обработки и передачи.

Принцип измерения – это совокупность физических принципов, на которых основано измерение. Например, использование эффекта Холла для измерения концентрации носителей заряда или эффекта Доплера для измерения скорости.

Метод измерения – это прием или совокупность приемов сравнения измеряемой ФВ с ее единицей в соответствии с реализованным принципом измерения. Он определяет структуру средства измерения (СИ). Различают метод непосредственной оценки и методы сравнения (дифференциальный, нулевой, замещения, совпадений).

ГОСТ 16263-70 определяет средство измерения (СИ) как техническое средство, используемое при измерениях и имеющее нормированные метрологические характеристики. Метрологические характеристики – это такие характеристики СИ, которые оказывают влияние на результат измерения и могут служить для оценки инструментальной составляющей погрешности.

Большое влияние на результат оказывают условия измерения. Под условием измерение понимают совокупность влияющих величин (температура, давление и т.п.), т. е. таких величин, которые не измеряются данным СИ, но влияние на результат измерения оказывают.

Это влияние осуществляется через изменение метрологических характеристик СИ и вызывает дополнительную погрешность. Существуют нормальные условия измерений. Они задаются нормативно-технической документацией.

При нормальных условиях определяется основная погрешность СИ. Например, для электрических измерений нормальные условия это:

Температура окружающей среды 20°С

Давление 750 мм. Рт.ст.

Относительная влажность 65%

Плотность воздуха 1,2 кг/м3

Ускорение свободного падения 9,8 м/с2

Магнитная индукция 0 Тл

Частота промышленной сети (50±0,5) Гц

Среднеквадратическое значение

напряжения сети (220±22) В

Качество измерений определяется точностью, достоверностью, правильностью, сходимостью и воспроизводимостью.

Точность измерения характеризует близость к нулю погрешности результата (близость к истинному значению). Более высокая точность соответствует меньшей погрешности.

Достоверность характеризуется вероятностью того, что истинное значение измеряемой ФВ находится в заданных пределах (интервале). Определяется доверительной вероятностью.

Правильность измерений отражает близость к нулю систематических погрешностей.

Сходимость результата измерений отражает близость друг к другу результатов измерения одной и той же ФВ, выполненных повторно одним и тем же методом и СИ в одинаковых условиях. В некотором смысле отражает влияние случайных погрешностей.

Воспроизводимость характеризует близость результата измерений одной и той же ФВ, полученных в разных местах, разными методами и СИ, разными субъектами (операторами), но в одних и тех же условиях (или приведенных к одним условиям).

Субъект измерения (оператор) объединяет реальное и модельное направления процесса измерения. Он ставит измерительную задачу, осуществляет сбор и анализ информации об объекте измерения, производит статистическую обработку результата, использует при этом вычислительные средства и соответствующее программное обеспечение. Однако, оператор вносит субъективизм, т.е. зависимость результата от квалификации, условий труда, психофизического состояния человека. Это обуславливает появление погрешности, вносимой оператором. По данным [2.2], в зависимости от индивидуальных особенностей операторов, их профессиональных навыков и т. п., неточность отсчета по шкалам СИ может достигать ±0,1 деления шкалы.

Из всего сказанного следует, что измерение представляет собой последовательность сложных и разнородных действий. Условно весь процесс измерения можно разделить на четыре этапа.

Первым этапом любого, даже самого простого измерения является постановка задачи. Сюда входит сбор априорной информации об объекте измерения и теоретическая проработка вопросов точности.

Второй этап – это планирование измерения. Он состоит из выбора метода и типа СИ, предварительной оценки точности, формирования требований к СИ и внешним условиям, определения параметров измерительной процедуры (число наблюдений, время наблюдений и т. п.).

Третий - непосредственно измерительный эксперимент. Он включает проработку вопросов взаимодействия СИ и объекта измерения, преобразование информационных сигналов, регистрацию результатов. Заключительный этап процесса измерения – обработка экспериментального материала. Этот этап выполняется в соответствии с поставленной задачей и может содержать следующие пункты: анализ возможных алгоритмов обработки и выбор наиболее эффективного, вычисление значения измеряемой величины и соответствующих погрешностей, анализ и интерпретация результатов, запись результата в соответствии с установленной ГОСТом (или другими нормативными документами) формой представления.

Для решения конкретной задачи каждый из этапов может существенно изменяться, а некоторые вообще отсутствовать. В большинстве технических задач весь процесс сводится к одному экспериментальному этапу, поскольку все остальные проведены заранее. В этом случае обработка экспериментальных данных осуществляется по простейшему алгоритму оценки истинного значения ФВ и численных характеристик погрешностей этой оценки.

Для получения достоверного результата необходимо, чтобы СИ были исправны, а их метрологические характеристики нормированы, чтобы объем априорной информации об объекте и измеряемой ФВ был достаточен, а метод измерения и его погрешности заранее оценены, т. е. до эксперимента должна быть проведена оценка составляющих погрешности.

Погрешности измерений и их оценки

Известно, что причиной появления погрешностей является несовершенство используемых СИ и неточность передачи рабочим СИ размеров единиц соответствующих ФВ. Несовершенство СИ является причиной возникновения погрешностей результата измерений при неизменных внешних условиях, а также вследствии различных условий проведения эксперимента (изменение температуры, влажности, давление и т. п.).

Кроме того, погрешность может быть обусловлена методом измерения. Так, например, при исследовании физических полей (температурных, магнитных и др.) сам датчик искажает топографию поля, т. к. обладает собственным полем и, следовательно, интересующая нас величина данным методом принципиально не может быть измерена абсолютно точно.

В процессе измерения в большинстве случаев участвует человек (субъект), который, в силу своих ограниченных физиологических возможностей, также может являться причиной возникновения погрешности.

Таким образом, погрешность измерения Δ в общем случае можно представить в виде следующих составляющих:

· инструментальной погрешности Погрешности измерений и их оценки - student2.ru ;

· методической погрешности Погрешности измерений и их оценки - student2.ru ;

· погрешности отсчета Погрешности измерений и их оценки - student2.ru .

Рассмотрим каждую из этих составляющих более подробно.

Инструментальная погрешность ( Погрешности измерений и их оценки - student2.ru ) – погрешность от несовершенства СИ. Эту погрешность, согласно ГОСТ 8.009–84, подразделяют на основную Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , дополнительную Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , динамическую Погрешности измерений и их оценки - student2.ru и погрешность, обусловленную взаимодействием СИ и объекта Погрешности измерений и их оценки - student2.ru .

· Погрешности измерений и их оценки - student2.ru –это погрешность при условиях принятых за нормальные, т. е. при фиксированных значениях неинформативных ФВ (температуре, давление, напряжении питания и т. п.); влияющих на результат;

· Погрешности измерений и их оценки - student2.ru возникает при отклонении влияющих величин от значений, принятых за нормальные. Например, дополнительная погрешность от температуры;

· Погрешности измерений и их оценки - student2.ru обусловлена инерционными свойствами СИ. Если СИ безинерционное, то Погрешности измерений и их оценки - student2.ru =0.

При использовании СИ на практике должны быть известны его метрологические характеристики, т. е. характеристики оказывающие влияние на результат. Основные характеристики (класс точности, предел измерения, параметры номинальной функции преобразования, цена деления и т.п.) указываются в технической документации на СИ, а наиболее важные из них наносятся наносятся непосредственно на СИ. При этом отклонение метрологических характеристик от номинальных значений, которые вызывают погрешности, носят вероятностный характер поэтому для них должны быть установлены предельные допустимые значения. Для этого осуществляют нормирование метрологических характеристик СИ, которое заключается в установлении границ для отклонений реальных значений параметров СИ от их номинальных значений.

К числу важнейших метрологических характеристик СИ относится погрешность. Нормирование погрешностей СИ необходимо для оценивания погрешности измерения и состоит в установлении предела допускаемой погрешности, под которым понимается наибольшая по модулю погрешность СИ, при которой оно может быть признано годным и допущено к применению.

При нормировании погрешностей СИ определяют пределы допускаемых основной и всех дополнительных погрешностей, а также нормальные условия и допускаемые отклонения от нормальных значений всех влияющих величин. С целью ограничения номенклатуры выпускаемых СИ и упорядочения требований к ним ГОСТ устанавливает классы точности. Класс точности – это обобщенная характеристика СИ, определяемая пределами основной и дополнительной погрешностей. Способы нормирования метрологических характеристик, общие для всех видов средств измерения электрических величин, содержатся в ГОСТ 8.401–80.

Для получения максимально точного результата важно правильно выбрать СИ, так как в противном случае может возникнуть погрешность от взаимодействия СИ и объекта измерений Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , которая является следствием несогласования в входного импеданса СИ и выходного импеданса объекта измерения.

Например, при измерении вольтметром V с входным сопротивлением RVнапряжения на зажимах активного двухполюстника с выходным сопротивлением Rвых (рис.2.2) при выполнении условия Rвых< RV , возникает относительная погрешность [2.6]

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru (2.1)

которая обусловлена уменьшением напряжения на зажимах двухполюстника за счет величины сопротивления вольтметра (при RV → ∞, Погрешности измерений и их оценки - student2.ru = 0).

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru

Рис. 2.2. Схема измерения напряжения вольтметром с конечным
внутренним сопротивлением

При измерении тока в замкнутой цепи с помощью амперметра А (рис.2.3) с внутренним сопротивлением Погрешности измерений и их оценки - student2.ru возникает погрешность

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru (2.2)

которая возникает из-за увеличения суммарного сопротивления (при Погрешности измерений и их оценки - student2.ru =0, Погрешности измерений и их оценки - student2.ru =0). В общем случае подключение реального СИ может существенно измерить режим работы исследуемой схемы, что особенно важно при измерении в целях переменного тока и напряжения. В этом случае необходимо учитывать реактивную (индуктивную, емкостную) составляющую импедансе.

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru

Рис. 2.3. Схема измерения тока амперметром с конечным
внутренним сопротивлением

Методическая погрешность Погрешности измерений и их оценки - student2.ru возникает от несовершенства применяемого метода измерения. Эта погрешность может возникать также из-за недостатка знаний о происходящих при измерении процессах, из-за неточности расчетных формул, в результате линеаризации функций преобразования. Выявление источников Погрешности измерений и их оценки - student2.ru выполняют путем тщательного анализа всех причин возникновения.

Погрешность отсчета Погрешности измерений и их оценки - student2.ru для аналоговых СИ определяется по формуле

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru (2.2)

где k–коэффициент, зависящий от того, до каких долей деления шкалы СИ производится округление при отсчете (если до половины деления, то k=0,5 , если до десятой доли, то k=0,1); ЦД - центр деления СИ.

В общем случае, все вышеуказанные составляющие погрешности содержат систематическую и случайную части. Источниками систематической погрешности могут быть все элементы процесса измерения: метод, СИ и субъект (экспериментатор).

Методическая систематическая составляющая может быть исключена в каждом конкретном случае индивидуально, на основе анализа применяемого метода, результаты которого существенно зависят от квалификации экспериментатора.

Инструментальные систематические погрешности выявляется поверкой СИ. Поверку осуществляют сравнением показаний рабочего (поверяемого) с показаниями образцового прибора. В результате этой процедуры определяют поправку, с помощью которой можно корректировать показания рабочего СИ.

Субъективные систематические погрешности связаны с индивидуальными качествами экспериментатора. Для их уменьшения необходимо точно соблюдать правила эксплуатации СИ, а экспериментатор иметь соответствующие навыки. Существует ряд методов, позволяющих получить исправленный результат измерений, т. е. свободный от систематических погрешностей. Это метод замещения, метод противопоставления, метод компенсации по знаку и др.

Метод замещения осуществляется путем замены измеряемой величины известной величиной так, чтобы воздействием известной величины привести СИ в то состояние, которое оно имело при воздействии измеряемой величины.

Пример. Измерив напряжение на зажимах источника напряжения рабочим СИ (вольтметром) получили результат Погрешности измерений и их оценки - student2.ru . Далее, подав на вольтметр напряжение от регулируемого образцового источника, добиваемая показаний вольтметра 1,5 В. При этом напряжение на зажимах образцового источника оказывается равным 1,65 В. Следовательно, для исправления результата измерении необходимо внести поправку Погрешности измерений и их оценки - student2.ru .

Метод противопоставления удобнее рассмотреть на конкретном примере. Пусть необходимо взвесить массу Погрешности измерений и их оценки - student2.ru на рычажных весах (рис.2.4). Условие равновесия весов Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , тогда Погрешности измерений и их оценки - student2.ru . Если Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , то Погрешности измерений и их оценки - student2.ru . В случае если в силу технологического разброса Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , то возникает систематическая погрешность. Для исключения ее взвешивание осуществляют в два этапа. Сначала взвешивают груз Погрешности измерений и их оценки - student2.ru – уравновешивающая масса Погрешности измерений и их оценки - student2.ru . Затем Погрешности измерений и их оценки - student2.ru перемещают на другую чашу весов и вновь уравновешивают, но другой массой Погрешности измерений и их оценки - student2.ru .

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru

Рис. 2.4. Измерение массы методом противопоставления

Получаем систему уравнений

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru

решая ее относительно Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , получим

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru

Видно, что длины плеч не входят в результат измерения, т.е. систематическая погрешность отсутствует.

Метод компенсации погрешности по знаку. Этот метод предполагает два этапа измерения, выполняемых так, чтобы систематическая погрешность входила в показания СИ не каждом этапом с разными знаками. За результат применяют полусумму показаний.

Пример. Измерить ЭДС потенциометром постоянного тока, имеющим паразитную термоЭДС. При выполнении одного измерения получаем результат Е1. Затем меняем полярность измеряемой ЭДС (направление тока в потенциометре). Вновь делаем его уравновешивание – получаем ЭДС Е2. Пусть термоЭДС вносит в результат измерения погрешность Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , тогда Погрешности измерений и их оценки - student2.ru . Отсюда Погрешности измерений и их оценки - student2.ru и в это выражение термоЭДС не входит.

Метод рандомизации предполагает измерение одной и той же величины различными методами. Систематические погрешности каждого из них для всей совокупности является случайными величинами. При увеличении числа используемых систематические погрешности взаимно компенсируются.

Все сказанное относится к постоянным систематическим погрешностям, которые могут быть скомпенсированы введением соответствующих поправок. Сложнее обстоит дело, если систематические погрешности - переменные. В этом случае также разработаны различные методы и приемы.

Графический метод является наиболее простым способом обнаружения переменной систематической погрешности. В этом случае строится график последовательности неисправленных значений результатов наблюдений, на котором строят плавную огибающую, она и отражает характер изменения результата измерения. Если прослеживается некоторая тенденция, то можно говорить о наличии систематической погрешности.

Метод симметричных наблюдений. Пусть имеем измерительный преобразователь с функцией преобразования Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , где Погрешности измерений и их оценки - student2.ru –входная и выходная величины; Погрешности измерений и их оценки - student2.ru –коэффициент преобразования, погрешность которого изменяется во времени по линейному закону Погрешности измерений и их оценки - student2.ru т. е. Погрешности измерений и их оценки - student2.ru - постоянная.

Алгоритм измерения осуществляется по следующему закону. Выходная величина Погрешности измерений и их оценки - student2.ru трижды измеряется через равные промежутки времени Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , при этом на вход преобразователя при первом и третьем измерении подается образцовый измерительный сигнал Погрешности измерений и их оценки - student2.ru . В этом случае имеем систему уравнений

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru

Решая ее относительно измеряемой величины х, получаем

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru

т.е. результат измерения не зависит от вариаций коэффициента Погрешности измерений и их оценки - student2.ru . Кроме рассмотренных выше существует ряд статистических методов обнаружения систематических погрешностей (метод Аббе, Фишера и др.), которые основаны на анализе выборочных значений Погрешности измерений и их оценки - student2.ru и будут рассмотрены в дальнейшем.

При проведении измерений, в силу множества независимых друг от друга причин, возникает случайная составляющая погрешности. Очевидно, что предсказать результат отдельного наблюдения и исправить его введением соответствующей поправки невозможно, можно лишь с определенной вероятностью утверждать, что истинное значение измеряемой величины находится в пределах некоторого интервала. Поскольку поведение этих погрешностей носит случайный характер, то их описание должно основываться на вероятностно-статическом математическом аппарате.

Известно, что наиболее универсальным способом описания случайных величин являются интегральные и дифференциальные функции распределения, которые характеризуются своими числовыми характеристиками. Однако, эти характеристики могут быть определены только на большом объеме статистического материала. На практике все результаты измерения и их погрешности являются величинами дискретными, т. е. принимают некоторое значение Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , а количество этих значений n конечно и счетно.

В этом случае возникает задача оценки случайных величин (погрешностей) на основе выборок конечного объема т. е. ряда значений Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , принимаемых случайной величиной х в n независимых опытах (измерениях). Выборка должна быть репрезентативной (представительной), т.е. хорошо отражать свойства генеральной совокупности, а оценки, получаемые по статическому материалу – обладать свойствами состоятельности, несмещенности и эффективности.

Состоятельность оценки означает, что при увеличении числа наблюдений она стремится к истинному значению оцениваемой величины.

Оценка называется несмещенной, если ее математическое ожидание равно истинному значению оцениваемой величины. Если таких оценок несколько, лучшей будет та, которая имеет меньшую дисперсию. Чем меньше дисперсия оценки, тем более эффективной считают эту оценку.

Выбор соответствующей оценки зависит от вида функции распределения и от имеющихся соглашений по этому вопросу, регламентируемых в рамках законодательной метрологии. В практике измерений, чаще всего, имеют место нормальная и равномерная плотности распределения вероятностей. Так, в ГОСТ 8.207-76 «ГСИ. Прямые измерения с многократными наблюдениями» указывается, что приведенные в нем методы установлены для результатов наблюдений, принадлежащих нормальному закону распределения. Нормальное распределение имеет огромное значение для теории обработки результатов измерений. Согласно центральной предельной теореме теории вероятности закон распределения суммарной погрешности измерений близок к нормальному всякий раз, когда результаты наблюдений формируются под влиянием большого числа независимо действующих случайных составляющих, каждая из которых оказывает незначительное влияние по сравнению с суммарной погрешностью. Помимо этого, нормальный закон позволяет вести расчеты даже тогда, когда действующий закон неизвестен, так как нормальный закон дает чаще увеличенный, чем уменьшенный доверительный интервал [2.3].

Практически, суммарное воздействие даже сравнительно небольшого числа независимых случайных составляющих (n>4) приводит к закону распределения погрешностей измерения близкого к нормальному.

В аналитической форме нормальный закон распределения случайной величины х имеет вид

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru (2.4)

где Погрешности измерений и их оценки - student2.ru –математическое ожидание; Погрешности измерений и их оценки - student2.ru –среднеквадратическое отклонение.

График нормального распределения представлен на рис.2.5.

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru

Рис.2.5. Нормальный закон распределения

Если переместить начало координат в центр распределения Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , а по оси абсцисс откладывать погрешность Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , то получим кривую нормального распределения случайной погрешности (рис.2.6).

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru

Рис.2.6. Нормальный закон распределения для различных s

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru (2.5)

Рассмотрим наиболее важные свойства нормального распределения.

· Погрешности, одинаковые по величине, но противоположные по знаку, имеют одинаковую плотность вероятности (рис.2.6). Это означает, что при достаточно большом числе наблюдений такие погрешности встречаются одинаково часто (с одинаковой вероятностью). Отсюда следует что при нормальном распределении математическое ожидание случайной погрешности равно нулю.

· При нормальном законе распределения малые погрешности встречаются чаще, чем большие. Как следует из рис.2.6, вероятность проявления погрешности в интервале от 0 до Погрешности измерений и их оценки - student2.ru будет больше, чем в интервале от Погрешности измерений и их оценки - student2.ru до Погрешности измерений и их оценки - student2.ru .

· Чем меньше СКО, тем меньше рассеивание результатов наблюдений и тем больше вероятность того, что большинство случайных погрешностей в этих наблюдений будет мало, т. е. качество измерений тем выше, чем меньше СКО случайных погрешностей.

Количественная оценка случайных погрешностей и установление границ погрешности результата измерения осуществляется в соответствии со стандартами и может быть представлена в виде:

· предельной погрешности,

· интервальной оценки;

· числовых характеристик закона распределения.

Если есть ряд наблюдений Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , полученных в результате измерительного эксперимента, то можно вычислить оценки математического ожидания (МО) и среднеквадратического отклонения (СКО)

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru (2.6)

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru (2.7)

Это точечные оценки числовых характеристик функции распределения случайной величины. Выражение (2.6) представляет собой оценку МО результата измерения и может стать оценкой истинного значения измеряемой величины только после исключения систематической составляющей. Значение Погрешности измерений и их оценки - student2.ru и Погрешности измерений и их оценки - student2.ru не полностью характеризуют результат измерения, т.к. Погрешности измерений и их оценки - student2.ru только обозначает границы интервала, в котором может находиться истинное значение, и ничего не говорит о том, с какой вероятностью истинное значение попадает в этот интервал, поскольку неизвестно по какому закону распределены исходные случайные величины. Кроме того, при суммировании погрешностей, представленных точечными оценками, результат может существенно превышать действительное значение.

Более полное представление дает доверительный интервал. По определению, площадь, ограниченная кривой плотности вероятности, отражает вероятность всех возможных значений случайной погрешности, т.е. 100 % попадания погрешности в интервал ±∞. Эту площадь можно разделить на части вертикальными линиями, абсциссы которых называют квантилями. На рис.2.7 Погрешности измерений и их оценки - student2.ru –25% квантиль, т. к. площадь, ограниченная Погрешности измерений и их оценки - student2.ru и Погрешности измерений и их оценки - student2.ru составляет 25% всей площади, тогда Погрешности измерений и их оценки - student2.ru соответствует 75% квантили, а между Погрешности измерений и их оценки - student2.ru и Погрешности измерений и их оценки - student2.ru находятся 50% всех возможных значений погрешности. Квантильная оценка погрешности представляется интервалом ± Погрешности измерений и их оценки - student2.ru . В этот интервал с заданной вероятностью Р попадает 100×Р процентов всех возможных значений случайной погрешности.

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru

Рис.2.7. Квантильные оценки погрешности

Интервал ± Погрешности измерений и их оценки - student2.ru называется доверительным интервалом, а соответствующая ему вероятность Р–доверительной вероятностью.

Если погрешность распределена по нормальному закону, то доверительные границы случайной погрешности Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , для доверительной вероятности Р, находят по формуле

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru (2.8)

где Погрешности измерений и их оценки - student2.ru – СКО, Погрешности измерений и их оценки - student2.ru –коэффициент, зависящий от Р (например, для Р=0,95, Погрешности измерений и их оценки - student2.ru =2).

Если интервал Погрешности измерений и их оценки - student2.ru принять равным ±3 Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , т. е. коэффициент Погрешности измерений и их оценки - student2.ru =3, то для нормального закона распределения доверительная вероятность Р=0,997. Это говорит о том, что с вероятностью близкой к единице, все возможные значения погрешности будут принадлежать этому интервалу. Погрешности, не попавшие в интервал ±3 Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , считают грубыми (браком).

При технических измерениях за доверительную вероятность принимают значение Р=0,95 и только для особо точных и ответственных измерений, связанных, например, с обеспечением безопасности, допускается применять более высокую доверительную вероятность.

При суммировании нескольких случайных погрешностей, заданных доверительными интервалами с разными доверительными вероятностями, возникают сложности, т. к. известно, что доверительный интервал суммы не равен сумме доверительных интервалов и может существенно превышать действительное значение суммарного доверительного интервала.

Из теории вероятностей известно, что суммирование случайных величин имеющих разные законы распределения сводится к композиции этих законов. Задача существенно упрощается, если законы распределения нормальные, а погрешности не коррелированны (независимы). В этом случае суммирование случайных величин осуществляется путем суммирования их дисперсий [2.3]

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru (2.9)

или для СКО

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru (2.10)

т. е чтобы просуммировать отдельные составляющие случайной погрешности необходимо знать числовые характеристики закона распределения.

Если суммируемые погрешности коррелированны (зависимы), то расчетные соотношения усложняются, а правила суммирования основываются на известных из теории вероятности положениях [2.4]:

· оценка математического ожидания результирующей погрешности определяется алгебраической суммой оценок математических ожиданий составляющих;

· оценка СКО суммарной погрешности имеет вид

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru (2.11)

где Погрешности измерений и их оценки - student2.ru –оценка СКО Погрешности измерений и их оценки - student2.ru -ой составляющей погрешности; m–число составляющих; Погрешности измерений и их оценки - student2.ru –коэффициент взаимной корреляции между Погрешности измерений и их оценки - student2.ru -ой и Погрешности измерений и их оценки - student2.ru -ой составляющими.

Известно, что коэффициенты взаимной корреляции Погрешности измерений и их оценки - student2.ru при Погрешности измерений и их оценки - student2.ru равны единице, а матрица коэффициентов Погрешности измерений и их оценки - student2.ru симметрична и диагональна, т.е. Погрешности измерений и их оценки - student2.ru при Погрешности измерений и их оценки - student2.ru . Тогда

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru . (2.12)

Использование этого выражения затруднительно, т.к. точные значения коэффициентов корреляции не всегда известны. В этом случае при расчетах полагают k=0, если случайные составляющие можно считать независимыми (при k<0,7), и k=1, если существует корреляция между суммируемыми составляющими погрешностей (при k>0,7).

Если суммируются нормально распределенные составляющие и известны их доверительные вероятности Погрешности измерений и их оценки - student2.ru и доверительные интервалы Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , то можно найти соответствующие СКО

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru (2.13)

где Погрешности измерений и их оценки - student2.ru –квантиль соответствующая Погрешности измерений и их оценки - student2.ru .

Если Погрешности измерений и их оценки - student2.ru =Р, т. е. доверительные вероятности для всех интервалов Погрешности измерений и их оценки - student2.ru равны, Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , в соответствии с (2.11), (2.13) можно записать:

1) для коррелированных составляющих Погрешности измерений и их оценки - student2.ru

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru (2.14)

2) для независимых составляющих Погрешности измерений и их оценки - student2.ru

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru (2.15)

В результате суммирования нормально распределенных составляющих будем иметь результирующую погрешность, распределения которой будет также нормальным. Тогда доверительный интервал суммарной погрешности при доверительной вероятности Р будет равен

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , (2.17)

а выражение для соответствующих интервальных оценок примет вид:

1) Погрешности измерений и их оценки - student2.ru 2) Погрешности измерений и их оценки - student2.ru (2.18)

Так как действительные значения Погрешности измерений и их оценки - student2.ru находится в диапазоне от 0 до 1, то простое арифметическое сложение дает завышенное значение Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , в то же время геометрическое сложение по второй формуле приводит к заниженному значению, т. е. действительное значение Погрешности измерений и их оценки - student2.ru находится между ними.

Очень часто возникает вопрос о том, какими составляющими погрешности можно пренебречь, т. е. о малости этих составляющих. Для этого существует критерий ничтожно малой погрешности. Такой критерий, в частности, необходим при выборе класса точности образцового средства измерений для поверки рабочего СИ.

Один из вариантов критерия гласит [2.4], что если одна величина больше другой на порядок, то меньшей величиной можно пренебречь. Если эти величины не коррелированны, то, согласно [2.15]

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru

Тогда, с учетом того, что Погрешности измерений и их оценки - student2.ru в десять раз больше Погрешности измерений и их оценки - student2.ru , получим Погрешности измерений и их оценки - student2.ru .

Таким образом, пренебрежение Погрешности измерений и их оценки - student2.ru по сравнению Погрешности измерений и их оценки - student2.ru приводит к 5% ошибке при определении СКО суммарной погрешности. Критерий ничтожно малой погрешности для СКО случайной погрешности в этом случае запишется в виде:

Погрешности измерений и их оценки - student2.ru (2.19)

т. е. погрешностью можно пренебречь, если ее СКО или доверительный интервал в 3 раза меньше, чем у оставляемых погрешностей.

Наши рекомендации