Шкала записи и чтение каротажных диаграмм


Сегодня форма предоставления каротажных диаграмм варьируется в зависимости от вида и количества проведенных записей. Дорожки представляют собой части диаграмм отведенные под линейные или логарифмические шкалы и сетки. Логарифмические шкалы, как правило, используются для кривых сопротивления, которые могут занимать одну или две дорожки.

Шкала записи и чтение каротажных диаграмм - student2.ru

Все остальные кривые пишутся в линейном масштабе и также могут занимать одну или две дорожки. Дорожка №1 обычно отводится под контрольные кривые (СП, ГК, КВ и т.д.), но может быть использована и для данных оперативной интерпретации. Кривые, отражающие пористость, как, например плотностные, нейтронные, акустические, часто записываются в линейном масштабе на двух дорожках. Сопротивление может занимать одну или две дорожки и пишется в логарифмическом масштабе и сетке. Очень важный параметр, связанный с глубиной – маркер времени. Флажки, импульсы, пробелы справа от первой дорожки указывают на время. В случае правильной калибровки, маркер времени появляется через каждые 60 сек. и может использоваться для индикации скорости каротажа. Данный маркер важен для контроля качества каротажа и его следует проверять периодически. Контролируемая и постоянная скорость очень важна при проведении ряда измерений.

Шапки

На диаграмме бурения записывается диаметр ствола для соответствующих глубин и глубина установки обсадных колон. Эти данные должны быть ясно отражены в шапке каротажной диаграммы. Широко практикуется регистрация глубины обсадной колоны по каротажу. Каротажная глубина никогда и ни в коем случае не должна быть умышленно искажена. В случае если каротаж не пишется в зоне наличия обсадной колоны с целью определения глубины его нахождения, то специально отведенная для этого ячейка на шапке должна оставаться пустой. Помимо всего вышеуказанного в шапке должна быть отражена информация об общей глубине бурения, дате и времени каротажа после циркуляции, максимально зарегистрированная температура на забое.

В шапку также должна быть внесена информация о таких данных, как поднятие над уровнем земли, буровой площадки, моря, высоты над средним уровнем моря, роторным столом или другая подобная точка отсчета глубины. Очень важно, чтобы эти данные были точны, т.к. каротажная диаграмма представляет собой официальный документ. Все эти данные обычно располагаются и в хвостовой части диаграммы. Полевой инженер несет основную ответственность за полную и точную информацию, отраженную в шапке. Его имя также должно быть занесено в шапку.

В секции ПРИМЕЧАНИЕ записываются все необычные обстоятельства, наблюдаемые во время каротажа; причины, по которым плохо проведенный каротаж не был повторен, почему кривая СП не была записана и т.д. Другими словами это место на шапке, где полевой инженер объясняет все возникшие при каротаже проблемы. Например, свойства бурового раствора неблагоприятно влияют на замеры зондов. Если это так, то это должно быть указано в секции ПРИМЕЧАНИЕ. Немаловажно иметь в шапке информацию о количестве зондов, их серийном номере и добавочных компонентах. Данная информация часто полезна при изучении вопросов, возникающих во время интерпретации и расследовании проблем, возникших при работе зондов.

Шкала записи и чтение каротажных диаграмм - student2.ru


Наши рекомендации