II. Исследование слоговой структуры
Структура методики
I. Исследование звуковой стороны речи
II. Исследование слоговой структуры
III. Исследование фонематического восприятия.
IV. Исследование лексического запаса
V. Исследование словообразования
VI. Исследование грамматического строя речи
VI Исследование связной речи
Содержание методики
I. Исследование звуковой стороны речи
Цель: установление степени сформированности произношения звуков как изолированно, так и в спонтанной речи.
Обследование включает в себя проверку:
− изолированного произнесения звуков;
− произнесение звуков в слогах (открытых, закрытых, со стечением);
− произнесение звуков в словах (позиция звука в начале, середине и конце слова).
Инструкция: «Я буду показывать тебе картинки, а ты их назови».
Логопед предлагает ребенку картинки с изображениями предметов: сыр, сапоги, сумка, самолет, лиса, весы, доска, лес, автобус, нос и т.д. Ребенку предъявляется пара предметных картинок и предлагается назвать предметы.
Ошибки произношения оценивались с точки зрения наличия или отсутствия в речи детей фонетических (пропуски, искажения звуков) и фонематических (смешение, замены звуков) нарушений. В первом случае можно говорить о преимущественном нарушении или недостаточной сформированности артикуляционной моторики; во втором − о недостаточной сформированности фонематического слуха или о его нарушениях. В случае наличия у детей в речи фонематических ошибок проявляется нестабильность всей языковой системы языка.
Оценка результатов обследования:
3 балла - четкое и правильное произношение всех звуков изолированно и во фразовой речи;
2 балла - нарушение произношения 1-2 звуков позднего онтогенеза (искажение, пропуск) при отсутствии замен и смещений;
1 балл - нарушение произношения звуков в пределах одной фонетической группы (свистящие, шипящей т.д.)
0 баллов - нарушение произношения нескольких групп звуков, наличие в речи ребенка замен, смешений звуков.
II. Исследование слоговой структуры
Цель обследования: определение количества, последовательности и качества составляющих слогов в слове (обследование произношения слов различного слогового состава).
Оборудование: предметные картинки, в названии которых указаны разное количество и различные типы слогов (13 классов).
а) Знание конкретных понятий.
Инструкция: «Назови, какие фрукты (мебель, транспорт, посуда, …) ты знаешь».
б) Знание обобщающих слов.
Инструкция: «Назови одним словом».
в) Название частей целого.
Инструкция: «Назови части, из которых состоит этот предмет».
г) Умение называть предмет по предъявленному действию
Инструкция: «Подбери предмет к действию».
д) Умение называть действие по предъявленному предмету
Инструкция: «Скажи, кто что делает».
Врач, змея, кузнечики, собака, тракторист, учитель.
е) Умение подбирать признаки к предмету
Инструкция: «Я назову предмет, а ты опиши, какой он».
ж) Умение подбирать антонимы
Подбор антонимов.
Инструкция: «Назови слово с противоположным значением».
з) Умение подбирать синонимы
Инструкция: «Назови близкие по смыслу слова к слову…».
При оценивании результатов обследования, разное количество баллов получали дети, допустившие ошибки, искажающие слоговой состав слова (сокращение и добавление числа слогов), и те дошкольники, в речи которых встречались ошибки, искажающие звуковой состав слова (перестановки слогов, уподобление слогов и сокращения стечений согласных звуков). Причины ошибок первого типа - в затруднениях восприятия слогового контура, а второго - в трудностях нахождения и произнесения нужного звука (Маркова А.К. 1963).
Оценка результатов обследования:
3 балла - правильное воспроизведение звуко - слоговой структуры всех слов;
2 балла - наличие единичных ошибок: перестановка звуков без искажений структуры слов сложного слогового состава (трехсложные слова со стечениями согласных, односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова; двухсложные слова с двумя стечениями согласных, четырехсложные слова). При более медленном повторе слова ошибки, допущенные ребенком, были им исправлены;
1 балл - многочисленные ошибки при воспроизведении звуко-слоговой структуры слова. Ошибки не исправляются ребенком при оказании помощи (скандированное проговаривание слова, отхлопывание ритмической структуры слова); наличие ошибок, искажающих слоговой состав слова - 0 баллов - грубое нарушение слоговой структуры слова - наличие в речи ребенка слов, которые не напоминают слова родного языка или их фрагменты.
0 баллов - грубое нарушение слоговой структуры слова, наличие в речи ребенка слов, которые не напоминают слов родного языка или их фрагментов.