IV. Работа по теме урока Работа по учебнику. „

№256 (с. 64).(Первый столбик - коллективно, с комментированием, остальные — самостоятельно: вариант 1 — первая строка, вари­ант 2 — вторая строка. Взаимопроверка.)

№257 (с. 64).

— Прочитайте задачу 1.

— Как выполним краткую запись? (Составим таблицу.)

— Какие графы будут в таблице? (Скорость, время, расстояние.)

— Что обозначают числа 600 и 400? (Это расстояния.)

— Что обозначает число 10? (Это разность во времени.)

  Скорость Время Расстояние
Длина ? (одинаковая) ? На10ч>| <—1 600 км
Ширина     400 км

- Запишите решение задачи самостоятельно. (Самопроверка.)

Решение

1) (600 - 400): 10 = 20 (км/ч) - скорость;

2) 600: 20 = 30 (ч) — время, за которое водохранилище можно пересечь по длине;

3) 400 : 20 = 20 (ч) - время, за которое водохранилище можно пересечь по ширине.

Ответ: по длине водохранилище можно пересечь за 30 ч, а по ширине — за 20 ч.

— Прочитайте задачу 2.

- Чем похожи задачи и чем они отличаются?

- Как можно назвать эти задачи? (Взаимообратные.)

- Составьте таблицу для задачи 2 и решите ее самостоятельно. (Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.)

  Скорость Время Расстояние
Длина ? (одинаковая) 30 ч ? На 200 км >
Ширина   20 ч ?  

Решение

1) 200 : (30 - 20) = 20 (км/ч) - скорость;

2) 30 • 20 = 600 (км) - длина;

3) 20 • 20 = 400 (км) - ширина.

Ответ: длина водохранилища 600 км, а ширина - 400 км.

V. Физкультминутка

Стало палубу качать.

Ноги к палубе прижать!

Крепко ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Сели - руки на колени,

А теперь немного лени.

Напряженье улетело,

И расслабилось все тело.

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко,

Ровно, глубоко.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

№259 (с. 64).(Первый столбик - коллективно. Учитель показывает образец оформления. Остальные - самостоятельно. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)

№260 (с. 64).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

№261 (с. 64).(Самостоятельное выполнение. У доски работают три учени­ка. Проверка, самооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 64 - ребус).)

Выполнение заданий в рабочей тетради

№16 (с. 60).(Работа в парах. Коллективная проверка.)

№18 (с. 61).(Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик объ­ясняет решение.)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 64). Взаимопроверка.) Ответ: 31 м 80 см.

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

- Какие вычислительные умения мы совершенствовали се­годня на уроке?

- Что нового вы узнали о способах подбора цифры в частном?

- Какие виды задач мы решали?

- Какая задача вызвала затруднения?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

Домашнее задание

Учебник: № 258, 262 (по желанию), 263 (с. 64).

Тема: Письменное деление на двузначное число. Закрепление

Цели:закреплять приемы письменного деления на двузначное число; рассмотреть случаи деления, когда в частном есть нули; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи и уравнения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление на двузначное число, когда в частном есть нули; решать задачи на встречное движение; читать равенства, используя математическую терминологию; составлять и решать уравнения; работать в парах; выполнять задания творческого и по­искового характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Математический диктант

1) Найдите произведение чисел 38 и 20. (760.)

2) Во сколько раз число 1800 больше 300? (В 6.)

3) Какое число уменьшили на 700, если получили 5300? (6000.)

4) Увеличьте наименьшее пятизначное число в 100 раз. (100.)

5) Запишите трехзначное число, в котором 3 сотни, а единиц и десятков поровну. Увеличьте его на 100. (Например: 311 (411), 322 (422) и т. д.)

6) К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (В 11.)

7) Чему равно частное от деления чисел 600 и 30? (20.)

8) На огороде площадью 1000 м2 растут капуста и картофель. Капустой занято три пятых части огорода. Сколько квадрат­ных метров занято картофелем? (400м2.)

9) Сколько метров в одной десятой километра? (100м.)

10) Вычислите площадь участка прямоугольной формы, длина которого равна 20 м, а ширина в 2 раза меньше. (200м2.)

Работа над задачами

(На доске схематический чертеж, числовые данные записаны на карточках.)

— Составьте задачу по чертежу и запишите решение выражением. (Проверка. Затем учитель меняет карточки.)

— Составьте задачу по чертежу и решите ее. (Аналогично составляются и решаются все возможные об­ратные задачи.)

— Как называются эти задачи? (Взаимообратные.)

— Какой вид движения представлен на чертеже? (Встречное движение.)

— Как называется общая скорость в таких задачах? (Скорость сближения.)

— Сделайте вывод: как найти скорость, время, расстояние при встречном движении?

3. Работапо учебнику

№3(с.69).

— Рассмотрите рисунок.

— По каким признакам можно разделить фигуры на группы? (По форме, цвету.)

— Разделите фигуры по форме. Какие получились группы? (Круги и треугольники.)

— На какие группы можно разделить треугольники? (По типу углов: прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. По типу сторон: равнобедренные, разносторонние, равносторонние.)

— Выполните задание в парах. (Верные высказывания — 1, 4, неверные — 2,3.)

Наши рекомендации