Построение системы распределения
При построении логистической системы распределения применяется следующая последовательность выбора оптимального варианта распределения:
• изучение конъюнктуры рынка и определение стратегических целей системы распределения;
• определение прогнозируемой величины материального потока, проходящего через систему распределения;
• составление прогноза необходимой величины запасов по системе в целом и на отдельных участках материалопроводящей цепи;
• анализ транспортной сети региона обслуживания, составление схемы материальных потоков в пределах системы распределения;
• изучение различных вариантов движения системы распределения;
• оценка логистических издержек для каждого варианта;
• реализация выбранного для выполнения одного из разработанных вариантов.
Для реализации принимается тот вариант системы распределения,который обеспечивает минимальное значение приведенных(годовых) затрат.
Необходимым условием возможности выбора канала распределения,а также оптимизации всего логистического процесса служит наличие на рынке большого количества посредников.
Использование посреднических услуг для многих предприятий является необходимым условием успешного продвижения товара. Решить задачу, что выгодней в данном случае: воспользоваться услугами посредников или самостоятельно выходить к потребителю, необходимо каждому предприятию самостоятельно, т.е. следует учесть все плюсы и минусы конкретной системы распределения. Услуги посредника востребованы, если их стоимость ниже собственных расходов на выполнение каких-либо работ.
Оптимизация канала распределения, а затем и цепи распределения возможна лишь при наличии на товарном рынке большого количества предприятий, осуществляющих функцию посредника.
При рассмотрении концепции стратегического управления затратами выделяют три базовых элемента:
1) цепочки ценностей;
2) стратегическое позиционирование;
3) затратообразующие факторы.
На этапе рассмотрения цепочки ценностей необходимо выделить основные области распределения. Процесс организации управленческого учета сосредоточивает свое внимание на процессах, происходящих внутри предприятия: закупках, административных расходах, материальном движении. Ключевой момент в существующем механизме — получение максимального дохода посредством доведения до максимума разницы между закупками и реализацией. Интегрированный логистический подход, использующий цепочки ценностей, ориентирован на всех участников производственно-сбытовых систем. Со стратегической точки зрения цепочки распределения и соответствующего учета затрат позволяют выделить пять областей эффективности взаимодействия:
1) связь с поставщиками;
2) связь с потребителями;
3) единство технологических связей внутри одного подразделения;
4) связи между подразделениями внутри предприятия;
5) связи между предприятиями, работающими в единой логистической сети.
Вторым базовым элементом логистической системы служит стратегическое позиционирование. Роль анализа и направленности управления затратами будет зависеть от того, какой путь выбирает предприятие. Это может быть лидерство на затратах либо дифференциация продукции. Как правило, эта проблема глубоко и всесторонне рассматривается в рамках стратегического менеджмента. Отметим лищь, что выбранная стратегия существенным образом окажет влияние на формирование системы учета логистических затрат и конфигурацию информационной системы.
При рассмотрении третьего элемента — затратообразующего фактора — его необходимо разделять на стратегические структурные и функциональные факторы.
К стратегическим структурным факторам относятся:
• масштаб распределения — объемы инвестиций в различные функциональные области логистической системы;
• диапазон — вертикальная и горизонтальная интеграция;
• опыт;
• технологии, используемые на каждой стадии цепочки затрат;
• сложность — широта ассортимента продукции.
Функциональные факторы включают:
• постоянное усовершенствование процессов и трудовых ресурсов;
• комплексное управление качеством ;
• оптимальную зафузку мощностей;
• эффективную планировку предприятия;
• эффективность проекта или расчета;
• использование связей с поставщиками или заказчиками с точки зрения цепочки затрат.
Приведение в действие каждого из указанных факторов или их групп способно оказать существенное влияние на величину и динамику затрат. Особая и приоритетная роль принадлежит одному из отмеченных функциональных факторов — качеству.
Качество как важнейший элемент стратегического управления затратами следует рассматривать как сквозную функцию, которая охватывает всю цепочку ценностей от поставщика до потребителя.