Лекция 6 термическое и электродинамическое действие токов короткого замыкания
В режиме короткого замыкания токоведущие элементы электрической установки (шины, кабели и др.) за небольшое время короткого замыкания t (секунды или доли секунды) нагреваются током к. з. от некоторой начальной температуры θн до температуры θ макс. Токи к. з. во много раз больше токов нормального режима, поэтому, несмотря на малую продолжительность короткого замыкания, температура проводников резко возрастает и θмакс становится много больше θН (рис. 6.1).Определение температуры θмакс и сравнение ее с кратковременно допустимой θмакс доп является задачей тепловых расчетов для режима к. з.
Рис.6.1 Нагрев проводника в режиме короткого замыкания
Небольшое время t короткого замыкания позволяет производить тепловые расчеты при к. з. без учета отдачи тепла в окружающую среду за это время. Рассмотрим нагрев проводника периодической составляющей тока к. з., оставив пока в стороне дополнительный нагрев его апериодической составляющей тока к. з. Такое раздельное рассмотрение двух составляющих тока к. з. возможно, что непосредственно следует из выражения для действующего тока короткого замыкания Iк.з. :
I2к.з = I2пt + I2at (6.1)
где Iat - значение апериодической составляющей, а Iпt – периодической составляющей.
Энергия, затраченная на нагрев проводника током t пt , выражается законом Ленца. Тогда исходное выражение нагрева проводника выглядит как:
i2пt Rnp t = C m θ (6.2)
где Rnp – сопротивление проводника, С –удельная теплоемкость материала проводника, m – вес проводника.
Ввиду того , что ток изменяется в течении времени к.з. а теплоемкость и сопротивление проводника являются функцией температуры, исходное уравнение нагрева является дифференциальным:
i2пt ρо ( 1+ αθ) dt = slγco ( 1+ β θ)d θ (6.3)
где iпt – мгновенное значение периодической составляющей к.з.
ρо ( 1+ αθ) - сопротивление проводника при температуре θоС, ом
co ( 1+ β θ) -удельная теплоемкость материала проводника при θоС, вт. с / г. оС
ρо и co – удельные сопротивление и теплоемкость при 0оС
α и β температурные коэффициенты изменения ρ и c
sl – объем проводника, см3; γ – уд. вес материала проводника, г/см3
Разделив переменные и перегруппировав коэффициенты, перепишем уравнение в следующем виде:
dt = к d θ (6.4)
где к = γ
За время короткого замыкания t температура проводника поднимается от начального значения θн до θмах конечного значения, потому следует проинтегрировать обе части уравнения в указанных пределах:
d θ ( 6.5)
Закон изменения величины iпt во времени достаточно сложен, поэтому интегрирование этой функции производят заменой площадей (интегралов). Рис.6.2. иллюстрирует этот метод.∞
Рис.6.2 График определения фиктивного времени периодической составляющей.
На графике рис.6.2 площадь ОАВС, соответствующая времени к.з. t равна теплу от тока к.з. за время t, т.е.
пл.ОАВС = dt
Такое же количество тепла мог выделить установивщийся (неизменный) ток к.з. I2∞ но уже за другое время tфп. Это время можно найти, построив равновеликий по площади прямоугольник ODEF. Для определения tфп при известном времени t по расчетным кривым токов к.з. построена зависимость tфп=f (λ) (рис.6.3), причем λ = I” / I∞. Таким образом можно вычислить интеграл как:
tфп (6.6)
Рис.6.3 Кривые для определения фиктивного времени
Тепло, выделяемое апериодической составляющей тока к.з. iаt определяется уравнением аналогично уравнению 6.6:
tф.а. (6.7)
где tф.а. – время, за которое установившийся ток к.з. выделит то же количество тепла, что и апериодическая составляющая тока к.з. за время короткого замыкания t.
Апериодическая составляющая затухает с постоянной времени цепи до точки к.з. Та : iаt =√2I”o е -t/Ta (6.8)
где I”o – известное ( уравнение 5.9) действующее значение сверхпереходной составляющей тока к.з. в момент времени равном 0. Эта функция легко интегрируется и в результате значение фиктивного времени апериодической составляющей:
tф.а = Таλ2, (6.9)
где λ = I”o/
Полное фиктивное время tф = tфп + tф.а
Интегрирование правой части уравнения 6.5 сложно и приводит к громоздкому выражению для определения искомой температуры θмах. На основании этого выражения построены расчетные кривые в предположении, что начальная температура проводника θн =0. Порядок пользования кривыми вытекает из их построения. Сперва находят начальную температуру проводника к моменту к.з. θн. :
θн = θсреды + (θдоп - θсреды) I2 раб / I2 доп (6.10)
где θсреды – расчетная температура среды
θдоп – длительно допустимая температура проводника
I раб – рабочий ток через проводник
I доп – допустимый ток через проводник
Значения θдоп приведены в справочных таблицах выбора шин и кабелей. За θсреды принимают максимально возможную при эксплуатации ( например +40оС ). Определив начальную температуру находят по кривым (рис 6.4) значение соответствующей ей абсциссы ан. Затем подсчитывают tф и определяют абсциссу ак = ан + tф. Значение θмах определяют по значению ак. Далее величину θмах сопоставляют с θмахдоп. для данного вида материала проводника.
Рис.6.4 Кривые для определения температуры нагрева проводников при коротких замыканиях.
В связи с тем, что продолжительность короткого замыкания мала ( не превышает нескольких секунд), за θмахдоп принимают температуры, значительно большие, чем допустимые температуры при длительном нагреве. При этом учитывается, что изоляция проводников способна выдержать θмахдоп без ущерба для дальнейшей работе.
Для голых проводников ( шин распредустройств) θмахдоп принимают из условий механической прочности материала. Например, для голых медных шин θмахдоп = 300оС.
Токопроводы, защищаемые предохранителями можно не проверять на термическую устойчивость, также как и токопроводы, защищаемые токоограничивающими выключателями и выключателями, без специально вводимой выдержки времени при срабатывании.
Селективные автоматы ( автоматы с настраиваемо выдержкой времени при отключении к.з.) на термическую стойкость проверяют по условию
I 2 ¥ t ф < (I 2 t ) доп.,
где I ¥ - установившийся ток к.з.; t ф – фиктивное время к.з.;
(I 2 t ) доп. – термическая устойчивость по техническим условиям (справочные данные).
ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ТОКА К,З,
При протекании тока i в контуре в последнем возникает электродинамическая сила F, стремящаяся деформировать контур (рис.6.5). При постоянном значении тока приращение энергии поля W при деформации контура в направлении х равно работе, совершенной электромагнитной силой F за тот же промежуток времени.
dW = Fdx (6.11)
где х - координата направления силы.
Уравнение 6.11 называется уравнением Максвелла.
Рис. 6.5 Действие электродинамических сил на контур с током.
Магнитная энергия W в контуре с индуктивностью L и током i определяется известным выражением:
(6.12)
Тогда
F = (6.13)
При двух контурах с индуктивностями L1 и L2 и соответственно токами i1 и i2 и взаимной индуктивностью М энергия магнитного поля W определяется выражением:
W = L1 i21 + L2 i22 + М i1 i2 (6.14)
Электродинамическая сила, стремящаяся изменить взаимное расположение жестких контуров (L1=const; L2=const) равна:
F = i1 i2 (6.15)
Взаимная индуктивность (Гн) двух параллельных проводников, расположенных в одной плоскости на расстоянии много меньшем, чем их длина.
М= 2l( ln -1)10-7 Гн (6.16)
Тогда
dM /dx = dM/da = (2l / a)10-7 (6.17)
и F = (2i1i2 l / a) 10-7 Н (6.18)
Этой формулой пользуются для определения силы взаимодействия между шинами распределительных устройств при прохождении токов короткого замыкания.
При расчетах механической прочности шин в режиме короткого замыкания исходят из допущения, что шина каждой фазы является многопролетной балкой, свободно лежащей на жестких опорах и находящейся под действием равномерно распределенной нагрузки. Шины распределительного щита. удовлетворяют требованиям электродинамической устойчивости, если значение максимального расчетного напряжения в шине меньше или равно максимально допустимого напряжения, т.е. σрасч. ≤ σдоп
В случае невыполнения этого неравенства рекомендуется уменьшить σрасч. путем проведения ряда мероприятий:
а) уменьшения величины тока короткого замыкания ;
б) увеличения расстояния между осями шин ;
в) уменьшения длины пролета между опорными изоляторами ;
г) изменения размера сечения шин.
Максимальное напряжение в шине при расположении шин плашмя определяется по соотношениям:
При числе пролетов больше двух
σрасч. = (1.06 Кф i 2р L2/ a h2 b) * 10 -10 , кПа (6.19. )
при числе пролетов, равном двум
σрасч. = (1.33 Кф i 2р L2/ a h2 b) * 10 -10 , кПа (6.20)
При расположении шин согласно рис .6.6 а. максимальное напряжение
в шине равно: .
σрасч. = (1.06 Кф i 2р L2/ a h b2) * 10 -10 , кПа (6.21)
при числе пролетов, равном двум,
σрасч. = (1.33 Кф i 2р L2/ a h b2) * 10 -10 , кПа (6.22)
где i р - полный ударный ток короткого замыкания ;
а - расстояние между осями фаз, см, обычно а = 6…...7 см
L - длина пролета, см, обычно L = 60 см;
h- высота шин, см ;
б - толщина шин, см ;
Кф - коэффициент формы шин, определяемый из кривых, представленных на рис.6.7
Рис. 6.6 Расположение однопролетных шин
Рис. 6.7 Зависимость коэффициента формы шин от взаимного расположения и конфигурации.
Автоматические выключатели проверяют на электродинамическую устойчивость по ударному току к.з. до отключения выключателя. Селективные (генераторные) автоматы кроме динамической стойкости проверяют и на предельную отключающую способность.
Предельная отключающая способность определяется допустимой величиной тока в момент расхождения контактов. Условие проверки на динамическую стойкость:
i уд. расч. < i уд. доп. ;
на разрывную способность:
It расч. < It доп,
где i уд. расч. – расчетный ударный ток к.з. для точки, выбранной с целью проверки автомата; i уд. доп. – допустимое значение ударного тока к.з. автомата; It расч – расчетное действующее значение тока к.з. в момент расхождения дугогасительных контактов ( соответствующее уставке по времени); It доп, - допустимое действующее значение тока выключателя в момент расхождения дугогасительных контактов.
Контрольные вопросы.
1. Почему токопроводы, защищаемые предохранителями можно не проверять на термическую устойчивость?
2. Как выразить энергию, затрачиваемую на нагрев проводника током?
3. Почему при расчете этой энергии приходится вводить «фиктивное» время?
4. Какие условия предлагаются для проверки селективных автоматов на термическую стойкость и на разрывную способность?
5. От каких конструктивных параметров зависит максимальное механическое напряжение шины?
6. Какие мероприятия следует провести для уменьшения электродинамического воздействия на однополосные шины?