Регулирование рекламной деятельности (далее р.д.) международным правом.
Р.д. регулируется как международным правом, так и национальным правом отдельных государств.
На международном уровне регулируется международными актами и договорами:
- Международный пакт о гражданских и политических правах
- Международный кодекс рекламной деятельности (МКРД). Был принят Международной торговой палатой(МТП)*
*МТП – это влиятельная, независимая, некоммерческая международная организация со штаб-квартирой в Париже, созданная в 1919 г. По инициативе наиболее известных представителей бизнеса. Она объединяет десятки тысяч предприятий, ассоциация и компаний всего мира, национальные комитеты или советы предпринимателей, функционирующие в 70 странах мира, и прямых членов организации еще в 84 странах.
58. Международные принципы саморегулирования в области рекламы.
Саморегулирование – добровольный контроль организаций бизнеса за поведением бизнеса в сфере рекламы, основанный не только на силе закона, но и на правилах, установленным деловым сообществом
Принципы:
· Любое рекламное послание обязано быть юридически безупречным, благопристойным, честным и правдивым
· Любое рекламное послание обязано создаваться с чувством ответственности перед общественностью и отвечать принципам добросовестной конкуренции
· Запрещена р.д., связанная с угрозой здоровью человека или вводящая его в заблуждение, критика конкурентов, использование их торговых марок, логотипов, товарных знаков и т.д.
Нормативно-правовая база России о рекламе и рекламном бизнесе.
Федеральный закон от 13 марта 2006г. N-38-ФЗ «О рекламе».
«Реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
Типы рекламы, регулируемые законодательством РФ.
- коммерческая реклама, разновидностями которой можно считать спонсорскую рекламу, рекламу товаров при дистанционном способе их продажи, рекламу о проведении стимулирующих мероприятий;
· скрытая реклама;
· социальная реклама;
· политическая реклама;
· ненадлежащая реклама.
На федеральном уровне в России рекламный бизнес регулируется следующими основными нормативно-правовыми актами:
· Гражданским кодексом Российской Федерации;
· Законом РФ "О защите прав потребителей";
· Законом РФ "О рекламе";
· Законом РФ "О сертификации продукции и услуг» Указом Президента РФ "О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы";
· Указом Президента РФ "О защите потребителей от недобросовестной рекламы" и др. Так в статье 169 Гражданского кодекса Российской Федерации отмечается, что "...сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности - ничтожна".
На местном уровне рекламная деятельность регулируется федеральным законодательством в рамках Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации". Так, в ряде городов России запрещена (или ограничена) безналоговая реклама с использованием названия города, его гербовых символов, гимна и др. В Москве использование таких символов облагается дополнительными местными налогами и сборами.
Характеристика Федерального закона РФ «О рекламе».
Федеральный закон РФ № 38-ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 г. Центральный документ, регулирующий рекламную деятельность в России.
Ранее действовал Федеральный закон № 108-ФЗ «О рекламе» от 18 июня 1995 г.
Целями закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Объект рекламирования представляет собой товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Законом «О рекламе» определено, что к рекламе не относится:
· предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума;
· информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
· справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющих в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
· сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
· вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
· объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
· информация о товаре, его изготовителе, об импортёре или экспортёре, размещённая на товаре или его упаковке;
· любые элементы оформления товара, помещённые на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
· упоминание о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Запрещается размещение рекламы на транспортных средствах:
· специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определённой цветографической окраской;
· оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
· федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;
· предназначенных для перевозки опасных грузов.