Применение метода симметричных составляющих

К АНАЛИЗУ НЕСИММЕТРИЧНЫХ ТРЕХФАЗНЫХ ЦЕПЕЙ

Методические указания

При подготовке к занятию необходимо ознакомиться с соответствующими разделами теории по учебной литературе: [1, c.293–299]; [3, c.188–198].

Ответьте на вопросы:

1. Какие преимущества имеет метод симметричных составляющих перед другими методами анализа несимметричных режимов?

2. Что собой представляют расчетные схемы при использовании метода симметричных составляющих?

3. Сформируйте системы напряжений (токов) прямой, обратной и нулевой последовательностей фаз.

Укажите, в каком соотношении находятся между собой напряжения отдельных фаз каждой из последовательностей: прямой ( применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru , применение метода симметричных составляющих - student2.ru ), обратной ( применение метода симметричных составляющих - student2.ru ), нулевой ( применение метода симметричных составляющих - student2.ru ). Аналогично для токов.

4. Покажите, как вычисляются симметричные составляющие напряжений (токов) обратной и нулевой последовательности фаз, если известны несимметричные системы напряжений (токов) фаз.

5. Содержит ли ток нулевого провода несимметричной трехфазной четырехпроводной системы симметричные составляющие прямой и обратной последовательностей фаз?

Как определить ток нулевого провода через симметричные составляющие?

6. Чему равна величина симметричной составляющей нулевой последовательности фаз несимметричной системы линейных напряжений?

7. Устройство представляет собой трехфазный реостатный нагреватель, сопротивление каждой фазы R. Включен по схеме звезды. Каковы фрагменты такого участка одноименных схем замещения для каждой из симметричных составляющих: прямой, обратной, нулевой?

Это же устройство собрано по схеме треугольника. Тогда каков ответ на тот же вопрос?

8. В каком смысле можно использовать термины – продольная несимметрия, поперечная несимметрия?

9. Сформулируйте порядок расчета несимметричных режимов методом симметричных составляющих.

При изучении теоретического материала для подготовки к аудиторному занятию рекомендуется особо обратить внимание на 2 частных случая несимметрии: продольной – обрыв линейного провода, поперечной – короткое замыкание между линейным проводом и землей.

При расчетах этих режимов следует учесть следующее. В методе симметричных составляющих обычно несимметричные участки трехфазной цепи, в соответствии с теоремой о компенсации, эквивалентно заменяют соответствующими несимметричными источниками трехфазных напряжений. Так, в случае продольной несимметрии эквивалентный источник, применение метода симметричных составляющих - student2.ru , применение метода симметричных составляющих - student2.ru , применение метода симметричных составляющих - student2.ru включают в рассечку трехфазной линии (рис.13.1), а в случае поперечной несимметрии эквивалентный источник применение метода симметричных составляющих - student2.ru – между линейными проводами и «землей» (рис.13.2)

На рис.13.3 приведены расчетные схемы продольной несимметрии для прямой (13.3,а), обратной (13.3,б) и нулевой (13.3,в) последовательностей при симметричном источнике трехфазного напряжения прямой последовательности фаз.

применение метода симметричных составляющих - student2.ru

Рис.13.1. Продольная несимметрия

применение метода симметричных составляющих - student2.ru

Рис.13.2. Поперечная несимметрия

При обрыве линейного провода аа’ дополнительные уравнения и уравнения Кирхгофа могут быть представлены как применение метода симметричных составляющих - student2.ru =0, применение метода симметричных составляющих - student2.ru =0, применение метода симметричных составляющих - student2.ru =0, что с учетом несимметрии токов и напряжений может быть записано как

применение метода симметричных составляющих - student2.ru ,

применение метода симметричных составляющих - student2.ru ,

применение метода симметричных составляющих - student2.ru .

Таким образом, совместное решение уравнений, составленных для схем (рис.13.3) на основе законов Кирхгофа и уравнений, полученных из дополнительных условий, дает возможность определить 6 неизвестных симметричных составляющих применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru , а через них найти неизвестные токи, напряжения.

применение метода симметричных составляющих - student2.ru

Рис.13.3. Расчетные схемы различных последовательностей при продольной несимметрии в цепи: а) прямой; б) обратной; в) нулевой

Расчетные схемы поперечной несимметрии для прямой (13.4,а), обратной (13.4,б) и нулевой (13.4,в) последовательностей фаз приведены на рис.13.4.

применение метода симметричных составляющих - student2.ru

Рис.13.4. Расчетные схемы для различных последовательностей при поперечной

несимметрии в цепи: а) прямой; б) обратной; в) нулевой

При выполнении эквивалентных преобразований схемы на рис.13.4,а,б могут быть представлены в виде, показанном на рис.13.5,а,б,

где применение метода симметричных составляющих - student2.ru , а применение метода симметричных составляющих - student2.ru , применение метода симметричных составляющих - student2.ru , применение метода симметричных составляющих - student2.ru , применение метода симметричных составляющих - student2.ru .

При замыкании точки а на землю дополнительные условия могут быть записаны как применение метода симметричных составляющих - student2.ru =0, применение метода симметричных составляющих - student2.ru =0, применение метода симметричных составляющих - student2.ru =0, что с учетом несимметрии токов и напряжений можно представить в виде:

применение метода симметричных составляющих - student2.ru ,

применение метода симметричных составляющих - student2.ru ,

применение метода симметричных составляющих - student2.ru .

применение метода симметричных составляющих - student2.ru

Рис.13.5. Преобразованные схемы прямой (а) и обратной (б) последовательностей

Решение системы 6 уравнений, составленной на базе схем рис.13.4, 13.5 и с учетом дополнительных условий, позволяет определить 6 неизвестных применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru , а через них рассчитать неизвестные токи и напряжения.

З а д а ч а 13.1

Разложите на симметричные составляющие указанные в табл.13.1, несимметричные системы векторов (задачу решите аналитически и графически).

Таблица 13.1

Исходные данные к задаче 13.1

Вариант Расположение векторов Модули векторов
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru

Окончание табл.13.1

Вариант Расположение векторов Модули векторов
  применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
  применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru

З а д а ч а 13.2

Несимметричная система напряжений применение метода симметричных составляющих - student2.ru разложена на симметричные составляющие применение метода симметричных составляющих - student2.ru (за основу принят вектор применение метода симметричных составляющих - student2.ru ). Определите комплексные значения этих несимметричных напряжений (табл.13.2).

Таблица 13.2

Исходные данные к задаче 13.2

Вариант применение метода симметричных составляющих - student2.ru , В применение метода симметричных составляющих - student2.ru , В применение метода симметричных составляющих - student2.ru , В Определить Вариант применение метода симметричных составляющих - student2.ru , В применение метода симметричных составляющих - student2.ru , В применение метода симметричных составляющих - student2.ru , В Определить
–j120 j100 j100 применение метода симметричных составляющих - student2.ru 1Ð600 j2 –1 применение метода симметричных составляющих - student2.ru
–j120 20Ð200 j100 применение метода симметричных составляющих - student2.ru –j применение метода симметричных составляющих - student2.ru
30Ð450 j50 –j70 применение метода симметричных составляющих - student2.ru 8Ð3000 8Ð600 применение метода симметричных составляющих - student2.ru
30Ð300 –j10 применение метода симметричных составляющих - student2.ru 4Ð450 применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j200 –j100 применение метода симметричных составляющих - student2.ru –j применение метода симметричных составляющих - student2.ru
10Ð300 10Ж300 –20 применение метода симметричных составляющих - student2.ru –220 применение метода симметричных составляющих - student2.ru
–50 j30 30Ð300 применение метода симметричных составляющих - student2.ru j100 –j100 100Ð600 применение метода симметричных составляющих - student2.ru
–j10 20Ð1200 j30 применение метода симметричных составляющих - student2.ru j30 j60 применение метода симметричных составляющих - student2.ru
1Ð300 j0,5 применение метода симметричных составляющих - student2.ru –10 20Ð450 применение метода симметричных составляющих - student2.ru
30Ð600 –50 j20 применение метода симметричных составляющих - student2.ru j –j применение метода симметричных составляющих - student2.ru
40Ð2100 40Ð300 применение метода симметричных составляющих - student2.ru –2 –j2 применение метода симметричных составляющих - student2.ru
8Ð300 j4 применение метода симметричных составляющих - student2.ru j15 применение метода симметричных составляющих - student2.ru
10Ð1500 –10 применение метода симметричных составляющих - student2.ru –j10 применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j6 6Ð450 применение метода симметричных составляющих - student2.ru 15Ð300 –10 применение метода симметричных составляющих - student2.ru
применение метода симметричных составляющих - student2.ru применение метода симметричных составляющих - student2.ru

З а д а ч а 13.3

В трехфазном генераторе (рис.13.6), работающем в режиме холостого хода, произошло короткое междуфазное замыкание (место к.з. указано в табл.13.3). Определите действующие значения составляющих токов прямой, обратной и нулевой последовательностей фаз в образовавшейся несимметричной системе токов применение метода симметричных составляющих - student2.ru .

применение метода симметричных составляющих - student2.ru

Рис.13.6. Схема к задаче 13.3

Таблица 13.3

Исходные данные к задаче 13.3

Вариант применение метода симметричных составляющих - student2.ru , А применение метода симметричных составляющих - student2.ru , А применение метода симметричных составляющих - student2.ru , А к. з. фазы Вариант применение метода симметричных составляющих - student2.ru , А применение метода симметричных составляющих - student2.ru , А применение метода симметричных составляющих - student2.ru , А к. з. фазы
B,C А,В
A,B В,С
А,В C,A
А,С A,B
В,С B,C
А,С C,A
А,В A,B
В,С B,C
С,А C,A
А,В A,B
В,С B,C
С,А C,A
А,В A,B
В,С B,C
С,А C,A

З а д а ч а 13.4

К симметричному генератору, сопротивлениями обмоток которого можно пренебречь, подключен трехфазный двигатель, обмотки которого соединены звездой, сопротивления различных последовательностей известны. Сопротивление нейтрального провода для всех вариантов одинаковое применение метода симметричных составляющих - student2.ru = j5 Ом. В одном из линейных проводов произошел обрыв (рис.13.7). Найдите величины токов и напряжений, указанные в табл.13.4.

Таблица 13.4

Исходные данные к задаче 13.4

Вариант применение метода симметричных составляющих - student2.ru , В применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом Место обрыва Определить
aа’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 20 j 20 j 30 j 50 j 10 j 5 bb’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 5 j 5 j 20 j 40 j 20 j 3 cc’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 10 j 5 j 20 j 50 j 40 j 4 aа’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 20 j 20 j 40 j 80 j 60 j 7 bb’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 20 j 20 j 10 j 50 j 10 j 4 cc’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 10 j 10 j 20 j 40 j 30 j 4 aа’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 5 j 5 j 10 j 20 j 10 j 4 bb’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 40 j 40 j 10 j 60 j 30 j 3 cc’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 8 j 4 j 10 j 20 j 10 j 3 aа’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 20 j 20 j 30 j 70 j 60 j 4 bb’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 20 j 20 j 30 j 60 j 30 j 2 cc’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 10 j 10 j 2 j 5 j 4 j 2 aа’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 10 j 20 j 20 j 80 j 60 j 2 bb’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 20 j 20 j 30 j 10 j 60 j 2 cc’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 40 j 40 j 50 j 100 j 80 j 6 aа’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 20 j 20 j 30 j 80 j 40 j 5 bb’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 20 j 20 j 30 j 60 j 40 j 5 cc’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 10 j 10 j 20 j 50 j 40 j 6 aа’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru

Окончание табл.13.4

Вариант применение метода симметричных составляющих - student2.ru , В применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом Место обрыва Определить
j 10 j 10 j 20 j 60 j 30 j 5 bb’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 20 j 20 j 40 j 50 j 20 j 3 cc’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 10 j 10 j 20 j 8 j 40 j 4 aа’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 10 j 10 j 20 j 60 j 50 j 3 bb’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 10 j 10 j 20 j 60 j 50 j 3 cc’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 10 j 10 j 20 j 80 j 40 j 7 aа’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 10 j 10 j 20 j 60 j 30 j 4 bb’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 5 j 5 j 10 j 50 j 40 j 5 cc’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 10 j 10 j 20 j 40 j 20 j 3 aа’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 10 j 10 j 20 j 80 j 40 j 5 bb’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 5 j 5 j 10 j 40 j 20 j 3 cc’ применение метода симметричных составляющих - student2.ru

применение метода симметричных составляющих - student2.ru

Рис.13.7. Схема к задаче 13.4 Рис.13.8. Схема к задаче 13.5

З а д а ч а 13.5

К симметричному генератору подключен трехфазный двигатель, обмотки которого соединены звездой. Один из линейных проводов в точке, указанной в таблице, замкнут на землю. Найдите напряжения и токи, указанные в табл.13.5. Для всех вариантов одинаковое применение метода симметричных составляющих - student2.ru = j5 Ом.

Таблица 13.5

Исходные данные к задаче 13.5

Вариант применение метода симметричных составляющих - student2.ru , В применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом применение метода симметричных составляющих - student2.ru , применение метода симметричных составляющих - student2.ru Ом применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом точка к. з. Определить
j 5 j 2 j 0,5 j 1 j 0,5 5+j 5 1+j 2 a применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 4 j 2 j 1 j 1 j 0,5 3+j 4 1+j 1 b применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 6 j 3 j 1 j 2 j 1 2+j 4 1+j 2 c применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 5 j 4 j 1 j 2 j 1 4+j 4 2+j 2 a применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 6 j 3 j 2 j 2 j 1 3+j 3 1+j 1 b применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 7 j 4 j 2 j 1 j 0,5 j 5 j 2 c применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 8 j 6 j 1,5 j 2 j 1 j 6 j 3 a применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 8 j 6 j 2 j 3 j 1,5 j 8 j 4 b применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 6 j 3 j 1 j 3 j 1 4+j 4 1+j 2 c применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 8 j 4 j 2 j 2 j 1 3+j 3 1+j 1 a применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 4 j 2 j 0,5 j 1 j 0,5 2+j 2 1+j 2 b применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 3,5 j 1,5 j 0,75 j 0,8 j 0,8 3+j 3 2+j 1 c применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 8 j 6 j 4 j 2 j 3 4+j 4 2+j 2 a применение метода симметричных составляющих - student2.ru

Окончание табл.13.5

Вариант применение метода симметричных составляющих - student2.ru , В применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом применение метода симметричных составляющих - student2.ru , применение метода симметричных составляющих - student2.ru Ом применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом применение метода симметричных составляющих - student2.ru , Ом точка к. з. Определить
j 10 j 5 j 5 j 3 j 2 9+j 9 8+j 6 b применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 9 j 6 j 3 j 2 j 1 8+j 8 4+j 3 c применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 8 j 4 j 2 j 1 j 1,5 3+j 4 1+j 2 a применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 7 j 3 j 2 j 1 j 0,8 4+j 5 1+j 2 b применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 6 j 3 j 1 j 0,5 j 1 2+j 3 1+j 2 c применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 5 j 4 j 1 j 0,5 j 0,8 3+j 4 1+j 2 a применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 6 j 4 j 2 j 1 j 1 2+j 1 1+j 2 b применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 2 j 1 j 0,5 j 0,3 j 0,5 1+j 2 2+j 1 c применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 3 j 2 j 1 j 0,5 j 0,5 3+j 3 1+j 1 a применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 2 j 1 j 1 j 0,5 j 0,5 3+j 4 1+j 1 b применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 4 j 2 j 2 j 1 j 1,5 2+j 4 1+j 2 c применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 6 j 3 j 1 j 0,5 j 0,5 2+j 2 1+j 2 a применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 4 j 3 j 1,5 j 0,8 j 1 1+j 1 1+j 2 b применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 5 j 4 j 2 j 1 j 1 2+j 2 1+j 2 c применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 6 j 5 j 1 j 0,8 j 0,8 j 3 1+j 2 a применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 4 j 2 j 2 j 1 j 1,5 j 4 1+j 2 b применение метода симметричных составляющих - student2.ru
j 4 j 3 j 1 j 0,8 j 0,5 j 5 j 2,5 c применение метода симметричных составляющих - student2.ru

ЗАНЯТИЕ 14

Наши рекомендации