Схематичное изображение грифа гитары и расположение нот на нем
В таблице указаны только основные ноты, соответственно в пустых ячейках находятся производные от них. Октавы помечены разными цветами:
- Малая октава - черный
- Первая октава - синий
- Вторая октава - зеленый
- Третья октава – оранжевый
Как видите, есть определенная закономерность, а начиная с двенадцатого лада ноты повторяются, только на октаву выше.
Расположение нот на нотном стане и табулатуре
Теперь посмотрим, как это выглядит на нотном стане и табулатуре:
Благодаря приведенным схемам Вы можете определить где на грифе гитары звучит та или иная нота, что поможет Вам в дальнейшем при определении аппликатуры.
Диатонические лады
Для начала определим, что такое лад.
Лад- это взаимосвязь музыкальных звуков, одни из которых (неустойчивые) тяготеют к другим (устойчивым). В каждом ладу есть один, самый устойчивый звук, к которому тяготеют остальные - тоника.
Диатонические лады образуются при помощи чистого квинтового интервала (читайте следующую статью об интервалах) или трех с половиной тонов.
От первой ступени отсчитываем три с половиной тона и получаем вторую ступень лада, от нее еще три с половиной тона - третья ступень, и так шесть раз. Затем полученные звуки сводятся в одну октаву и получается лад, состоящий из семи ступеней.
Если продолжить отсчет, мы получим пять производных от основных звуков, после чего круг замкнется.
Всего диатонических ладов семь (тоника которох соответствует основным звукам):
- До (С) - ионийский
- Ре (D) - доpийский
- Ми (E) - фpигийский
- Фа (F) - лидийский
- Соль (G) - миксолидийский
- Ля (A) - эолийский
- Си (H или B) - локpийский
Хроматическая гамма
Хроматическая гамма состоит из всех двенадцати звуков, входящих в натуральный звукоряд. В этой гамме расстояние между звуками - один полутон, что является наименьшим возможным расстоянием между звуками. Размер гаммы - не меньше октавы
Интервалы
Интервал - это расстояние между двумя ступенями лада (об этом читайте в статье гаммы). Нижний звук интервала называется основанием, а верхний - вершиной.
Интервалы бывают мелодическими и гармоническими. Мелодическим интервал называется, когда звуки извлекаются поочередно, один за другим, а гармоническим, когда звуки извлекаются одновременно. Очевидно, что на гитаре гармонический интервал может быть произведен только на разных струнах.
Простые интервалы
Простыми называются интервалы, которые не превышают октаву. Всего таких интервалов восемь:
- Прима (первая ступень) - звуки расположены на одной ступени и звучат в унисон.
- Секунда (вторая ступень) - интервал в полтона (малая секунда) или тон (боьшая секунда).
- Терция (третья ступень) - интервал в полтора тона (малая или минорная) или два тона (большая или мажорная)
- Кварта (четвертая ступень) - интервал в два с половиной тона (чистая кварта) или три тона (увеличенная кварта или уменьшеная квинта). Этот интервал также называетсятритон.
- Квинта (пятая ступень) - интервал в три с половиной тона (чистая квинта)
- Секста (шестая ступень) - интервал в четыре тона (малая секста) или четыре с половиной тона (большая секста)
- Септима (седьмая ступень) - интервал в пять тонов (малая септима) или пять с половиной тона (большая септима)
- Октава (восьмая ступень) - интервал в шесть тонов (чистая октава).
Как видите, интервылы имеют две величины: количественная - указание количества ступеней лада, и качественная - указание количества полутонов.
Качественная велична как бы уточняет количественную.
Составные интервалы
Составные интервалы - это интервалы больше октавы.
- Нона (девятая ступень) - секунда после октавы.
- Децима (десятая ступень) - терция после октавы.
- Ундецима (одинадцатая ступень) - кварта после октавы.
- Дуодецима (двенадцатая ступень) - квинта после октавы.
- Терцдецима (тринадцатая ступень) - секста после октавы.
- Квартдецима (четырнадцатая ступень) - септима после октавы.
- Квинтдецима (пятнадцатая ступень) - двойная октава.
Интервалы больше квинтдецимы своих названий не имеют.
Обращение интервалов
Обращение интервалов - это перемещение основы или вершины интервала на октаву, при котором верхний звук становится нижним, а нижний, наоборот, верхним.
При обращении интервала секунда превращается в септиму, терция - в сексту, кварта - в квинту и наоборот, а тритон остается тритоном. При этом чистые интервалы остаются чистыми, а малые обращаются в большие, уменьшенные - в увеличенные и наоборот.