Расчет зубьев цилиндрических прямозубых колес на изгибную усталость. Вывод расчетной зависимости на изгибную усталость. (Вывод формулы для расчета цилиндрических колес на изгиб)
Расчет зубьев на сопротивление усталости при изгибе основан на сопоставлении расчетного местного напряжения σF и допускаемого напряжения [σ] F. Расчетом определяют напряжения в опасном сечении на переходной поверхности зуба для шестерни и колеса раздельно.
Зуб прямозубой передачи рассматривают как консольную балку с нагрузкой, распределенной по линии контакта зубьев. Силы трения малы, и их не учитывают. Нагрузку заменяют силой F, направленной по линии зацепления, касательной к основным окружностям. В расчетах рассматривают наиболее опасный случай, при котором полная нагрузка приложена к вершине зуба. Это возможно из-за ошибок изготовления или при коэффициенте перекрытия, близком к единице. Результирующая сила, приложенная к вершине, переносится на ось зуба и раскладывается на окружную и радиальную силы.
Находим напряжения от изгиба и сжатия в опасном сечении зуба:
где sx — толщина зуба в опасном сечении; b — ширина зубчатого колеса.
На стороне сжатия результирующие напряжения больше, чем на стороне растяжения зуба. Однако образование трещин усталости и разрушение начинается на стороне растяжения. Поэтому расчет ведут по напряжениям
.
Выразим толщины и высоты зуба в долях модуля, , KF – коэффициент нагрузки, получим
- теоретический коэффициент концентрации напряжений в корне зуба.
где - коэффициент формы зуба.
Для косозубых и шевронных передач, по сравнению с прямозубыми, характерно повышенное сопротивление усталости при изгибе, их дополняют еще двумя коэффициентами:
- коэффициент, учитывающий торцевое перекрытие.
- коэффициент, учитывающий наклон зуба, получен экспериментально. - коэффициент осевого перекрытия.