Форма кормовой оконечности
Форма кормовой оконечности значительно сложнее формы носовой оконечности. Это обусловлено размещением в корме руля и гребного винта. На морских транспортных одновинтовых судах наиболее часто применяется корма крейсерская открытая (рис. 2.7). Ее характерные особенности – наличие рулевого кронштейна и кормового свеса. Кормовой свес должен быть такой длины, чтобы исключалась возможность соприкосновения пера руля с причалом при швартовке судна кормой. Кроме этого, кормовой свес должен быть частично погружен в воду, чтобы защитить перо руля от столкновения с льдинами и другими плавающими предметами. Для нормальной работы гребного винта необходимо его
определенное погружение под поверхность воды. Достаточным считается такое погружение, при котором расстояние от края лопасти до КВЛ составляет примерно 0,2d. Между краем лопасти и линией кормового свеса имеется некоторый зазор (рис. 2.7). Поэтому можно считать, что расстояние С между КВЛ и линией кормового свеса, измеренное в плоскости диска винта, (рис. 2.7) должно быть не менее 0,15d. Отсюда следует, что сумма расстояний (A+B) (рис. 2.7) должна быть не более 0,85d, т. е. (A+B) 0,85d (2.5.1) | |
Рис. 2.7. Кормовая оконечность одновинтового транспортного судна 1 – гребной винт; 2 – перо руля; 3 – рулевой кронштейн; 4 – линия кормового свеса. |
Обводы подводной части ахтерштевня задаются отраслевым стандартом, которым предусмотрено семь типоразмеров штевней для судов различной длины (от 90 до 255 м) (табл. 2.2).
Таблица 2.2 Типоразмеры ахтерштевня
Диапазон длин судов между перпендикулярами, м | 90 - 125 | 120 - 145 | 140 – 165 | 150 – 185 | 160 - 215 | 170 - 235 | 180 - 255 |
Типоразмер ахтерштевня |
Обводы подводной части ахтерштевня строятся по данным отраслевого стандарта в следующей последовательности.
1. По таблице 2.2 определяется типоразмер ахтерштевня (1,2,….7).
2. Суда одинаковой длины могут иметь разные осадки. В связи с этим на судах с малой осадкой линия кормового свеса (рис. 2.7) может оказаться вблизи КВЛ или даже пересекать ее, т. е. не будут выполняться условия нормальной работы гребного винта. Во избежание этого, выбрав типоразмер ахтерштевня, следует проверить выполнение условия (2.5.1). Если оно не выполняется, то вычисляется коэффициент пропорциональности
k = 0,85d / (A+B), (2.5.2)
где A и B – размеры, определяемые по таблице 2.3.
3. По таблице 2.3 определяются размеры, относящиеся к выбранному типоразмеру ахтерштевня. Если определенный по (2.5.2) коэффициент k < 1, то эти размеры умножаются на коэффициент k.
Пересчет размеров производится в табличной форме (табл. 2.4).
Таблица 2.3 Размеры элементов ахтерштевня
Таблица 2.4 Пересчет размеров ахтерштевня
Обозначения | A | B | C | d | E | k | l | l1 | M | N | P | R1 | R2 | R3 |
Размеры из табл. 2.3 | ||||||||||||||
Размеры с учетом коэффициента к |
4. По размерам из таблицы 2.4 и эскизу (рис. 2.8) вычерчивается обвод подводной части ахтерштевня в масштабе 1 : 100. При этом первой проводится ОЛ, на которой отмечаются 18, 19, 20 и 21-й теоретические шпангоуты. Ось вращения пера руля совмещается с 20-м шпангоутом. Теоретическая шпация принимается по распечатке, полученной по программе LS19.
Обводы надводной части кормовой оконечности строятся следующим образом (рис. 2.9).
1. От ОЛ вверх откладывается осадка d заданного судна и проводится КВЛ параллельно ОЛ. Затем также от ОЛ откладывается высота борта D и проводится параллельно ОЛ базисная линия.
2. Вверх от базисной линии откладываются аппликаты линии седловатости на 18, 19, 20 и 21-м шпангоутах. Через полученные точки проводится линия ВП.
3. От линии ВП на каждом шпангоуте откладывается вверх высота юта, которую можно принять равной 2,5 м независимо от размеров заданного судна. По полученным точкам проводится линия палубы юта. 4. Вдоль КВЛ в корму от кормового перпендикуляра откладывается длина кормового свеса, равная примерно 0,03L заданного судна. Эту величину следует округлить до десятых долей метра. | |
Рис. 2.8. Обводы ахтерштевня в диаметральной плоскости |
5. Через полученную на КВЛ точку проводится прямая под углом 10…15º к вертикали (наклон в корму). Это линия транца. Вниз она проводится до пересечения с линией кормового свеса, вверх – до пересечения с палубой юта.
Построение обводов кормовой оконечности завершено.
Рис. 2.9. Форма кормовой оконечности судна
(сечение диаметральной плоскостью), М 1 : 100
Чертеж кормовой оконечности выполняется на отдельном листе формата А4 и вшивается в записку. На рис. 2.9 представлена форма кормовой оконечности в качестве образца. Не следует заимствовать какие-либо размеры с этого рисунка.