Словарь средств выразительности

МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(ЧАСТЬ В)

Тест 1

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.А Васька слушает да ест. (И.А Крылов)

2.Лес словно терем расписной. (И.Бунин)

3.Пустых небес прозрачное стекло. (А.Ахматова)

4.Ночевала тучка золотая на груди утеса- великана. (М.Лермонтов)

5.Перо его местию дышит. (А.К.Толстой)

6.Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)

7.Мальчик с пальчик.

8.Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством…

( М.Лермонтов)

9.Я царь - я раб, я червь- я Бог!

(Г.Державин)

10.Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами.

( А.Пушкин)

11.Живой труп. ( Л.Толстой)

12.Под полозьями поле скрипит,

Под дугой колокольчик гремит.

(Я.Полонский).

13.Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня?

( А.Пушкин).

14.Пусть бандой окружат нанятой…

( В.Маяковский).

15. Грохот за грохотом ломал небо,

Широко и шумно шел дождь.

(В.Набоков).

Тест 2

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1. Я вижу молнии из мглы

И морок мраморного грома… ( А.Белый)

2.Суровою зимой я более доволен. (А.Пушкин)

3.Долги повисли надо мной домокловым мечом. (В.Пикуль)

4. «Трепач ты, Федька!»- разозлился Гаврик. (Короленко).

5.Остался ты, брат, у разбитого корыта. (А.Дворкин).

6.Под ним струя светлей лазури. (М.Лермонтов)

7.Мы пойдем ломить стеною. (М.Лермонтов)

8.(Лиса Ослу) Отколе , умная , бредешь ты, голова? (И.Крылов)

9.Богатырский конь через лес перепрыгивает. ( Былина).

10.Степям и дорогам не кончен счет;

Камням и порогам не найден счет. (Э.Багрицкий).

11.Принес - и ослабел, и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног (А.Пушкин).

12. С кем мне поделиться

Той грустной радостью, (С.Есенин)

13.Земля-владычица! К тебе чело склонил я. (В.Соловьев).

14.Купил Репина, принес Гоголя.

15.Швед, русский- колет, рубит, режет…

(А.Пушкин).

Тест 3.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

(А.Блок).

2.Вдали, в долине играют Грига.

(И.Северянин)

3.Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетия мы лелеем

Еле слышный шелест шагов…

(А.Ахматова).

4.Идут дожди, висят лохматые серые тучи.

(С.Антонов).

5.Солнце золотило верхушки деревьев.

(Соколов- Микитов).

6.Лес поет.

7.Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит.

(Н.Некрасов).

8.Люблю тебя, Петра творенье.

9.Тонко, но крепко, как ниткой суровой,

Он связан с этой зимой суровой…

(Б.Слуцкий).

10.Ленивый боится при деле труда,

а праздный не терпит самого дела.

(Д.Фонвизин).

11.Не дорого начало, а похвален конец.

(Пословица).

12.Где умному горе, там дураку веселье.

(Пословица).

13.По морям, играя, носится

С миноносцем миноносица.

Льнет, как будто к меду осочка,

К миноносцу миноносица.

(В.Маяковский).

14.А Васька слушает, да ест.

(И.Крылов)

15.Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком.

(С.Есенин).

Тест 4.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Беспечно смеется иволга.

2.Промороженные до звонкой ломкости, скачут листья, собираясь в шумные вороха.

(Л.Леонов).

3.Мать русских городов - сердце России.

4.Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой!

(М.Цветаева).

5.Ленивый бывает таковым больше от расположения тела, а праздный больше от расположения души.

(Д.Фонвизин).

6.Умей видеть великое в малом.

7.Не по чину берешь!

(Н.Гоголь).

8.Величавая ширина Днепра…

(Н.Гоголь).

9.Снежная пыль столбом стоит в воздухе.

(Б.Горбатов).

10.Не то на серебре, на золоте едал!

(А.Грибоедов).

11….Черноглазую девицу,

Черногривого коня!

(М.Лермонтов).

12.Где стол был яств, там гроб стоит.

(Г.Державин).

13.В сто сорок солнц закат пылая.

(В.Маяковский).

14.Пришел, увидел, победил.

(Ю.Цезарь).

15.Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства.

(Е.Коптяева)

Тест 5.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Снег сказал:

-Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечет, качая стаю

Отраженных голубей…

(Я.Козловский).

2.Страна рабов, страна господ.

(М.Лермонтов).

3.Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи-

Мороз- воевода дозором

Обходит владенья свои.

(Н.Некрасов).

4.Завод решил работать.

5.Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

(С.Есенин).

6.Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.

(Аксаков).

7.Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.

(И.Неверов).

8.Мужичок с ноготок.

9.Тут сгорел мой приятель со стыда.

(И.Тургенев)

10.Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

(М.Горький).

11.Ну, скушай еще тарелочку, милый!

(И.Крылов).

12.Горькая радость победы.

13.О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?

(Ф.Тютчев).

14.Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы.

(В.Брюсов)

15. (О Байроне). Певец Гяура и Жуана.

. (А.Пушкин).

Тест 6.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.От нужды умнеют, а от богатства глупеют.

(Пословица).

2.Слова умеют плакать и смеяться.

(Б.Слуцкий).

3.Одиннадцатая строфа стихотворения Пушкина «Осень» - поэтическое творчество сравнивается с движением корабля.

4.Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

(А.Пушкин).

5.Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища.

(А.Пушкин).

6.Присягаю ленинградским ранам,

Первым разоренным очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не отдам врагам.

(О.Бертгольц).

7.Сначала очень была огорчена.

(А.Пушкин).

8.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

(Н.Некрасов).

9.Досадно было, боя ждали.

(М.Лермонтов).

10.Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.

(А.Пушкин).

11К ней прилегла в опочевалтне ее сиделка – тишина.

(А.Блок).

12.Когда идешь по снежным гребням ты,

Когда по грудь ты входишь в облака,-

Умей глядеть на землю с высоты!

Не смей глядеть на землю с высока!

(В.Островой).

13.Царь зверей спал безмятежно.

14.С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего.

(Г.Успенский)

15.Своя биография.

Тест 7.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

(А.Пушкин).

2.Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

(Пословица).

3.Отцы и дети.

(И.Тургенев).

4.Гораздо интереснее оказались морские коньки.

(В.Катаев).

5.Но тих был наш бивак открытый.

(М.Лермонтов).

6.Горячий снег.

(Ю.Бондарев).

7.Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами…

(А.Пушкин).

8.Не стая воронов слеталась

На груды тлеющих костей,

За Волгой, ночью, вкруг огней

Удалых шайка собиралась.

(А.Пушкин).

9.У Елены беда тут стряслась. Большая.

(Панферов).

10.Каждая минута времени дорога.

11.На кого не действует новизна?

(А.Чехов).

12.Ах, ты вон как! Драться каской?

Ну не подлый ли народ!

(А.Твардовский).

13.Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно большая.

(А.Чехов).

14.Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.

(А.Серафимович).

15.Стояла мертвая тишина.

Тест 8.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Сметливость его и тонкость ума меня поразили.

(А.Пушкин).

2.Стояла звонкая тишина.

3.Туманный Альбион оказался гостеприимным для меня.

4.Флеров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

(М.Горький).

5.Я буду ждать тебя в апреле месяце.

6.Мечты, мечты! Где ваша сладость?

(А.Пушкин).

7.А в двери-

бушлаты,

шинели,

тулупы…

(В.Маяковский).

8.Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака.

(М.Лермонтов).

9.Я видел это собственными глазами.

10.Ее любовь к сыну была подобна безумию.

(М.Горький).

11.Петроград жил в эти январские ночи напряженно, взволнованно, злобно, бешено.

( А.Толстой)

12.Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

(Н.Гоголь).

13.Мой закадычный друг.

14.Тут сгорел мой приятель со стыда.

(И.Тургенев).

15.Да, что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь.

(М.Цветаева).

Тест 9.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Да, мы дружные были очень.

( Л.Толстой).

2.Красноречивое молчание говорило о многом.

(Л.Леонов).

3.Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился.

(Н.Ильина).

4.Меня дома ждал неожиданный сюрприз.

(А.Гайдар).

5.Там стонет человек от рабства и цепей.

(М.Лермонтов).

6.Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

(Ф.Тютчев).

7.То не кукушка в роще темной кукует рано на заре,- в Путивле плачет Ярославна одна на городской стене.

(«Слово о полку Игореве»).

8.Гордо реет Буревестник!

(М.Горький).

9.Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в этом тихом доме

Возле мирного огня!

(А.Блок).

10.Море синее, поле чистое, тучи черные,

Солнце красное – все это Россеюшка моя.

(Н.Клюев).

11.Опять попал впросак.

12.У него семь пятниц на неделе.

(Поговорка).

13.Толстый и тонкий.

(А.Чехов).

14.Для чего это ему нужно?

15.Дворянское гнездо.

(И.Тургенев).

Тест 10.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Но им назад не воротиться.

(В.Жуковский).

2.Мильоны нас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.

(А.Блок).

3.Ну что ж,

Садись, светило!

(В.Маяковский).

4.Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля.

(А.Сурков).

5.Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как рокот волн, тягуч и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря.

(В.Белинский).

6.Не зарывай талант в землю!

(Поговорка).

7.Моцарт и Сальери.

(А.Пушкин).

8.Я стоял на носу корабля и слушал говор волн.

(И.Андронников).

9.Живой труп.

(Л.Толстой).

10.Вот перейдешь в четвертый класс, тогда узнаешь, где раки зимуют.

(Н.Носов).

11. За Троицкой дули

авто и трамы,

обычные рельсы взмеив.

(В.Маяковский).

12.Страшен враг за горами, но страшнее за плечами.

(Пословица).

13.Мир щедр и скуп, богат и беден.

(В.Алатынцев).

14.Ты не страшись быть молодым, да ранним.

Быть молодым, да поздним – вот беда.

(Е.Евтушенко).

15.Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

(К.Паустовский).

Тест 11

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано

Автором.

1. Как бы красиво мы не извинились, память есть память, и она помнит, кто нанёс рану и от кого остался рубец, шрам, чёрный след в сознании (В.Харченко)

2. Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными. (Н.Гоголь)

3. При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи…что я говорю! Реки, озёра, океаны слёз!.. (Ф.Достоевский)

4. Капельками крови горят ягодки брусники на ещё зелёной листве.

5. Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскалённый час. (А.Солженицын)

6. Древнерусская литература поразительно разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной жизни страны, народа. И как же не приобщаться к этому чуду – нашей литературе. Формирующей национальное сознание, патриотизм?! (Д.Лихачёв)

7. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё (родной земли) и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. (В.Распутин)

8. Не всё в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои боги, свои молитвы, своя правда. (К.Чуковский)

9. Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нём веру в себя и заставляя делать то, что я хочу; и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу. (Н.Добролюбов)

10. Образующийся при нуле градусов лёд ещё легче и потому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В.Чивилихин)

11. Хорошо живётся общительному человеку: полмира у него в товарищах.

12. Так тонет свинцовая гирька, если её положить на поверхность моря. Так тонет напряжённый воздушный шарик (ну, скажем, метеорологический зонд), если его выпустишь из рук. (В.Солоухин)

13. Стояла холодная осенняя пора, и все листья с дерева давно облетели. Только один Листик, осунувшийся, пожелтевший от горя, оставался на ветке: он всё ещё ждал, что вернётся Вишенка. (Ф.Кривин)

14. Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела «ура». (М.Горький)

15. Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив?

(С.Есенин)

Тест 12

1.Морозом выпитые лужи

Хрустят и хрупки, как хруста.

(И.Северянин)

2.У ежа в гостях ужата,

У ежа в гостях ужата.

Учит бегать еж ужат,

Учит ползать уж ежат.

(Скороговорка)

3.Часовые любви на Смоленской стоят,

Часовые любви у Никитских не спят,

Часовые любви по Петровке идут неизменно…

Часовым полагается смена.

(Б.Окуджава)

4.Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

(М.Цветаева)

5.Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки…

(А.С.Пушкин)

6.Огурец, величиною в пизанскую башню, стоит на горизонте.

(И.Ильф и Е.Петров)

7.Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза.

(И.Ильф и Е.Петров)

8.Моя жена говорит по-французски и по телефону

9.Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.

(А.С.Пушкин)

10.Человек-горошина.

11.Не забыть нам лесов раздолье,

Бриллианты дождинок-слез,

Санаторий «Русское поле»

В кружевах плакучих берез.

(В.Соколов)

12 Фарфор и бронза на столе. (А.С.Пушкин)

13.Мы выпили весь самовар. ( С.Есенин)

14.Город шумел. (Ю.Олеша)

15.Москва! Москва! Люблю тебя, как сын… (М.Лермонтов)

Тест 13

1.Есть тоска зеленая в алостях зари. (С.Есенин)

2.Как ты можешь смотреть на него?

Как ты можешь всходить на мосты?

( А.Ахматова)

3.В рассказах деда было достаточно исторической глубины и временных пластов. Достаточно, чтобы чувствовать себя не просто так оказавшимся в этом мире. (Е.Гришковец)

4.Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут, чтобы не увидеть их никогда. (Н.В.Гоголь)

5.О вещая душа моя!

О сердце, полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!.. (Ф.И.Тютчев)

6.Твои уста- два лепестка граната…

Твои ресницы- крылья черной ночи…

Твоя душа- восточная загадка. (М.Лохвицкая)

7.О,Русь! Куда несешься ты? Дай ответ… (Н.В.Гоголь)

8.Контрабас пил чай вприкуску, а флейта- внакладку. (А.Чехов)

9.Вскочить вскочил, а спрыгнуть струсил. (С.Антонов)

10.Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела. (Б.Пастернак)

11.Конь бежит, земля дрожит.

12.Это - круто налившийся лес,

Это- щелканье сдавленных льдин,

Это- ночь, леденящая лист,

Это- двух соловьев поединок. (Б.Пастернак)

13.Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой (А.С.Пушкин)

14.Во мраке раки шумели в драке. (скороговорка)

15.О буря брошюр и листовок! (Б.Пастернак)

Тест 14

1.Шли два студента, один - в галошах, другой- в институт.

2.С то лет не виделись. Кошмарный беспорядок.

3.А мы называем грядущим будущее.

Грядущий день – не завтраший день. (Б.Слуцкий)

4.Летит прожорливая младость. (А.С.Пушкин)

5.Театр уж полон, ложи блещут,

Партер и кресла – все кипит. (А.С.Пушкин)

6.Вот уж и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город позади, и ничего нет, и опять в дороге. (Н.В.Гоголь)

7.О Волга – колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (А.Некрасов)

8.Убогая роскошь наряда.

9.И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь , и слезы, и любовь. (А.С.Пушкин)

10.Маринину читаю с большим удовольствием, чем Донцову.

11.Он человек умный

12.Живет не тужит, по свету кружит.

13.Спасибо, музыка, за то,

Что ты меня не оставляешь,

Что ты лица не закрываешь,

Себя не прячешь ни за что. (В.Соколов)

14.Прощай, письмо любви, прощай! (А.С.Пушкин)

15.Корабли пустыни.

Словарь средств выразительности

Аллегория – иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа (весы – а. правосудия, крест – а. веры, сердце – а. любви).

Аллитерация – усиление выразительности художественной речи повтором согласных звуков, один из видов звукописи.

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой. (А. Пушкин)

Аллюзия – употребление ходового выражения в качестве намека на хорошо известный факт, исторический или бытовой.

«Семейство – вздор, семейство – блажь»,-

Любили здесь промолвить гневно.

А в глубине души все та ж

«Княгиня Марья Алексевна». (А. Блок)

(а. на строки комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»:

«Ах, боже мой, что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!»)

Алогизм – умышленное нарушение в литературном произведении логических связей с целью подчеркнуть внутреннюю противоречивость данного положения (драматического или комического).

Если б был я

маленький

как великий океан,

на цыпочки б волн встал. (В. Маяковский)

Анафора – единоначатие, повторение сходных звуков, слов, синтаксических конструкций в начале стихов, строф, абзацев.

Как ни гнетет рука судьбины

Как ни томит людей обман

Как ни браздят чело морщины. (Ф. Тютчев)

Антитеза– противопоставление, резкий контраст понятий, положений, образов, состояний и т.п. в речи. Они сошлись: вода и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)

Антонимы – слова, имеющие противоположные значения (добро и зло).

Архаизм – устаревшее слово или оборот речи.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

(А. Пушкин)

Ассонанс – созвучие, повтор гласных, преимущественно ударных, один из видов звукописи.

Взложу на тетиву тугую

Послушный лук согну в дугу. (А. Пушкин)

Афоризм – изречение, выражающее с предельной лаконичностью в отточенной форме какую-либо оригинальную мысль.

Мысль изреченная есть ложь. (Ф. Тютчев)

Бессоюзие– отсутствие союзов, соединяющих во фразах слова и предложения, вследствие чего речь приобретает большую сжатость.

Швед, русский колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет. (А. Пушкин)

Вульгаризмы – грубые, не принятые в литературе слова или неправильные по форме выражения, вставленные в текст художественного произведения.

К любым

чертям с матерями

катись

любая бумажка. (В. Маяковский)

Гипербола– средство выразительности, основанное на преувеличении.

Раздирает

рот

зевота

шире Мексиканского залива. (В. Маяковский)

Градация – последовательное нагнетание или ослабление (обратная градация) сравнений, образов, эпитетов, метафор.

Ни слов, ни слез, ни вздоха – ничего

Земля и люди недостойны. (З. Гиппиус)

Гротеск – один из видов комического, сочетающий в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. («Нос» Н.В. Гоголя)

Диалектизмы – слова, характерные для местного говора.

Поднялись прихожане у чащи,

Лихоманную грусть затая.

Загузынил дьячишка ледащий:

«Спаси, господи, люди твоя». (С. Есенин)

Жаргонизмы– слова, употребляемые социальной группой (студенческий жаргон, воровской).

Вышел на арапа. Канает буржуй. (И. Сельвинский)

Инверсия – расположение слов в предложении в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики.

И долго милой Мариулы

Я имя нежное твердил. (А. Пушкин)

Прямая последовательность: И я долго твердил нежное имя милой Мариулы.

Ирония– тонкая насмешка, прикрытая внешней учтивостью.

Отколе, умная, бредешь ты,

голова? (спрашивают осла) (И.А. Крылов)

Каламбур– стилистический оборот или самостоятельное произведение, основанное на комическом использовании одинакового или сходного звучания слов или групп слов, либо – разных значений одного слова или словосочетания, видов омонимов.

И так,

И сяк,

Иссяк. (А. Раскин)

Контекстуальные синонимы и антонимы - слова, вступающие в синонимические (антонимические) отношения только в определенном тексте.

Не жалею, не зову, не плачу… (С. Есенин) – синонимы.

Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи? (О. Мандельштам) – антонимы.

Литота– средство выразительности, основанное на преуменьшении.

Ваш шпиц, прелестный шпиц,

не более наперстка. (А.С. Грибоедов)

Метафора – скрытое сравнение, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

В темнице мира я не одинок. (О. Мандельштам)

Мои слова – жемчужный водомет. (А. Белый)

Реализация метафоры – возвращение известной метафоре прямого смысла.

…и вижу:

сидят людей половины.

О, дьявольщина!

Где же половина другая? (В. Маяковский)

Метонимия– переименование, переносное значение слова, возникающее на основе смежности, связи предметов или явлений.

Не то на серебре, на золоте едал. (А.С. Грибоедов)

Многосоюзие– построение фразы, при котором все (или почти все) однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом.

Ох! Лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… (А. С. Пушкин)

Неологизм– слово, вновь образованное в связи с возникновением в жизни нового понятия (электорат, сисадмин).

Авторский неологизм (окказионализм) – новое слово, придуманное писателем в произведении.

По морям, играя, носится

с миноносцем миноносица. (В. Маяковский)

Оксюморон– сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг. (М. Лермонтов)

Олицетворение – вид метафоры, изображение неодушевленного предмета как одушевленного.

Боролася заря с последними

звезда'ми (В. Соловьев)

Омонимы– слова, одинаковые по написанию или звучанию, но разные по значению.

…будет муко'й

Нет, лучше му'кой. (М. Цветаева)

Парадокс – суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению.

Трус умирает много раз,

Храбрец – только однажды. (В. Шекспир)

Парцелляция – разделение фразы на части и даже на отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию.

Эй, синеблузые!

Рейте!

За океаны! (В. Маяковский)

Перенос поэтический – несовпадение интонационно-фразового членения в стихе, фраза начатая в одном стихе, переносится в следующий стих.

Здравствуй! Не стрела, не камень:

Я! – живейшая из жен:

Жизнь… (М. Цветаева)

Период– длинное сложное предложение, интонационно распадающееся на две части: повышение тона – пауза – понижение тона.

И все, что на душе берег,

С чем в этот год заснуть не мог,

С чем утром встал, а на ночь лег,

С чем ел не впрок

И пил не прок, - //

Все вновь обдумал Моргунок… (А. Твардовский)

Перифраз (перифраза, перефраз) – описательный оборот, в котором указываются признаки неназванного прямо предмета.

Смотрите, первенцы свободы:

Мороз на берегах Невы! (З. Гиппиус)

Речь идет о декабристах.

Просторечие – народно-разговорные выражения, применяемые в художественном произведении.

Что там думать, что там ждать:

Дунуть, плюнуть – наплевать:

Наплевать да растоптать:

Веселиться, пить да жрать. (А. Белый)

Реминисценция – воспроизведение поэтом фразовой или образной конструкции из другого художественного произведения.

Прощай, свободная стихия (А. Пушкин)

Прощай, немытая Россия (М. Лермонтов)

Риторические обороты (риторические фигуры) – стилистические обороты, усиливающие выразительность речи.

Риторический вопрос – не требует ответа, имеет эмоциональное значение.

Мне нынче труден мой урок.

Куда от страной грезы деться? (Н. Гумилев)

Риторическое восклицание

Так много тайн хранит любовь,

Так мучат старые гробницы! (Н. Гумилев)

Наши рекомендации