Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора

Расчет этих показателей для ОВ и ВН различается и ниже дан отдельно.

2.3.1. Расчет показателей (Wо, tо, vро, То) для ОВ.

При использовании ОВ коэффициент попутного потока определяется по формуле

Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , (2.1)
где q показатель, значение которого принимается:
  q = 1 для винта в ДП;
  q = 2 для бортового винта;
  V,d объемное водоизмещение, м3, и коэффициент полноты водоизмещения соответственно (см. задание);
  Д диаметр винта, м.

Коэффициент засасывания (to) ОВ рассчитывается с использованием полученного значения Wо по формуле:

Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru – для бортового винта;
Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru – для винта в ДП.

Скорость потока перед ОВ находится с использованием заданной скорости судна (vо,м/с) и полученного значения коэффициента попутного потока (Wо) по формуле

Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , м/с.

Сила полного упора ОВ рассчитывается исходя из известных значений силы Ro, кН, (см. п.2.1) и коэффициента засасывания (to) по формуле

Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , кН ,

где х количество винтов на судне (см. задание):

2.3.2. Расчет показателей Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru для комплекса ВН.

Коэффициент попутного потока при использовании комплекса ВН определяется по формуле

Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , (2.2)
где Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , Д, V смотри пояснения к формуле (2.1);
  а = 0,043 коэффициент;
  q = 1 для движителя в ДП;
  q = 2 для бортового движителя.

Скорость воды перед комплексом ВН находится с использованием полученного значения попутного потока Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru и заданной скорости хода судна Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru по формуле

Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , м/с.

Расчет коэффициента засасывания (tко) и силы полного упора ВН (Тко) выполняется методом последовательных приближений по следующей схеме.

Первое приближение. Исходное значение коэффициента засасывания Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru принимается равным полученному значению коэффициента попутного потока Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , т.е. Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru . Затем, в первом приближении, рассчитываются значения упора комплекса Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru и коэффициента нагрузки ВН по упору Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru по формулам:

Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , (2.3)
Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , (2.4)
где Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , постоянный сомножитель;
  Ro сила сопротивления движению судна, кН, при скорости vо;
  х, Д количество винтов и его диаметр, м;
  r = 1т/м3 плотность пресной воды;
  Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru полученное значение скорости воды перед ВН, м/с.

С использованием Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru находится значение относительного коэффициента нагрузки по формуле

Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , (2.5)
где b значение коэффициента расширения насадки, входящей в состав комплекса ВН (указано на выбранной расчетной диаграмме для ВН).

Полученное значение Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , а также величина коэффициента попутного потока Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru (см. п. 2.3.2), используются для определения уточненного значения коэффициента засасывания Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru по графику рис. 2.2.

В заключение первого приближения следует сопоставить исходное значение коэффициента засасывания Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru и полученное в итоге первого приближения – Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru . Если абсолютная величина относительной разницы между ними, т.е. Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru превысит 1% необходимо выполнить второе приближение.

Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru

Рис. 2.2. К определению коэффициента засасывания корпуса судна:

а) при обычных обводах кормы; б) при тоннельных обводах кормы

В случае D £ 1% принимаются в качестве окончательных Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru следующие значения:

Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru и Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru

Второе приближение. Во втором приближении, в итоге, находятся уточненные значения коэффициента засасывания Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru и силы упора ВН Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru .

Для этого по формуле (2.3), с использованием значения Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , находится Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , а по формуле (2.4), с использованием Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , определяется Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru . Значение коэффициента засасывания Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru снимается с графика рис. 2.2 с использованием известного значения Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru и полученного по формуле Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru относительного коэффициента нагрузки.

В заключение второго приближения необходимо определить разницу между Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru и Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , т.е. величину Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru . Если D £ 1%, то в качестве окончательных Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru принимаются:

Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru и Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru .

При D > 1% необходимо выполнить следующее приближение по схеме второго приближения; при этом вначале используется значение Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru .

2.4. Определение частоты вращения гребного вала Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru и необходимой мощности двигателя Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru .

Расчет значений Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru и Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru выполняется для основного эксплуатационного режима движения судна. Схема расчета является единой для ОВ и ВН; при этом необходимо учитывать, что для ВН и ОВ используются разные индексы к обозначениям ряда показателей.

Исходные показатели к расчетам:

Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru – сила полного упора ОВ (ВН), кН;
Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru – скорость воды перед ОВ (ВН), м/с;
Д – диаметр винта, м;
r = 1,0т/м3 – плотность пресной воды;
hвал = 0,97¸0,98; hред = 0,95¸0,97 – к.п.д. валопровода и редуктора соответственно.

Для расчета Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru и Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru вначале необходимо определить ряд показателей, которые снимаются с принятой «корпусной» диаграммы по ОВ (рис. 2.3) или по ВН (рис. 2.4). В диаграмму «входят» с использованием значения коэффициента Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru (для ОВ) или Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru (для ВН) полученного по формуле

Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru

С диаграммы (рис. 2.3 или рис. 2.4) снимаются:

– относительная поступь винта ( Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru – для ОВ; Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru – для ВН);

– гидравлический к.п.д. движителя (hр – для ОВ; hе – для ВН);

– шаговое отношение (Н/Д).

Частота вращения гребного вала и минимальная необходимая мощность на выходном фланце главного двигателя для принятого основного режима движения судна определяются с использованием снятых с диаграммы показателей по формулам

Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru Рис. 2.3. Зависимости H/D, hp, lp от для серии открытых гребных винтов с z = 4, Q = 0,55. (Исходная диаграмма в альбоме: см. «Руководство по расчету и проектированию гребных винтов судов внутреннего плавания». Приложение. Рис. VI)
    Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru Рис. 2.4. Зависимости H/D, hк , lе от тдля серии винтов в насадке с z = 4, Q = 0,58; b = 1,12. (Исходная диаграмма в альбоме: см. «Руководство по расчету и проектированию гребных винтов судов внутреннего плавания». Приложение. Рис. XIV)

Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , кВт ,

где hвал, hред к.п.д. валопровода и редуктора соответственно.

Выбор главного двигателя.

При двух или трехвальной главной энергетической установке предполагается, что на каждый движитель вращающий момент (мощность) подается от одного из двух или трех однотипных двигателей посредством гребного вала.

Опыт эксплуатации судов свидетельствует, что при изменении геометрии винтов вследствие повреждений, коррозии, кавитационной эрозии, а также при увеличении шероховатости корпуса судна (коррозия, обрастание и др.), мощность необходимая для поддержания скоростного режима судна увеличивается. В силу отмеченного при проектировании судов главные двигатели принимаются с запасом мощности.

Запас мощности по отношению к минимально необходимой, то есть мощности Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , принимается в пределах 8¸20%. Из этого следует, что мощность принимаемого двигателя Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru должна находиться в интервале Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru

Выбор двигателя ведется по его выходным параметрам: номинальной мощности Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru и частоте вращения коленчатого вала Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru или частоте вращения выходного фланца редуктора Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , которым двигатель может быть оснащен. В любом случае на гребной вал должна подаваться частота Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru (см. п. 2.4), т.е. выбранный двигатель должен отвечать условию: nдв = no или nред = no

Для выбора двигателя могут быть использованы данные по отечественным и зарубежным судовым дизелям, представленные в приложении 3. При выборе двигателя в первую очередь следует обращать внимание на мощность представленных двигателей. Затем выяснить возможность удовлетворения по «табличным» данным условия: nдв = no или nред = no. Если окажется, что последнее условие не удовлетворяется то, с учетом учебного характера данной работы, можно принять «условный» редуктор, с помощью которого частота вращения коленвала некоторого двигателя (nдв) будет уменьшена до no.

По выбранному двигателю в работе следует указать: марку, номинальную мощность Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru , частоту вращения коленвала двигателя Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru и частоту подводимую к винту Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru (с указанием редуктора – «табличный» или «условный»).

После выбора двигателя для него необходимо определить коэффициент запаса мощности (К3) при ее подаче на винт с частотой вращения гребного вала no:

Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора - student2.ru

Наши рекомендации