Комплекс маркетинга. Маркетинговая среда и ее структура. SWOT-анализ
Вопросы для обсуждения
1. Комплекс маркетинга
2. Маркетинговая среда и ее структура
3. SWOT-анализ
1 вопрос. Комплекс маркетинга
Комплекс маркетинга является одной из самых важных разновидностей экономической и общественной деятельности.В комплекс маркетинга входит все, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара и/или услуги. Ф. Котлер дает следующее определение:
Комплекс маркетинга −это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать ответную реакцию со стороны целевого рынка.
Цель комплекса маркетинга - повышение качества товаров и услуг, улучшение условий их приобретения, что в свою очередь приведет к повышению уровня жизни в стране, повышению качества жизни.
Впервые термин «комплекс маркетинга» был введен в употребление Нейлом Борденом. В 1959 г. Дж. Маккарти предложил ставшую впоследствии широко известной концепцию комплекса маркетинга, или 4«р» по первым буквам английских слов:
Product- продукт Price - цена Place – место распределения Promotion- продвижение |
В 2000 г. Ф. Котлер добавил в комплекс маркетинга пятую – 5 «р»PR – чвязи с общественностью. В современных условиях эти пять маркетинговых элементов составляют маркетинг-микс.
Маркетинг–mix– набор маркетинговых инструментов, которые используются компанией для решения маркетинговых задач на целевом рынке.
В Маркетинг–mix такжевходит: 4 P + 4 C (потребители, коммуникации, издержки, удобство + культура).
Итак, комплекс маркетинга можно представить на рисунке:
ПРОДУКТ (что?) | ЦЕНА (как?) 1. ценообразование, 2. платеж 3. прейскурант, 4. условия оплаты. |
ПРОДВИЖЕНИЕ (кому?) 5. ФОССТИС, 6. реклама, 7. PR, 8. директ-маркетинг. | МЕСТО (где?) 9. производство, 10. сбыт, 11. транспорт, 12. ассортимент. |
Товар (Product) - это набор изделий и услуг, которые фирма предлагает целевому рынку. Товарная политика реализуется по следующим направлениям:
- разработка ассортимента;
- поддержание конкурентоспособности товара;
- позиционирование товара;
- упаковка, маркировка;
- сервисное обслуживание.
Цена (Price) - денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара. Ценовая политика представляет собой интегрированную систему, куда входят:
- взаимосвязь цен на товары в рамках ассортимента;
- соотношение своих цен с ценами конкурентов;
- использование спец. скидок и изменен6ий цен;
- метод формирования цен на новые товары.
Методы распространения (Place) - всевозможная деятельность, благодаря которой товар становится доступным для целевых потребителей. Фирма подбирает оптовых и розничных торговцев, убеждает их обращать на товар больше внимания и заботиться о его хорошей выкладке, следит за поддержанием его запасов и обеспечивает эффективную транспортировку и складирование.
Методы стимулирования (Promotion) - всевозможная деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его. Фирма оплачивает рекламу, нанимает продавцов, продвигает товар с помощью разного рода специальных мероприятий, организует его пропаганду. тки целенаправленного комплекса маркетинга.
2 вопрос. Маркетинговая среда и ее структура
Факторы, влияющие на разработку комплекса и стратегии маркетинга, влияющие на их изменение относятся к маркетинговой среде:
<Маркетинговая><среда><предприятия><— ><совокупность ><активных ><субъектов ><и ><сил, ><действующих ><за ><пределами ><предприятия ><и ><>влияющих< ><на ><разработку ><комплекса ><маркетинга ><и ><реализацию ><маркетинго><вых ><мероприятий.>
Составляющие внешней и внутренней среды функционирования фирмы:
Внешняя среда | Внутренняя среда | ||
макросреда | микросреда | Система управления | Комплекс маркетинга (маркетинг-mix) |
-экономическое окружение, демографи ческие факторы, -социально – культурные, -научно-технические, -политико-право-вое окружение, - факторы гос. регулирования, - природно-географические факторы. | -потребители; -поставщики, - производители; -посредники; -конкуренты; - контактные аудитории (клиенты, инвесторы, банки, страховые компании, СМИ, властные структуры, общественность). | (это способы, методы технологии) -планирование; -организация; - менеджмент; - маркетинг; -контроль; -кадры; -финансы; - корпоративная культура, - инфраструктура компании - имидж, репутация | -люди; -товар; -цена; -место; -продвижение; -прибыль. |
Факторы макросреды конкретным предприятием не контролируются и требуют быстрого приспособления. | С помощью факторов внутренней среды предприятия приспосабливаются к изменению внешней среды. |
Макросреда:
Демографические факторы - это совокупность процессов, отражающих изменения в сфере народонаселения, а именно: численность населения, половозрастной состав, состав и жизненный цикл семьи, миграционные процессы и уровень урбанизации, обеспеченность населения жильем.
Экономические – экономическое положение страны (региона), покупательная способность граждан; динамика и структура потребления, эластичность потребления, финансовое, валютное и кредитное положение страны, уровень доходов и сбережений граждан.
Научно-технические факторы – темпы и масштабы научно-тех. и технологических изменений, интенсивности инноваций, квалификация предлагаемых кадров. Именно эта среда не только влияет на материальные возможности компании, но и формирует уровень потребностей
Природные - наличие энергоресурсов; использование новейших технологий по охране окружающей среды в части очистки промышленных отходов, переработки вторичных ресурсов; снижение уровня токсичности промышленных и выхлопных газов. Большое значение имеют климатические условия, территориальная удаленность от источников сырья, протяженность транспортных магистралей, возможности навигационных циклов.
Социально-культурные – совокупность факторов и процессов, определяющих мировоззрение в обществе, его историю, культуру, этнические корни и традиции (уровень культурного развития, формы культур, нравственные и культурные ценности).
Политико – правовые - предполагает политическую стабильность развития отечественного бизнеса, формирование правовых отношений в обществе за счет подготовки и принятия законов РФ, правительственных постановлений, отраслевых инструкций, стандартов, стимулирующих развитие коммерции в стране.
Микросреда:
Потребители – знание конкретных желаний потребителей, их стремлений и надежд позволяет фирме разрабатывать четкие программы действий.
Конкуренты – знание конкурентов, их недостатков и достоинств позволяет создать предпосылки для успешной конкуренции.
Поставщики – обеспечение фирмы качественным серьем, материалами, комплектующими, машинами и оборудованием.
Посредники – занимаются продвижением товара к конечному покупателю.
Контактные аудитории – организации и учреждения, а также соц. группы, которые являются прямыми партнерами по бизнесу.
3 вопрос. - SWOT-анализ
SWOT-анализ – это анализ бизнеса в контексте рыночного окружения. SWOT-анализ заключается в исследовании сильных и слабых сторон бизнеса и определении возможностей успешного функционирования фирмы в сложившихся и прогнозируемых условиях рынка.
Название SWOT представляет собой акроним следующих слов:
Strengths – сильные стороны (фирмы);
Weaknesses – слабые стороны (фирмы);
Opportunities – возможности (внешней среды);
Threats – угрозы (внешней среды).
В процессе SWOT-анализа аналитик ищет ответы на следующие вопросы:
1. Каковы сильные и слабые стороны фирмы (текущие и прогнозируемые)?
2. Каково влияние на фирму внешней среды (текущее и прогнозируемое, позитивное и негативное)?
3. В какой мере сильные стороны компании позволяют ей воспользоваться открывающимися возможностями и противостоять угрозам (защищаться от них)?
4. В какой мере слабые стороны фирмы этого не позволяют.
5. Какую оценку следует дать бизнесу в целом и отдельным бизнес-направлениям фирмы (исходя из сочетания сил, слабостей, возможностей и угроз)?
6. Какие стратегии следует реализовывать при том или ином сочетании сил, слабостей, возможностей и угроз?