III. Самоопределение к деятельности. - Соедините выражения с соответствующими свойствами умножения.
- Соедините выражения с соответствующими свойствами умножения.
315-(200+ 4)
Сочетательное свойство умножения
315 • (24 • 10)
Распределительное свойство умножения
(Один ученик выходит к доске и стрелками соединяет выражения с математическими свойствами.)
— Объясните, как выполнить умножение устно.
(Один ученик выходит к доске и объясняет вычислительный прием.)
315 • (200 + 4) = 315 • 200 + 315 • 4 = 63 000 + 1260 = 64 260 315 • (24 • 10)= 315 • 24 • 10 = 7560 • 10 = 75 600
- Как мы будем выполнять письменное умножение в первом случае? (Вычислим два неполных произведения: умножим на 200 и на 4. Первое произведение запишем под единицами, второе — под сотнями.)
— Как будем выполнять письменное умножение во втором случае? (Умножим, не глядя на нули: сначала на 4, потом на 2. Затем умножим на 10 — припишем один ноль.)
- Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в письменном умножении на трехзначное число, в записи которого есть нули, закреплять изученные вычислительные приемы.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 198 (с. 51).(Первые три примера - коллективно, с комментированием у доски по цепочке, последний — самостоятельно. Взаимопроверка.)
№199 (с. 51).(Самостоятельное выполнение. Три ученика работают на откидной доске. Взаимопроверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
(Выбирают водящего — уточку.)
Дети. Уточка луговая,
Серая, полевая,
Где ты ночку ночевала?
Уточка. Под кустиком, под березкой.
Сама, утя, хожу,
Детей своих вожу.
Сама, утя, поплыву,
Детей своих поведу.
(Учащиеся идут за уточкой, выполняя вслед за ней движения: то переваливаются с ноги на ногу, то идут, положив ладони на колени, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику №200 (с. 51).
— Прочитайте задачу 1.
— Как удобнее оформить краткую запись? (В виде схематического чертежа.)
— Почему со второго участка собрали больше картофеля? (Его площадь больше.)
— На сколько больше? Как это узнать? (300—200 = 100(м2).)
— Покажите это на чертеже.
— Что можно узнать, зная эти две разности: 1500 кг и 100 м2? (Сколько килограммов собрали с 1м1.)
— Запишите решение задачи самостоятельно.
(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
Решение
1) 1500 : (300 - 200) = 15 (кг) - картофеля собрали с 1 м2;
2) 15 • 200 = 3000 (кг) - картофеля собрали с одного участка;
3) 15 • 300 = 4500 (кг) - картофеля собрали со второго участка.
Ответ: с одного участка собрали 3000 кг картофеля, а со второго — 4500 кг картофеля.
— Прочитайте задачу 2.
— Чем похожи задачи и чем они отличаются? (Одинаковые числовые данные, но разные условия.)
— Как удобнее составить краткую запись для этой задачи? (В таблице.)
— Составим таблицу. Что обозначают числа 200 и 300? (Площади участков.)
— Что обозначает число 7500? (Общую массу картофеля.)
— Что известно об урожае, собранном с 1 м2 на каждом участке? (Он одинаковый.)
Урожай, собранный с 1 м2 | Площадь участка | Общий урожай | ||
Первый участок | ? (одинаковый) | 200 м2 | } 7500 кг | |
Второй участок | 300 м2 | ? |
— Что надо узнать в задаче? (Сколько килограммов картофеля собрали с каждого участка.)
— Запишите решение задачи самостоятельно.
(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
Решение
1) 200 + 300 = 500 (м2) - общая площадь участков;
2) 7500 : 500 = 15 (кг) - урожай, собранный с 1 м2;
3) 15 • 200 = 3000 (кг) — картофеля собрали с первого участка;
4) 15 • 300 = 4500 (кг) - картофеля собрали со второго участка.
Ответ: с первого участка собрали 3000 кг картофеля, а со второго — 4500 кг картофеля.
№204 (с. 51). (Самостоятельное выполнение. Те, кто испытывает затруднения, берут карточки.)
1 сут. 1ч = 1 мин | = 24ч 60 мин = 60 с | |
1 дм2 = 1м2 = 1см2 = | 100 см2 100 дм2 100 мм2 | |
1 м= 10 дм
1 дм =10 см
1 м = 100 см
1 км = 1000 м
1ц = | = 100 кг |
1т | = 10ц |
1т = | 1000 кг |
1 кг = | = 1000 г |
(Коллективная проверка. Учащиеся по цепочке называют ответы.)
Выполнение заданий в рабочей тетради
№49 (с. 53).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
№48 (с. 53).(Работа в парах. Коллективная проверка. Тем, кто справится с заданиями быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 33 (с. 48).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 51). Взаимопроверка.) Ответы: 4294, 13 471, 728 980.
— Оцените свою работу на уроке.