Система уравнений движения
Углы, определяющие положение летательного аппарата относительно вектора скорости
Угол атаки α - угол между связанной осью и проекцией вектора скорости на плоскость симметрии ЛА.
Угол скольжения β - угол между вектором скорости и плоскостью симметрии ЛА. Знаки углов атаки и скольжения определены на рис. 4.
Углы, определяющие положение летательного аппарата относительно Земли
По определению нормальной и связанной систем координат положение ЛА относительно Земли определяется углами между осями связанной и нормальной системы координат.
Угол тангажа υ–угол между связанной осью и горизонтальной плоскостью
;
Угол рыскания ψ –угол между осью и проекцией связанной оси
на горизонтальную плоскость
;
|
![Система уравнений движения Система уравнений движения - student2.ru](/images/matematika/sistema-uravneniy-dvizheniya-367297-7.gif)
![Система уравнений движения Система уравнений движения - student2.ru](/images/matematika/sistema-uravneniy-dvizheniya-367297-8.gif)
Знаки углов определены на рис. 3.
Воздушная скорость летательного аппарата – скорость центра масс (начала О связанной системы координат) относительно воздушной среды, не возмущенной летательным аппаратом.
Земная скорость летательного аппарата – скорость центра масс (начала О связанной системы координат) относительно выбранной земной системы координат.
Путевая скорость летательного аппарата – проекция земной скорости летательного аппарата на горизонтальную плоскость.
Траекторные углы
Угол пути ψ – угол между осью и путевой скоростью
летательного аппарата (рис.5)
В продольном движении центра масс на самолет как на любое тело, действуют четыре силы, условно приложенные в центре масс. Эти силы фактически являются суммой сил, действующих на различные элементы самолета.
|
![Система уравнений движения Система уравнений движения - student2.ru](/images/matematika/sistema-uravneniy-dvizheniya-367297-14.gif)
2. Подъемная сила (скоростная с-ма координат)
3. Сила сопротивления (скорост. с-ма координат)
4. Сила тяги двигателей (связанная система)
- режим работы двигателей.
Система уравнений движения
Уравнения движения записываются в проекциях на скоростную систему координат
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Поскольку ,
равно центростремительному ускорению
- мал,
- мал, то уравнения (1), (2) можно переписать в виде:
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Для определения ЛТХ нужно добавить переход от скоростной системы к земной, а также отдельное уравнение для расхода топлива.
|
Получим систему из дифференциальных уравнений (опуская индекс «а», т.е. ,
):
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
- секундный расход топлива двигателя, задается в виде:
,
- данные моторного завода.
Из решения уравнений (1)-(6) можно найти показатели ЛТХ: .
Эти уравнения решаются, как правило, методами численного интегрирования, для чего необходимо записать еще ряд аналитических и графических зависимостей:
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Система уравнений (1) – (13) содержит 15 неизвестных, т.е. две неизвестных должны быть заданы и называются управлениями. Для типового профиля полета задаются:
1)
|
![Система уравнений движения Система уравнений движения - student2.ru](/images/matematika/sistema-uravneniy-dvizheniya-367297-64.gif)
![Система уравнений движения Система уравнений движения - student2.ru](/images/matematika/sistema-uravneniy-dvizheniya-367297-65.gif)
2) Набор высоты: ,
.
3) Крейсерский полет: а.) ,
,
б.) ,
.
4) Снижение (планирование): ,
.
5) Заход на посадку: ,
.
На предварительных этапах проектирования система уравнений (1) – (13) обычно решается приближенными методами. Для этого вводятся допущения для режимов 2, 3, 4: ,
. Параметры скорость
и угол наклона траектории
меняются медленно для транспортных магистральных самолетов. Кроме того, в ряде случаев можно считать, что угол
мал, т.е.
,
.
|
Расчет основных ЛТХ включает:
- определение эксплуатационной области высот и скоростей полета: максимальной и минимальной скорости, практического потолка;
- расчет расхода топлива, времени и дальности полета на участках набора крейсерской высоты 2, снижения 4, крейсерского полета 3, в том числе расхода топлива на взлет 1, предпосадочный круг и посадку 5. (рис. - типовой профиль полета);
- определение общей практической дальности и продолжительности полета.
Типовой профиль полета
|
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
- продольная перегрузка,
- поперечная перегрузка.
Тогда получим уравнения движения, выраженные через перегрузки:
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Остальные уравнения (3)-(13) остаются в том же виде.
Упрощение уравнений (1) и (2)
|
![]() | ![]() | |
![]() | ![]() | |
Т.к. ![]() | уравнение описывает набор высоты с постоянной скоростью ![]() |
Умножим обе части уравнения (1) на :
![]() | ![]() |
В уравнении величина
по внешнему виду соответствует
в уравнении
, однако в уравнении
описывает вертикальную скорость набора высоты в общем виде (при
). В уравнении
величина
описывает «фиктивную» вертикальную скорость набора высоты
(ее называют также избыточной удельной мощностью)
упрощение
приводит уравнение
к виду
или
|
![Система уравнений движения Система уравнений движения - student2.ru](/images/matematika/sistema-uravneniy-dvizheniya-367297-118.gif)
![Система уравнений движения Система уравнений движения - student2.ru](/images/matematika/sistema-uravneniy-dvizheniya-367297-119.gif)
![Система уравнений движения Система уравнений движения - student2.ru](/images/matematika/sistema-uravneniy-dvizheniya-367297-120.gif)
Это условие соответствует «квази»-горизонтальному полету с постоянной скоростью (т.к. ).
Таким образом, для участков профиля полета 2 – набор высоты, 3 – крейсерский полет 4 – снижение для расчетов параметров можно принять упрощенные уравнения
и
, если объектами являются достаточно большие, медленно маневрирующие транспортные самолеты, у которых
и
.
И уравнения (1) и (2) из дифференциальных превращаются в алгебраические
![]() ![]() | ![]() |
![]() ![]() | ![]() |
Остальные уравнения остаются в прежнем виде.
Первым этапом расчетов является построение совмещенных графиков потребных тяг (сопротивления самолета) и располагаемых тяг силовой установки. В уравнении ,
где - располагаемая тяга двигателя,
- тяга, потребная для горизонтального полета.
|
Масса | ![]() ![]() | ||||
Высота | ![]() ![]() | ||||
Скорость звука | ![]() | ||||
Плотность | ![]() | ||||
|
![]() |
|
![]() |
|
Для расчетов используется метод совмещения располагаемых тяг двигателя на номинальном, максимальном бесфорсажном или форсажном режиме и тяг, потребных для горизонтального полета (метод тяг Н.Е. Жуковского).
Тяги, потребные для горизонтального полета рассчитываются в зависимости от числа
для ряда значений высот и среднего полетного веса
или для ряда значений веса
.
![]() |
,
где:
![]() | - взлетный вес |
![]() | - вес топлива |
Например, для дозвукового пассажирского самолета могут быть взяты высоты
(или другие).
Расчет производится по упрощенному методу тяг [1].
Тяга, потребная для горизонтального полета:
![]() |
,
где:
- скоростной напор (или
);
- площадь крыла;
|
![Система уравнений движения Система уравнений движения - student2.ru](/images/matematika/sistema-uravneniy-dvizheniya-367297-163.gif)
![Система уравнений движения Система уравнений движения - student2.ru](/images/matematika/sistema-uravneniy-dvizheniya-367297-164.gif)
![Система уравнений движения Система уравнений движения - student2.ru](/images/matematika/sistema-uravneniy-dvizheniya-367297-165.gif)
![]() |
или
.
Результаты расчетов сводятся в таблицу №1
![]() | 0,3 | 0,5 | 0,7 | 0,9 | Примечание | |
![]() | 0,09 | 0,25 | 0,49 | 0,81 | ||
![]() | Скоростной напор | |||||
![]() | ||||||
![]() | ||||||
![]() | ||||||
![]() | ||||||
![]() | ![]() | |||||
![]() | ||||||
![]() | ||||||
![]() |
|
![Система уравнений движения Система уравнений движения - student2.ru](/images/matematika/sistema-uravneniy-dvizheniya-367297-186.jpg)
По данным таблицы №1 строится график
|
![Система уравнений движения Система уравнений движения - student2.ru](/images/matematika/sistema-uravneniy-dvizheniya-367297-187.gif)
![Система уравнений движения Система уравнений движения - student2.ru](/images/matematika/sistema-uravneniy-dvizheniya-367297-188.gif)
Аналогичные таблицы и графики строятся для других значений высоты полета при той же величине выбранного веса . Затем расчеты повторяются для других весов.
Точки пересечения линий и
. Определят на каждой высоте
максимальную скорость, т.е. правую границу области полета.
Левая граница области полета определяется значениями минимальных скоростей (чисел ), которые для каждой из заданных высот определяются по формуле:
,
где:
- скорость звука на заданной высоте;
- заданный вес;
- по рис. ;
- коэффициент безопасности (по нормам).
|
Диаграммы потребных и располагаемых тяг (рис.2) используются также для расчета скоростей установившегося набора высоты (или удельной избыточной мощности):
![]() |
По графикам , рис. 4 для каждой из заданных высот определяются точки
, соответствующие максимальной скороподъемности, с помощью которых находится практический потолок
(рис. ), ограничивающий эксплуатационную область полета сверху, (рис. ), а также соответствующая величина скорости полета
.
|
![Система уравнений движения Система уравнений движения - student2.ru](/images/matematika/sistema-uravneniy-dvizheniya-367297-206.jpg)
| |||||
| |||||
|
![Система уравнений движения Система уравнений движения - student2.ru](/images/matematika/sistema-uravneniy-dvizheniya-367297-207.jpg)
|
|
Внутри области полета с некоторым (нормированным) запасом от её границ намечаются оптимальные траектории набора высоты, крейсерского полета, снижения. Одна из возможных программ (траекторий) набора высоты может быть найдена на рис. 4 – это точки
, соответствующие на каждой высоте
, т.е. режим максимальной скороподъемности. Он больше характерен для истребителей-перехватчиков. Для транспортных самолетов могут быть другие программы набора высоты, например,
.
Для примера остановимся на программе (рис .4) .
Как же летчик реализует эту траекторию (помним, что режим двигателя при наборе высоты задан .
Практика показывает, что любые траектории в координатах или
близки к тем или иным постоянным значениям скоростного напора
, которому можно условно приписать некоторую величину приборной скорости
, (как известно из курса аэродинамики, скорость потока замеряется скоростной трубкой именно по величине
), величина
есть у летчика на приборе и ее достаточно просто поддерживать заданной (постоянной) управляя самолетом:
|
- самолет отклонился вниз – тянуть «на себя»
- рычаг управления двигателем (РУД) не трогать!
Аналогично задается программа снижения и управление по ней.
(рис.7).
Можно включить автопилот.
|
![Система уравнений движения Система уравнений движения - student2.ru](/images/matematika/sistema-uravneniy-dvizheniya-367297-223.gif)
![Система уравнений движения Система уравнений движения - student2.ru](/images/matematika/sistema-uravneniy-dvizheniya-367297-224.gif)
![Система уравнений движения Система уравнений движения - student2.ru](/images/matematika/sistema-uravneniy-dvizheniya-367297-225.gif)
![Система уравнений движения Система уравнений движения - student2.ru](/images/matematika/sistema-uravneniy-dvizheniya-367297-226.gif)