Общая схема исследования функции

И построение ее графика

В различных учебниках рекомендуются общие схемы исследования функции, отличающиеся лишь в деталях. Можно предложить следующий план исследования.

1. Найти область определения функции.

2. Найти точки разрыва (если они есть) и определить их род.

3. Определить четность, нечетность, периодичность функции.

4. Найти точки экстремума и интервалы монотонности (эти два элемента поведения функции определяются, как правило, одновременно).

5. Найти точки перегиба графика функции и интервалы его выпуклости и вогнутости.

6. Найти асимптоты графика функции.

7. Для получения графика функции в некоторых случаях полезно найти несколько точек (например, точки пересечения с осями координат), определить поведение функции при Общая схема исследования функции - student2.ru .

На основании исследования функции нетрудно построить ее график. При его построении рекомендуется сначала нанести на координатную плоскость найденные точки графика и изобразить график в окрестности точек экстремума.

Пример. Исследовать функцию Общая схема исследования функции - student2.ru и построить ее график.

Решение.

1. Функция определена во всех точках, кроме Общая схема исследования функции - student2.ru , т.е. область определения составляет множество Общая схема исследования функции - student2.ru .

2. В точке Общая схема исследования функции - student2.ru функция разрывна. В остальных точках функция непрерывна.

3. Условия четности Общая схема исследования функции - student2.ru и нечетности Общая схема исследования функции - student2.ru не выполняются

Общая схема исследования функции - student2.ru ,

Общая схема исследования функции - student2.ru .

Функция Общая схема исследования функции - student2.ru не является ни четной, ни нечетной. Это функция общего вида. Следовательно, график функции не симметричен ни относительно оси Общая схема исследования функции - student2.ru , ни относительно начала координат. Функция непериодическая (что очевидно).

4. Найдем экстремум функции и интервалы монотонности:

Общая схема исследования функции - student2.ru .

Общая схема исследования функции - student2.ru : Общая схема исследования функции - student2.ru ; Общая схема исследования функции - student2.ru . Отсюда Общая схема исследования функции - student2.ru , Общая схема исследования функции - student2.ru .

Производная не существует в точке Общая схема исследования функции - student2.ru , но в этой точке не существует и сама функция.

Исследуем критические точки:

Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru
Общая схема исследования функции - student2.ru - Общая схема исследования функции - student2.ru - - Общая схема исследования функции - student2.ru +
Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru   нет экстр     min  

Из таблицы находим интервалы монотонности функции: если Общая схема исследования функции - student2.ru функция убывает, если Общая схема исследования функции - student2.ru – функция возрастает. При Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru .

5. Находим вторую производную

Общая схема исследования функции - student2.ru

Общая схема исследования функции - student2.ru : Общая схема исследования функции - student2.ru ; Общая схема исследования функции - student2.ru , Общая схема исследования функции - student2.ru при любых значениях Общая схема исследования функции - student2.ru . Тогда решением является Общая схема исследования функции - student2.ru

Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru
Общая схема исследования функции - student2.ru + перегиб - не существует +
Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru        

График функции является вогнутым на интервалах Общая схема исследования функции - student2.ru и Общая схема исследования функции - student2.ru , выпуклым на интервале Общая схема исследования функции - student2.ru .

В точке Общая схема исследования функции - student2.ru функция имеет перегиб; Общая схема исследования функции - student2.ru .

6. Найдем асимптоты:

а) вертикальная Общая схема исследования функции - student2.ru ;

б) проверим наличие наклонных асимптот Общая схема исследования функции - student2.ru :

Общая схема исследования функции - student2.ru .

Отсюда следует, что наклонных асимптот нет.

7. График пересекает оси координат в точке Общая схема исследования функции - student2.ru . При Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru .

Построим график (рис. 9).

Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru

0 1 3/2 Общая схема исследования функции - student2.ru

Рис. 9

4. Неопределенный интеграл

4.1. Первообразная функция и неопределенный интеграл

Основной задачей дифференциального исчисления является определение для заданной функции Общая схема исследования функции - student2.ru ее производной Общая схема исследования функции - student2.ru или ее дифференциала Общая схема исследования функции - student2.ru .

Обратная задача, состоящая в определении функции Общая схема исследования функции - student2.ru по ее известным производной Общая схема исследования функции - student2.ru или дифференциалу Общая схема исследования функции - student2.ru , представляет собой основную задачу интегрального исчисления.

Определение. Первообразной функцией функции Общая схема исследования функции - student2.ru , определенной на некотором промежутке, называется функция Общая схема исследования функции - student2.ru , существующая на том же промежутке и удовлетворяющая условию Общая схема исследования функции - student2.ru или Общая схема исследования функции - student2.ru .

Процесс нахождения первообразной функции для заданной функции называется ее интегрированием.

Если функция Общая схема исследования функции - student2.ru является первообразной для функции Общая схема исследования функции - student2.ru , то и функция Общая схема исследования функции - student2.ru , где Общая схема исследования функции - student2.ru – производная постоянная величина, также является первообразной функции Общая схема исследования функции - student2.ru . Таким образом, если функция Общая схема исследования функции - student2.ru имеет первообразную, то она имеет их бесчисленное множество, причем все они отличаются одна от другой только постоянным слагаемым.

Определение. Неопределенным интегралом от функции Общая схема исследования функции - student2.ru называется совокупность всех ее первообразных и обозначается: Общая схема исследования функции - student2.ru .

Здесь Общая схема исследования функции - student2.ru знак интеграла, Общая схема исследования функции - student2.ru – подынтегральная функция, Общая схема исследования функции - student2.ru – подынтегральное выражение, Общая схема исследования функции - student2.ru – переменная интегрирования, Общая схема исследования функции - student2.ru – произвольная постоянная величина.

Основные свойства неопределенного интеграла

1о Постоянный множитель можно выносить за знак интеграла Общая схема исследования функции - student2.ru .
2о Неопределенный интеграл от дифференциала функции равен сумме этой функции и произвольной постоянной Общая схема исследования функции - student2.ru .
3о Производная от неопределенного интеграла равна подынтегральной функции; дифференциал от неопределенного интеграла равен подынтегральному выражению а) Общая схема исследования функции - student2.ru ; б) Общая схема исследования функции - student2.ru .
4о Неопределенный интеграл от алгебраической суммы конечного числа функций равен такой же алгебраической сумме неопределенных интегралов от слагаемых функций Общая схема исследования функции - student2.ru .

Таблица основных интегралов

Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru
Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru
Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru
Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru
Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru
Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru
Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru
Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru
Общая схема исследования функции - student2.ru Общая схема исследования функции - student2.ru
Общая схема исследования функции - student2.ru  

К основным методам интегрирования относятся: непосредственное интегрирование, метод замены переменной и интегрирование по частям.

Наши рекомендации