III. Самоопределение к деятельности. Скорость Время Расстояние 80 км/ч 5ч ? ? 5ч 400 км 80 км/ч ? 400 км
- Рассмотрите таблицу.
Скорость | Время | Расстояние |
80 км/ч | 5ч | ? |
? | 5ч | 400 км |
80 км/ч | ? | 400 км |
- Составьте по таблице взаимообратные задачи.
— Как найти расстояние, если известны скорость и время?
— Как найти скорость?
— Как найти время?
— Сформулируйте задачи урока. (Продолжать учиться решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние».)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
№21 (с. 7).
— Рассмотрите таблицу.
— Прочитайте задачи. Чем они похожи?
— Какие величины в них известны?
— Какую величину надо найти?
— Как мы будем находить время?
— Запишите решения задач: вариант 1 - задача 1, вариант 2 -задача 2.
— Сделайте вывод: как найти время, если известны расстояние и скорость?
№22(с. 7).
— Прочитайте задачу.
— Запишем данные в таблицу. Что известно в задаче?
Скорость | Время | Расстояние | |
Теплоход | 36 км/ч | 4ч | ? (одинаковое) |
Лодка | ? | 9ч |
- Как найти расстояние, пройденное теплоходом?
- Что мы знаем о расстоянии, пройденном лодкой? (Оно такое же, как расстояние, пройденное теплоходом.)
- Как найти скорость лодки, если известны расстояние и время?
- Запишите решение задачи самостоятельно. (Самопроверка.)
Решение
1) 36 •4 = 144 (км) - расстояние;
2) 144 : 9 = 16 (км/ч).
Ответ: скорость лодки 16 км/ч.
V. Физкультминутка
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в пляске — руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№24 (с. 7).(Коллективное выполнение с комментированием у доски.)
№26 (с. 7).(Работа в парах (если позволяет время). Проверка.)
Ответ: в правом кармане 8 руб., в левом — 20 руб.
Выполнение заданий в рабочей тетради
№4, 5 (с. 4).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 7). Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)
Скорость | Время | Расстояние |
4 км/ч | ? | 72 км |
Решение: 72 :4 = 18 (ч).
Ответ: на этот путь туристы затратят 18 ч.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Как найти время, если известны скорость и расстояние?
— Какое задание было интересно выполнять?
— Все ли вам было понятно?
— Какое задание вызвало затруднения?
Домашнее задание
Учебник: № 23, 25 (с. 7).
Тема: Решение задач на движение
Цели; закреплять умения решать задачи на движение, работать с величинами; совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление.
Планируемые результаты:учащиеся научатся моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»; составлять задачу по схематическому чертежу; выполнять письменные вычисления изученных видов; работать в парах.
Ход урока
I. Организационный момент
Блицтурнир
(Учитель читает задачи, учащиеся записывают выражения для их решения.)
• Лыжник пробежал а км за b ч. С какой скоростью он двигался? (а:Ь.)
• Расстояние между городами с км. Поезд едет со средней скоростью d км/ч. За какое время он преодолеет это расстояние? (с: d.)
• Самолет летит со скоростью Ъ км/ч. Какое расстояние он пролетит за с ч? (Ь • с.)
III. Самоопределение к деятельности
— Составьте задачи по таблице.
Скорость | Время | Расстояние |
20 км/ч | 5ч | ? |
? | 4 мин | 84 м |
8 м/с | ? | 88 м |
- Как найти расстояние, если известны скорость и время?
- В каких единицах может быть выражено расстояние?
- Как найти скорость, если известны расстояние и время?
- В каких единицах может быть выражена скорость?
- Как найти время, если известны скорость и расстояние?
— Вкаких единицах может быть выражено время?
— Сформулируйте задачи урока. (Продолжать учиться решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние».)