Цели и задачи изучения арифметических действий в начальной школе
Методика изучения арифметических действий и формирование вычислительных навыков
лекции
Автор: Кабаева Н.Н.
Оглавление
Модуль № 3 Методика изучения арифметических действий....................................................... 3
и формирование вычислительных навыков.................................................................................... 3
УЭ 3.1 Формирование понятий и представлений об арифметических действиях у младших школьников......................................................................................................................................................... 3
1. Цели и задачи изучения арифметических действий в начальной школе........................ 3
2. Характеристика видов знаний об арифметических действиях в начальном курсе математики. 4
Приложение №1........................................................................................................................ 8
Арифметические действия...................................................................................................... 8
Приложение №2........................................................................................................................ 9
Свойства арифметических действий над числами и правила............................................. 9
Приложение № 3 .................................................................................................................... 10
Программа М.И. Моро и др. УМК «Школа России», 2класс, концентр «Сотня», раздел: «Арифметические действия», тема: «Умножение и деление»........................................... 10
УЭ 3.2 Формирование навыков сложения и вычитания у младших школьников................ 11
1.Сущность понятия «вычислительный прием», классификация вычислительных приемов. 11
2.Сущность понятия «вычислительный навык», показатели вычислительного навыка. 14
3.Общие положения методики формирования у младших школьников вычислительных приемов и навыков.................................................................................................................................... 15
Приложение № 1 .................................................................................................................... 20
Программа М.И.Моро и др. УМК «Школа России», 2 класс, концентр «Сотня», раздел «Арифметические действия», тема «Письменные приемы сложения и вычитания»..... 20
Приложение № 2 .................................................................................................................... 22
Статья М. А. Бантовой «Ошибки учащихся в вычислениях и их предупреждения» из журнала «Начальная школа» 1982 г., №8............................................................................................. 22
УЭ 3.3 Формирование навыков умножения и деления у младших школьников................. 29
1.Методика обучения младших школьников табличному умножению и делению и формирование соответствующих навыков.................................................................................................... 29
Модуль № 3 Методика изучения арифметических действий
И формирование вычислительных навыков
УЭ 3.1 Формирование понятий и представлений об арифметических действиях у младших школьников
Цели и задачи изучения арифметических действий в начальной школе
Тема «Арифметические действия» одна из главных и стержневых в начальном обучении математике, на ее изучение отводится более половины учебного времени, она во многом определяет построение начального курса математики, так как непосредственно связана со всеми разделами курса.
Главная цель изучения темы «Арифметические действия» указана в программе по математике для начальных классов – формировать у учащихся «сознательные и прочные, доведенные до автоматизма навыки вычислений». Иначе говоря, учащиеся должны научиться выполнять вычисления осознанно и достаточно быстро.
Овладеть осознанными вычислительными навыками, значит уметь обосновывать вычислительные приемы соответствующими теоретическими положениями. Например, прием перестановки слагаемых будет усвоен осознанно, если учащихся не только смогут практически использовать перестановку слагаемых, где это удобно (2+7), но и объяснят, ссылаясь на переместительное свойство, почему можно переставлять слагаемые. Следовательно, для формирования у учащихся осознанных вычислительных навыков необходимо, чтобы они усвоили теоретический материал, с помощью которого обосновываются вычислительные приемы. Это вторая, тесно связанная с первой, образовательная цель изучения арифметических действий. Заметим, что введение теоретического материала не исчерпывается его служебной ролью: усвоение учащимися теоретического материала позволяет им познать различные стороны понятия арифметических действий (их свойства, связи, зависимости, отношения между компонентами и результатами арифметических действий). Таким образом, наряду с овладением вычислительными навыками учащиеся должны усвоить ряд вопросов теории и уметь применять их при выполнении вычислений, решении арифметических задач, решении уравнений и др. Этим будет достигнуто рациональное соотношение теории и практики, а именно: вопросы теории найдут широкую и достаточно мотивированную сферу применения, а значит будут хорошо усваиваться, и вместе с тем создадутся реальные условия для овладения учащимися осознанными вычислительными навыками, умениями решать арифметические задачи, уравнения и др.
Важнейшей воспитательной целью при изучении арифметических действий является формирование у учащихся некоторых общих приемов работы, позволяющих им самостоятельно «открывать» новые для них вычислительные приемы, новые свойства арифметических действий, устанавливать различные отношения и др. Это будет способствовать воспитанию самостоятельности и познавательной активности школьников.