История 93: Празднование нового года
Как‑то команда Пре‑Мо готовила предложения по празднованию Нового года для доброго и крупного банка. Слон‑банк – давний Клиент агентства, и подвести его никак нельзя. Команда придумывала концепции одну за одной. Но это происходило хаотично, сотрудников кидало в крайности, не за что было зацепиться. И тогда сотрудники обратились к мастеру Шу, медитировавшему на диаграмму маркетингового бюджета.
– Скажите, мастер Шу, как можно весело отпраздновать Новый год?
Мастер Шу отвлекся и внимательно посмотрел на делегацию в одинаковых красных кимоно. Он достал кисточку, тушь и лист бумаги формата А3. Аккуратно разложил перед собой и, не глядя на собеседников, начал рассказ.
– Что бы вы ни выбрали, у вас будет четыре варианта для сюжета праздника.
Обмакнув кисть в тушь, он нарисовал первый знак – греческую букву А.
– Первый вариант – Альфы .
Альфы – те, кто стремится быть во всем первыми. Самыми крутыми, самыми яркими, громкими, дорогими. Это пафос, богатство, шик и блеск, гламур, вечерние платья, ярмарка тщеславия. Это праздники, для которых выбирается пафосное место, приглашаются лучшие артисты, подаются изысканные блюда. В целом по концепции – это концерт с едой. В общем, нужно пустить пыль в глаза, поиграть в высшее общество. Для организаторов важно этим мероприятием подчеркнуть высокий статус гостей. Нужно выжать из бюджета максимум пафоса. Чем лучше это получается, тем успешнее мероприятие. Особенных сценаристских изысков не нужно, зато режиссеру придется постараться. Альфы, конечно, бывают разными. Это не только мероприятия вроде Венского бала. Застолье в кавказском ресторанчике тоже может стремиться стать альфой среди других подобных мероприятий, просто в другом масштабе. В общем, альфы – это когда нужно сделать действительно круто. Но есть и другие интересные варианты.
Мастер Шу достал новый лист бумаги и сделал быстрое движение кисточкой. На белом поле появился новый знак – греческая буква B.
– Далее у нас идут Беты . Как вы думаете, какие они?
Слушатели почтительно молчали.
– Бетами давайте называть тех, кто хочет повторения. Это те, кто воссоздает на своем мероприятии известные истории. Те, кто делает мероприятия в стиле известных кинофильмов, компьютерных игр, мюзиклов. Они хотят заново пережить приключения, воссоздать сюжет или телешоу. Погрузиться в блокбастер и ощутить себя его героем. Можете привести примеры?
– Мероприятие в стиле вечеринки Джеймса Бонда! «Кто хочет стать миллионером»! «Чикаго»!
– Верно. Вы уловили суть. Тут главное – повторение успешной истории, известной вашим гостям. Если выбрать историю, которую знают не все, мероприятие не окажется успешным. Гости просто не оценят стараний организаторов. Ну и, конечно, важно выдержать концепцию, не допускать компромиссов, чтобы история была узнаваемой и яркой.
Мастер Шу кивал, глядя на третий белый чистый лист.
– Теперь давайте поговорим про Гаммы .
Мастер Шу снова окунул кисточку в баночку для туши и одним движением вывел новый тип новогодних концепций.
– Гаммами я бы хотел назвать мероприятия, где создается атмосфера. Не история, а именно атмосфера. Когда мы словно совершаем путешествие в другие города и страны, в другие эпохи или особые места мира. Например, мероприятие в стиле цирка – это не сюжет. Это комплекс ощущений, понятные номера на сцене, сет‑ап зала, костюмы промоперсонала, декорации. Кафе в Париже или вечер танцев в Аргентине – пример того, что не нужно подробно объяснять: примерно понятно, что вас ждет. Чтобы такое мероприятие удалось, особенно важны правильные декорации и артисты.
Но мои самые любимые мероприятия – Дельты .
– Что же это?
Мастер Шу изобразил треугольник – греческую букву дельта.
– Дельта – это символ изменений. К этому типу мероприятий я хотел бы отнести все шоу с сотрудниками. Людям нравится преображение. Когда рядом с тобой каждодневно трудится обычный человек, и вдруг ты видишь его на сцене, и он поет не хуже многих эстрадных звезд. Вот это круто! На этом эффекте построены все дельты. Мюзиклы, песни и танцы со звездой, домашние команды КВН, танцевальные баттлы, битвы хоров, театральные постановки, корпоративный бенд, всевозможные шоу талантов или конкурсы двойников. Чтобы добиться успеха в этом типе мероприятий, организатору нужен грамотный кастинг: так он поймет, кто в кого преобразится. Нужны хорошие режиссеры, педагоги по вокалу или хореографии, нужны репетиции и подготовка. Необходимо показать преображение как историю успеха. Нужно показать, как двигался или пел сотрудник в самом начале и каких успехов достиг в конце. Это сложный, но прекрасный формат.
Сотрудники Пре‑Мо аккуратно записали все четыре буквы, чтобы не забыть…
– Куда же мы отнесем пиратские вечеринки?
– Можно считать их бетами, если там будет Джек Воробей, например. А можно и гаммами, если это просто Карибы, ром, пиастры и прочие глупости. Не стремитесь совершенно точно проложить границу между вариантами. Конечно, классификация условна. Это упрощение, но оно позволяет сразу выбрать направление, в котором вы будете думать и искать свою идею‑пулю.
Команда Пре‑Мо вернулась в переговорку, чтобы продолжить брейншторм. Четыре дороги были обозначены мастером Шу, и сотрудники были готовы пройти каждую из них.
В комнате осталась лишь одна фигура. В уголке сидел мастер Бу и улыбался.
– Мастер Шу, вы же понимаете: то, что вы рассказали, – это шаманство. Нет такой классификации, и жизнь значительно сложнее.
– Мысль, помогающая работе, полезна. Смешная классификация или научная – важно использование. Эта мысль полезна, если поможет нашим ребятам найти свою идею. Правда, я не рассказал им об омегах…
– Любопытно. Кто же эти последние? Те, кто отменяет проекты?
– Вы проницательны, мастер Бу. Я замечаю, как отменяются большие проекты. Вчера у нас отменилось торжество крупного автодилера. До этого был банк, еще один банк, консалтинговая компания и др. Их руководители решили не выбирать лучшее предложение, а вообще не тратить деньги на новогоднее мероприятие. Я думаю, что это не трагедия, а фактор, который нужно учитывать.
– Я согласен. Масштабное празднование Нового года – традиция в нашей прекрасной стране И‑Го. В Европе или Америке нет ничего подобного. Это дорогая традиция для компаний, но очень важная для нашего event‑рынка. Огромное количество корпоративных мероприятий в один месяц по всей стране – эта традиция, как стероиды для спортсмена, позволяла работать огромному количеству разновеликих event‑агентств. Похоже, традиция постепенно отходит в прошлое, и наш рынок становится больше похож на европейский. Бизнес европейских event‑агентств – юбилеи, запуски новых продуктов, презентации, клиентские вечера, приемы. Это ждет и нас. Юбилеи случаются в пять раз реже, чем Новый год. Приоритеты придется сменить. Крупные выставки, а не календарные даты станут горячей порой для агентств.
– Нет, новогодние корпоративы останутся. Традиция сильна! Правда, их станет меньше, они не смогут кормить столько агентств, сколько раньше. Рынок должны делить сильные компании.
– Полностью с вами согласен, мастер Шу.
История 94: Моя территория
Мероприятие – страшное оружие в опытных руках. Например, городские мероприятия. В чем их роль?
В одних руках это стихийное действие, с динамиками, плакатами и громкими ведущими. В чем его смысл? И есть ли в нем смысл?
В других руках это создание общего городского пространства для жителей и гостей. Это пространство расширяет границы «моего» за пределы квартиры и лестничной клетки. Весь город становится «моим пространством», в котором мне комфортно, которое влияет на меня и которое формирую я.
Когда ты начинаешь чувствовать, что это и твой город, ты ощущаешь ответственность за него.
Это ли не секретное оружие в руках мудрого правителя?