Функции политической коммуникации в PR.
Политический PR — это формирование общественного мнения по интересующим субъекта вопросам, управление массовыми политическими коммуникациями и информационными потоками.
Политический PR устанавливает долговременные доверительные отношения между политическим субъектом и общественностью, реализуется в политической сфере и представляет собой необычную систему, он связан с реализацией общих процессуальных функций политики, встроен в осуществление политического руководства.
Имиджмейкеры создают образ политического актора (субъекта политики) для публики, информационного пространства. Субъект — активный политический участник (организация, человек, группа) с определенными идеями, целями, задачами. Объект политического воздействия — электорат, целевая аудитория политических акторов. Политический PR отличается от прочих видов тем, что его действие направлено, в первую очередь, на манипулирование политическими субъектами и лоббирование политических интересов различных классов. Его целью является формирование устойчивых каналов взаимодействия между акторами политического процесса, сочетающими в себе формальные и неформальные связи, а также учитывающие многовекторность и очевидную неопределенность протекающих процессов.
Современный политический PR — это прежде всего многостороннее политическое консультирование, в основном связанное с информационной сферой, коммуникационными процессами, однако по необходимости затрагивающее и более широкий круг вопросов.
Функции: Первая, и главная функция PR– информационно-политическая.
Специалисты по связям с общественностью разрабатывают информационную политику по направлениям деятельности государства, по государственной стратегии и тактике, отслеживают развитие событий по всем направлениям внутри- и внешнеполитической жизни страны. Профессионалы политической информации изучают внешних и внутренних контрагентов, анализируют конкретные ситуации, складывающиеся в государственной политике, оценивают общественное мнение, настроения различных слоев общества, реакцию населения на те или иные события политической жизни. На основании собранной информации они представляют аналитические данные, которые могут способствовать принятию эффективных государственных решений.
Вторая функция — информационно-коммуникативная, включающая информационную работу с населением, то есть распространение информации. При помощи информационно-коммуникативной работы поддерживается социально-психологический климат внутри государственных учреждений, обеспечивается соблюдение служебной этики, фирменного стиля.
Третьей функцией является консультативно-методическая, организующая консультирование по установлению взаимоотношений с общественностью разнообразных властных структур и подразделений. При осуществлении данной функции разрабатываются концептуальные модели сотрудничества власти и общества, различные пиар-программы, акции и кампании.
Четвертая, организационно-правовая функция предполагает уже реализацию разработанных концепций, то есть подготовку и проведение самых различных акций, пиар-кампаний, различного уровня деловых встреч, выставок, конференций с использованием технических средств, а также с привлечением средств массовой информации. Сюда входит также юридическое обслуживание служб, занимающихся связями с общественностью.
Выделяют ещё несколько функций:
Задачи политического PR:
· Создание системы публичного информирования общества о взглядах, нормах, правилах государственного управления и функционирования политических институтов.
· Изменение или трансформация политического курса, стратегических или тактических аспектов реализации политики с помощью изучения потребностей электората.
· Смена или коррекция направлений, целей, программ, стратегий развития государства и его отдельных институтов.
· Инициирование процессов эволюционного и революционного содержания, ведущих к трансформации принципов и основ государственного строя, а также политического режима как такового.
· Участие политических консультантов в процессе создания партии, движения, вхождения в политику новых политических лидеров и т. д., которые отвечают актуальным запросам общества.
Полезная информация:
Название «связи с общественностью» политическая деятельность получила только в современное время, несмотря на то, что использовалась эта деятельность и Сократом (публичный диалог), и Юлий Цезарь (техника влияния). И сегодня, и в прошлые времена работники политического PR занимаются фактически одной и той же деятельностью, преследуют одни и те же цели и выполняют одни и те же функции.
Требования к специалисту PR.
Функции PR-специалиста | Способности | Навыки | Умения |
Написание и редактирование | способность объективно мыслить | грамотная письменная и устная речь; навыки в работе с компьютером и оргтехникой | умение четко, лаконично и грамотно выражать свои мысли; |
Связи со средствами массовой информации | Способность принимать на себя ответственность; | Коммуникативные навыки; грамотная письменная и устная речь; | Умение принимать решения; умение работать с людьми, завоевывать их доверие; умение «ладить с людьми»; |
Исследования | Аналитические способности; | Навыки в работе с компьютером и оргтехникой; | Умение обрабатывать большие объемы информации; |
Управление и администрирование | Способность принимать на себя ответственность; способность к упорной работе; способность объективно мыслить; | Коммуникативные навыки; искусство устного убеждения; | Умение решать проблемы; умение принимать решения; умение работать с людьми, завоевывать их доверие; |
Консультирование | Способность принимать на себя ответственность; способность к упорной работе. | Искусство устного убеждения; коммуникативные навыки. | Умение работать с людьми, завоевывать их доверие; умение управлять своими эмоциями; умение четко, лаконично и грамотно выражать свои мысли. |
Можно сделать вывод, что PR специалист должен обладать разносторонними знаниями и навыками, иметь широкую культурную подготовку, владеть основами психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы, английским языком и т.д. То есть PR-специалист должен обладать хорошим и разносторонним образованием.
Необходимые знания для PR-специалиста:
· Закон о СМИ;
· Закон о рекламе;
· Политическая реклама регулируется с помощью специальных законодательных актов, например, Закон о выборах депутатов гос. думы и Местные выборные подзаконные акты.
· Закон об авторском праве и смежных правах;
· Закон об информации, информационных технологиях и защите информации (ранее: Закон об информации, информатизации и защите информации).
Персональные (личностные) качества эффективного PR-специалиста.
· Общительность. Работник должен получать удовольствие, выражая свои мысли в устной или письменной форме. Он должен обладать способностью общаться с самыми разными людьми, поэтому умение адаптировать свой подход и язык является фундаментальным.
· Творческие способности. В любой проект, в любую программу следует внести элемент творчества, новизны, благодаря чему они ярко будут выделяться на общем фоне.
· Организованность. PR-специалисту обычно приходится работать одновременно над несколькими проектами, с разными людьми, консультантами, поэтому необходимо уметь составлять и использовать рабочие расписания, чтобы успевать выполнять всю работу вовремя. Организованный подход к работе — дополнительное преимущество.
· Способность к обучению. Желание и способность к постоянному обучению на работе — залог продвижения по карьерной лестнице.
· Спокойствие под давлением. Стресс свойствен многим профессиям. Порой давление создается самостоятельно, если работник постоянно стремится к совершенству, иногда его вызывают внешние силы, если произошел кризис. Независимо от обстоятельств и источника работник должен обладать способностью действовать эффективно под любым давлением.
· Уверенность. Уверенность порождает доверие. Проблема только в том, что настоящая уверенность приходит с опытом, и часто требуется проработать много лет, прежде чем работник сможет давать компетентные советы и рекомендации.
· Настойчивость. Хороший PR-специалист никогда не бывает агрессивным или пассивным. Здоровая настойчивость поможет выполнить работу более эффективно.
· Честность. PR-специалист несет ответственность за сохранение истины, от этого зависит его репутация в коллективе.
· Чувство юмора. Чувство юмора помогает налаживать процесс общения и избегать взрывоопасных ситуаций.
Дополнительные качества:
- здравый смысл;
- живой, ищущий ум;
- гибкость ума;
- внимание к деталям;
- инициативность: особое творческое проявление активности;
- креативность: способность к творческому решению задач.
Профессиональные и деловые навыки эффективного PR-специалиста.
Основы PR. Важно усвоить основы PR в самом начале карьеры. Введение в должность, инструктаж, наставления старших коллег и приобретенный на работе опыт помогут овладеть этими основами.
· Навыки планирования и оценки.
Они имеют ключевое значение для того, чтобы сделать PR подотчетным и измеримым.
· Навыки письма.
PR-специалисту обязательно придется заниматься написанием пресс-релизов, отчетов, речей, писем и т.д. Безграмотный пресс-релиз может послужить поводом для критики в адрес организации. Для выпуска корпоративных изданий (газета, журнал, брошюра) PR-специалисту необходимы базовые знания полиграфии, чтобы сделать выбор варианта издания более профессиональным.
· Презентационные навыки.
Необходимо проведение большого количества презентаций, встреч, конкурсов, где работник должен уметь выступать, делать объявления и т.д.
· Навыки общения со СМИ.
Практика общения со СМИ позволяет добиваться освещения информации и успешно проводить интервью. Специалист должен быть компетентным для того, чтобы провести пресс-конференцию или участвовать в ней.
· Навыки общения с ПК и электронными средствами коммуникации.
PR-специалист должен быть хорошо знаком со всеми новыми достижениями информационных технологий, которые воздействуют на то, как мы общаемся друг с другом.
· Управление репутацией.
В каждом определении сути PR на первое место ставится репутация. PR-специалисты должны понимать важность репутации, а также то, как создается репутация, какое место она занимает в корпоративном балансовом отчете и как ее можно потерять.
· Управление проектами.
Большинство PR-программ состоят из нескольких частей, и PR-специалисту необходимо обладать навыками управления проектами, чтобы укладываться в намеченные сроки и выделенный бюджет.
· Знание бизнеса.
В любой отрасли народного хозяйства существуют свои особенности, и специалисту необходимо иметь четкое представление о том, что является наилучшей практикой в его области.
В обязанности начальника PR-отдела должно входить:
· 1) формулирование целей или определение задач для PR-действий;
· 2) оценка рабочего времени и других ресурсов, затраченных на эти операции;
· 3) определение приоритетов, которые будут влиять на выбор групп общественности, время проведения PR-действий, а также лучшее использование рабочей силы и остальных ресурсов (например, оборудование);
· 4) определение выполнимости заявленных задач с учетом имеющихся фондов персонала и оборудования.
Для эффективного взаимодействия руководства компании с PR-службой необходимо, чтобы руководитель PR-отдела:
• был компетентным профессионалом-практиком;
• создавал в организации внутренние коммуникации, знал каждого члена коллектива и вызывал у всех доверие;
• кратко информировал руководство высшего уровня о предстоящих интервью, выступлениях, мероприятиях общественного характера;
• руководство должно поддерживать информированность начальника PR-отдела.
Перед PR-отделом должны стоять следующие основные задачи, представляющие весь спектр функций PR-деятельности:
· 1) сформировать и поддерживать соответствующий имидж организации и деятельности персонала;
· 2) выявлять мнение персонала путем социологических исследований и доводить эту информацию до руководства организации;
· 3) консультировать руководство по коммуникационным проблемам, их решениям;
· 4) информировать работников о кадровой политике компании с целью достижения максимального знания и понимания;
· 5) совершенствовать корпоративную культуру компании;
· 6) организовывать и координировать специальные мероприятия;
· 7) создавать корпоративные издания, привлекая специалистов в данной области.