Построение системы распределения

При построении логистической системы распределения при­меняется следующая последовательность выбора оптимального варианта распределения:

• изучение конъюнктуры рынка и определение стратегиче­ских целей системы распределения;

• определение прогнозируемой величины материального по­тока, проходящего через систему распределения;

• составление прогноза необходимой величины запасов по системе в целом и на отдельных участках материалопроводящей цепи;

• анализ транспортной сети региона обслуживания, состав­ление схемы материальных потоков в пределах системы распределения;

• изучение различных вариантов движения системы распре­деления;

• оценка логистических издержек для каждого варианта;

• реализация выбранного для выполнения одного из разра­ботанных вариантов.

Для того чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому критерию. Таким критерием, как правило, служит минимум приведенных затрат, т.е. затрат, приведенных к единому измерению. Величину приведенных затрат определяют по формуле

Построение системы распределения - student2.ru

где Зп — приведенные затраты по варианту; Сэ — готовые эксплуатационные расходы; Ст — годовые транспортные расходы;

К — полные капитальные вложения в строительство распределительных центров, приведенных по фактору времени — по норме дисконта; Т— срок окупаемости варианта. Для реализации принимается тот вариант системы распреде­ления, который обеспечивает минимальное значение приведен­ных (годовых) затрат.

Необходимым условием возможности выбора канала распре­деления, а также оптимизации всего логистического процесса служит наличие на рынке большого количества посредников. Использование посреднических услуг для многих предприятий является необходимым условием успешного продвижения това­ра. Решить задачу, что выгодней в данном случае: воспользоваться услугами посредников или самостоятельно выходить к потреби­телю, необходимо каждому предприятию самостоятельно, т.е. следует учесть все плюсы и минусы конкретной системы рас­пределения. Услуги посредника востребованы, если их стоимость ниже собственных расходов на выполнение каких-либо работ. В формальном виде это соотношение можно представить в сле­дующем виде:

П < С, (8.2)

где П — размер оплаты услуг посредника;

С — объем затрат фирмы (складские расходы, самостоятельная организация распределения и размещения заказа).

Экономический эффект использования услуг посредника так­же можно определить разностью собственных затрат и стоимости услуг посредника:

Ц = С-П. (8.3)

Оптимизация канала распределения, а затем и цепи распре­деления возможна лишь при наличии на товарном рынке боль­шого количества предприятий, осуществляющих функцию по­средника.

При рассмотрении концепции стратегического управления затратами выделяют три базовых элемента:

1) цепочки ценностей,

2) стратегическое позиционирование;

3) затратообразующие факторы.

На этапе рассмотрения цепочки ценностей необходимо вы­делить основные области распределения. Процесс организации управленческого учета сосредоточивает свое внимание на про­цессах, происходящих внутри предприятия: закупках, админи­стративных расходах, материальном движении. Ключевой момент в существующем механизме — получение максимального дохода посредством доведения до максимума разницы между закупками и реализацией. Интегрированный логистический подход, исполь­зующий цепочки ценностей, ориентирован на всех участников производственно-сбытовых систем. Со стратегической точки зре­ния цепочки распределения и соответствующего учета затрат по­зволяют выделить пять областей эффективности взаимодействия:

1) связь с поставщиками;

2) связь с потребителями;

3) единство технологических связей внутри одного подраз­деления;

4) связи между подразделениями внутри предприятия;

5) связи между предприятиями, работающими в единой ло­гистической сети.

Вторым базовым элементом логистической системы служит стратегическое позиционирование. Роль анализа и направлен­ности управления затратами будет зависеть оттого, какой путь выбирает предприятие. Это может быть лидерство на затратах либо дифференциация продукции. Как правило, эта проблема глубоко и всесторонне рассматривается в рамках стратегического менеджмента. Отметим лишь, что выбранная стратегия суще­ственным образом окажет влияние на формирование системы учета логистических затрат и конфигурацию информационной системы.

При рассмотрении третьего элемента — затратообразующего фактора — его необходимо разделять на стратегические струк­турные и функциональные факторы.

К стратегическим структурным факторам относятся:

• масштаб распределения — объемы инвестиций в различ­ные функциональные области логистической системы;

• диапазон — вертикальная и горизонтальная интеграция;

• опыт;

• технологии, используемые на каждой стадии цепочки за­трат;

• сложность — широта ассортимента продукции. Функциональные факторы включают:

• постоянное усовершенствование процессов и трудовых ресурсов;

• комплексное управление качеством (TQM);

• оптимальную загрузку мощностей;

• эффективную планировку предприятия;

• эффективность проекта или расчета;

• использование связей с поставщиками или заказчиками с точки зрения цепочки затрат.

Приведение в действие каждого из указанных факторов или их групп способно оказать существенное влияние на величину и динамику затрат. Особая и приоритетная роль принадлежит одному из отмеченных функциональных факторов — качеству. Качество как важнейший элемент стратегического управления затратами следует рассматривать как сквозную функцию, которая охватывает всю цепочку ценностей от поставщика до потребителя.

Наши рекомендации