Глава 2. Приемы маркетинговых технологий.
Маркетинговые технологии представляют собой совокупность стадий, операций, приемов и действий, необходимых для реализации маркетинговых решений. Указанные элементы можно представить в виде следующих определений.
Стадия – обособленная часть технологической стадии, призванная решить одну задачу и состоящая из приемов.
Прием – часть операции, представляющая собой определенный шаг на пути ее выполнения.
Операция – обособленная часть техническое стадии, призванная решить одну задачу и состоящая из приемов.
Действие – минимальная часть приема: определенные физические, интеллектуальные, информационные движения.
Процесс маркетинга состоит из следующих стадий: исследование рынка; прогнозирование, целеполагание, планирование; организация системы маркенга; анализ, контроль и рационализация процесса маркетинга; координация и регулирование процесса маркетинга, оценка маркетинговой деятельности и определение перспектив ее развития.
Первая стадия – исследование рынка. На основе анализа рынка выявляются: состав, структура и другие характеристики потребителей, их спрос на товары, услуги, идеи; сегментация рынка (наличие на нем различных сегментов); объем имеющихся и вновь вводимых на рынок товаров; реальные и потенциальные возможности продаж, состав и характеристики конкурентов, их деятельность, маркетинговые возможности, системы и ФОСАС (формирование спроса и активизация сбыта); коммерческая деятельности; конкурентная борьба; этика и эстетика маркетинга; другие аспекты рыночной экономики и маркетинговой деятельности.
Вторая стадия – прогнозирование, целеполагание и планирование маркетинговой деятельности. Для эффективной работы предприятие должно предвидеть (прогнозировать) изменения на рынках, возможное образование на них сегментов, конкурентоспособность имеющихся и вновь вводимых продуктов. При этом прогнозирование должно вестись не на интуитивном, а на научном уровне, с учетом многих факторов.
Третья стадия – организация системы маркетинга. Она начинается с анализа, в результате которого устанавливают эффективность существующих видов маркетинга, возможность их использования в будущем или целесообразность замены. Изучаются деятельность службы маркетинга, жизненный цикл и товарная конкурентоспособность. Анализируется уровень цен, качество рекламы, сбыт и каналы распределения.
Четвертая стадия – анализ, контроль и рационализация процесса маркетинга. На этом этапе изучается рыночная и агромаркетинговая политика по особым товарам или услугам, определяется устойчивость их на рынке, характер конкурентной борьбы. Далее анализируется эффективность функционирования системы маркетинга, ее восприимчивость к изменениям рыночной среды, инновациям и международным стандартам. На основе проведенного анализа совершенствуются организация системы маркетинга и ее функционирование.
Пятая стадия – координация и регулирование процесса маркетинга – состоит из следующих операций: анализ реализации, а также выявление отклонений маркетинговых программ; координация и регулирование работы служб маркетинга; установление новых партнеров и форм сотрудничества с конкурентами, улучшение работы дилеров, совершенствование ФОСАС и т.д.
Последний завершающий процесс является оценкой маркетинговой деятельности (степени удовлетворения спроса потребителей, выполнения целевых программ, эффективности конкретных маркетинговых действий, качества работы персонала) и определение перспектив ее улучшения.
В системе маркетинговых коммуникаций реклама занимает особое место. Ее основные цели – формирование спроса, стимулирование сбыта и продажи товаров. Реклама является самым действенным инструментом в попытках компании или предприятия регулировать поведение покупателя, привлечь внимание к своим товарам (услугам), создать себе положительный имидж.
Первая проблема, с которой приходится сталкиваться специалисту по маркетингу в процессе подготовки рекламного сообщения, состоит в определении того круга лиц, к которым он хотел бы апеллировать. Группа целевого рынка определяется в ходе маркетинговых исследований, которые направлены на выявление тех, кто хочет купить предлагаемый продукт и имеет достаточный доход, для того чтобы удовлетворить свои потребности.
Это достаточно сложная задача, поскольку общество состоит из людей с различными возрастными характеристиками, вкусами, потребностями. Следовательно, необходимо составить четкий план, где будут указаны цели рекламы, определенный круг лиц, на который она рассчитана, и средства коммуникации, которые будут использованы для достижения целей. Однако всегда надо помнить о бюджетных ограничениях и придерживаться рамок сметных ассигнований на рекламу, т.е. действовать по принципу – максимум эффективности при минимуме затрат.
Для передачи рекламных посланий выбранным потенциальным покупателям специалист по маркетингу располагает различными инструментами.
Первый из них – это закупленное время (или место) в информационном средстве обращения к той группе людей, с которой требуется установить контакт. Здесь требуется проявить максимум внимания, чтобы выбранные время и место полностью соответствовали рекламным целям, и использовать для этого минимум денежных средств и людских ресурсов.
Второй инструмент, который считается наиболее эффективным из всех – персональные продажи. В данном случае сотрудник компании посещает офис клиента, показывает и обстоятельно рассказывает, как продукт может удовлетворить его потребности. Усилия агента по персональной продаже не всегда могут завершиться успехом, но все же его непосредственное присутствия и процесс общения с потребителем благоприятно сказываются на рекламе.
Третий инструмент – паблисити и паблик рилейшнз. По своей сути это свободная реклама деятельности компании, некоего события или мероприятия, проводимого ею и представляющего общественный интерес. Здесь даже не требуются затраты, поскольку средства массовой информации включают упоминание и репортажи о таких событиях в сводки новостей. Паблисити и паблик рилейшнз занимают особое место в системе коммуникативной связи с общественностью, поскольку потребитель в данном случае воспринимает рекламу как объективную, а не оплаченную компанией хвалебную информацию. Однако вместе с тем негативная информация может оказать негативное влияние на имидж компании.
Четвертый инструмент – продвижение товара, или стимулирование продаж. Он используется в рамках общей рекламной и реализационной деятельности с конкретной целью – снижение запасов товаров и материальных ценностей, захват дополнительной доли рынка и т.д.
Пятый инструмент – устная реклама. Здесь имеются в виду одобрительные отзывы тех, кто купил продукт и удовлетворен им (т.е. рекламирование происходит на бытовой почве). Известно, что некоторые люди, получив одобрительный отзыв о товаре или услуге от кого-то, кому доверяют, склонны сами приобрести его (получить услугу). К сожалению, такие контакты между людьми трудно контролировать. Единственное, что можно сделать, это – продать достойный продукт высокого качества по приемлемой цене и обеспечить прекрасное обслуживание клиента.