Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок
Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок
(zakupki.gov.ru) В целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, она является общедоступной, размещенная на офиц.сайте. ЕИС – информация, содержащаяся в базах данных, обеспечивающих обработку и хранение такой, включающая:
Нормативно-правовые акты
Информацию о закупках, об исполнении контрактов,
Отчеты заказчиков и реестры
Библиотеку типовых контрактов.
ЕИС обеспечивает:
· формирование, обработку, хранение и предоставление данных
· контроль за информацией
· обмен электронными документами
В ЕИС размещают информацию, которая содержит:
Планы закупок
Планы-графики закупок
Извещения о проведении закупок
Документацию (конкурсную, аукционную) о закупках, проекты контрактов
Все изменения, вносимые заказчиками
Протоколы решений комиссий по процедурам закупки
Информацию о заключенных контрактах
Отчеты заказчиков
Субъектами единой информационной системы являются участники контрактной системы в сфере закупок, а также иные лица, использующие единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий.
Пользователями официального сайта являются физические и юридические лица.
Минэкономразвития РФ обеспечивает обслуживание участников единой информационной системы непрерывно и круглосуточно.
Принципы контрактной системы в сфере закупок.
Основывается на нескольких принципах:
· Принцип открытости: информация должна быть полной и достоверной.
· Принцип конкуренции: направлена на создание равных условий конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
· Принцип стимулирования инноваций: Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения высокотехнологичной продукцией.(типа новой продукцией).
· Принцип профессионализма заказчика: т.е предусматривает осуществление деятельности- заказчика, работников специализированных организаций и сотрудников контрольных органов на профессиональной основе, то есть с повышают уровень квалификации (все должны иметь корочки, как обычно 3 из 5 сотрудников).
· Принцип единства контрактной системы в сфере закупок:Контрактная система основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных ФЗ и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
· Принцип ответственности: должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных ФЗ.
Планирование закупок.
Планирование закупок осуществляется:
· планом закупок;
· и планом-графиком.
План закупок - это документ, содержащий в себе перечень нужд (товаров, работ, услуг), в которых нуждается государственный (муниципальный) заказчик, а также информацию о средствах, выделенных для обеспечения этих нужд.
Составляется заказчиком на 1 или 3-и года.
В плане закупок содержатся:
· идентификационный код закупки
· цель закупки;
· наименование и описание объекта закупки
· объем финансового обеспечения
· обоснование закупки
· информация о Т,Р,У
План закупок формируется и затем утверждается в течение 10 рабочих дней, и размещается в еис в течении 3 рабочих дней.
План-график закупок - это документ, содержащий в себе перечень мероприятий по реализации плана закупок.
· содержит перечень закупок на финансовый год;
· формируется Заказчиком в соответствии с планом закупок;
· утверждается Заказчиком в течение 10 рабочих дней.
Чем например отличается план-график закупок от плана закупок?
План-график закупок формируется на один год, а план закупок на трехлетний период. Планы-графики формируются Заказчиками в соответствии с планами закупок и содержат более детальную информацию о закупках.
В плане графике содержатся:
· идентификационный код закупки
· наименование и описание объекта
· доп.требования к участникам
· дата начала закупки
· информация о банковском сопровождении контракта…. итд.
Обоснование закупок.
Обоснование закупки -документ, являющийся приложением к плану закупок и плану-графику закупок.
Обоснование закупки осуществляется Заказчиком на этапе планирования.
План закупок - это документ, содержащий в себе перечень нужд (товаров, работ, услуг), в которых нуждается государственный (муниципальный) заказчик, а также информацию о средствах, выделенных для обеспечения этих нужд.
При формировании плана закупок обоснованию подлежит каждый объект закупки, включенный в план закупок. В обосновании Заказчику необходимо указать цель осуществления закупки, в т.ч. наименование конкретного мероприятия государственной программы, конкретные функции и полномочия, предусматривающие осуществление закупки.
План-график закупок - это документ, содержащий в себе перечень мероприятий по реализации плана закупок. При формировании плана-графика обоснованию подлежат:
1) начальная (максимальная) цена контракта (это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом)
2) дополнительные требования к участникам закупки.
Сроки подготовки ОЗ для:
· федеральных Заказчиков - устанавливаются Правительством Российской Федерации.
· для Заказчиков субъекта РФ - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации,
· а для муниципальных Заказчиков - местной администрацией.
Конкурентные
I. Конкурсы
Ø Открытый (основной способ определения поставщика):
- с ограниченным участием(когда речь идет о закупкеТ,Р,У, имеющих сложный специфический характер и поставляемых ограниченным числом компаний.) - двухэтапный (в таких сферах, как: архитектура, строительство, электроэнергетика; литература и искусство.)
Ø Закрытый: ( проводят только в случаях, если является государственной тайной или связана с деятельностью судебных приставов и д.
- с ограниченным участием
- двухэтапный
КОНКУРС- способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
II. Аукционы
Ø Электронный (торги, проводимые в электронном виде на специализированных электронных площадках, заказ достается тому, кто предлагает самую низкую цену.).
Ø Закрытый (заказ достается тому, кто предлагает самую низкую цену.) для суд приставов, гос.тайна, культурные наследия.
АУКЦИОН-способ определения поставщик, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
2. Неконкурентные(закупка у единственного поставщика)
- Запрос котировок (заказ достается тому, кто предлагает самую низкую цену. закупаются Т,Р,У для которых есть функционирующий рынок на сумму, не превышающую 500 тысяч рублей)
- Запрос предложений (заказ достается тому, кто наилучшим способом соответствует требованиям заказчика к ТРУ)
Централизованные закупки
Регулируется ст. 26 44-ФЗ, так и 223 ФЗ. Централизованные закупки - это способ проведения торгов, который предусматривает определение подрядчика не заказчиком, а специальным уполномоченным органом или специализированной организацией, которая наделяется рядом полномочий заказчика.
Для выполнения этих действий создается государственный или муниципальный орган, который берет на себя полномочия по определению поставщика для ряда соответствующих заказчиков.
Заказчики могут делегировать свои полномочия по определению поставщика на специализированный орган в различных объемах: 1. уполномоченный орган отвечает за выбор подрядчика, но определение условий контракта, НМЦК (начальная максимальная цена контракта) и подписание госконтракта остается за заказчиками, 2. Помимо действий по выбору контрагента, уполномоченный орган также вправе осуществлять планирование закупок, выбор контрагента, заключение контракта и отвечать за исполнение контракта.
Самостоятельно исполнительный орган осуществляет следующие действия:
o осуществляет подготовку извещений об осуществлении закупок, документации о закупках, изменений в извещения об осуществлении закупок, в документацию о закупках;
o организует работу и осуществляет подготовку протоколов заседаний единой комиссии на основании решений, принятых членами комиссии;
o размещает в ЕИС извещения об осуществлении закупок,
o обеспечивает сохранность конвертов с заявками на участие в закупках
В свою очередь в полномочия заказчиков включены:
o Формирование плана закупок,
o Формирование плана-графика,
o Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
o Обоснование закупок.
o Описание объекта закупки.
o Определение начальной (максимальной) цены контракта.
o Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений
o Подписание контракта.
o Формирование и размещение в ЕИС отчетов.
9. Участие учреждений и предприятий уголовно- исполнительной системы в закупках
Заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг.
Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении ТРУ включенных в указанные перечни.
В случае, если победителем определения поставщика признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Требования к участникам закупки
Информация об установленных единых (общих) и дополнительных требованиях указывается Заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Т.е. ещё на этапе изучения документации о закупке вы будете точно знать, какие требования к участнику закупки установлены Заказчиком.
ст31. 12 требований ( подтверждается декларированием) :
· соответствие требованиям к лицам, осуществляющим ТРУ
· отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов и близких родственных связей
· участник закупки не является офшорной компанией.
· непроведение ликвидации (банкротства, конкурсного производства) участника закупки;
· отсутствие у участника закупки недоимки по обязательным платежам в бюджеты РФ в размере более чем 25% от балансовой стоимости активов участника;
· отсутствие у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики
К Доп.требованиям можно отнести (участник закупки обязан документально подтвердить соответствие этим требованиям):
· наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
· наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
Важно помнить, что:
· Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок помимо тех, что предусмотрены 44-ФЗ;
· указанные единые (общие) и дополнительные требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок;
Контрактная служба
Контрактная служба - это возлагаемый функционал осуществляющий закупки для государственных и муниципальных нужд.
Контрактная служба заказчика создается в случае, если совокупный годовой объем закупок, в соответствии с планом-графиком, превышает 100 миллионов рублей. Если объем закупок заказчика не превышает 100 миллионов рублей, то назначается контрактный управляющий.
Не обязательно создавать специальное структурное подразделение: контрактная служба может работать и без этого, заказчик должен утвердить постоянный состав сотрудников, выполняющих функции контрактной службы.
Заказчик должен самостоятельно утвердить структуру и определить численность сотрудников контрактной службы, учитывая, что она не может состоять менее чем из двух человек. Заказчик должен назначить руководителя.
Минэкономразвитие в Письме разъяснил, что после 1 января 2017 года все работники контрактной службы должны будут иметь либо высшее образование (без учета профиля), либо дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
В состав комиссии по осуществлению закупок заказчиком включаются:
· лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок,
· лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
Функции контрактной службы при определении поставщиков:
- подготовка извещений, документации, протоколов заседаний комиссий;
- организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий;
- разъяснение положений документации;
- обеспечение сохранности конвертов, обеспечение аудиозаписи, хранение документов;
- обеспечение согласования с единственным поставщиком;
- обеспечение заключения контрактов, включение в (реестр недоброжелательных поставщиков) уклонившихся участников закупок.
Заключительный этап
· Передача проекта контракта победителю (в течении 3 рабочих дней с даты подписания итогового протокола)
· Подписание проекта контракта победителем и передача его заказчику (в течении 10 дней с даты размещения итогового протокола в ЕИС)
· Подписание контракта заказчиком (не позднее 20 дней с даты размещения итогового протокола в ЕИС)
· Регистрация контракта в реестре контрактов в ЕИС (в течении 3 рабочих дней с даты подписания)
· Исполнение контракта
Этап проведения
- Вскрытие конвертов с первоначальными заявками
- Проведение переговоров с участниками первого этапа
- Уточнение критериев оценки, доработка КД, приглашение представить окончательные заявки на участие в конкурсе
- Прием окончательных заявок на участие в конкурсе
- Рассмотрение и оценка окончательных заявок участников, выбор победителя конкурса.
Контроль в сфере закупок
Контроль осуществляют следующие органы:
· федеральный орган исполнительной власти, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
· федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ,
· органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответстви Проведение плановых и внеплановых провероки с БК РФ.
Проводятся плановые и внеплановые проверки:
· Плановые проверки в отношении каждого заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, операторов электронной площадки проводятся не чаще чем один раз в шесть месяцев.
· Внеплановые проверки контрольный орган в сфере закупок может проводить по нескольким основаниям: - поступление информации о нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок; истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений.
Должностные лица имеют право:
· запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки;
· составлять протоколы об административных правонарушениях
· обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными
· итд.
Порядок подачи жалобы
Жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:
· данные заказчика: наименование, адрес и номер контактного телефона (если известен)
· указание на закупку. Здесь нужно пояснить, что, по мнению чиновников, жалоба должна подаваться на одну конкретную закупку.
· заявитель обязан указать, каким именно нормам законодательства о контрактной системе не соответствуют действия заказчика.
Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
Жалоба на действия или бездействие заказчика может быть подана не позднее чем через 10 дней с даты размещения: в ЕИС, на электронной площадке.
По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.
После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его результатов.
Если результаты рассмотрения жалобы заявителя не устраивают, он вправе обжаловать его в арбитражном суде в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок
(zakupki.gov.ru) В целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, она является общедоступной, размещенная на офиц.сайте. ЕИС – информация, содержащаяся в базах данных, обеспечивающих обработку и хранение такой, включающая:
Нормативно-правовые акты
Информацию о закупках, об исполнении контрактов,
Отчеты заказчиков и реестры
Библиотеку типовых контрактов.
ЕИС обеспечивает:
· формирование, обработку, хранение и предоставление данных
· контроль за информацией
· обмен электронными документами
В ЕИС размещают информацию, которая содержит:
Планы закупок
Планы-графики закупок
Извещения о проведении закупок
Документацию (конкурсную, аукционную) о закупках, проекты контрактов
Все изменения, вносимые заказчиками
Протоколы решений комиссий по процедурам закупки
Информацию о заключенных контрактах
Отчеты заказчиков
Субъектами единой информационной системы являются участники контрактной системы в сфере закупок, а также иные лица, использующие единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий.
Пользователями официального сайта являются физические и юридические лица.
Минэкономразвития РФ обеспечивает обслуживание участников единой информационной системы непрерывно и круглосуточно.