Тема 9. Некоммерческий маркетинг
Целевая установка:
Целью проведения семинарского занятия по данной теме является закрепление и проверка знаний по теме лекции, обсуждение дискуссионных вопросов, связанных с понятием эффективности управления политическим маркетингом.
№ | Проводимое мероприятие | Форма | Время мин. /интерактив |
Панельная дискуссия | Дискуссия | 30 мин. | |
Решение тестов | Решение тестов | 15 мин. | |
Решение ситуационных задач | В форме презентации | 45 мин. | |
4. | Круглый стол | Дискуссия | - |
ИТОГО | 90 мин.\45мин. |
Вопросы для контроля знаний и обсуждения:
1. Сущность и концептуальные основы некоммерческого маркетинга.
2. Политический рынок как теоретико-методологический инструмент изучения политической жизни.
3. Основные подходы к трактовке природы некоммерческого маркетинга. Разновидности некоммерческого маркетинга.
4. Определение политического рынка. Базовые термины, используемые политическим маркетингом.
5. Схема функционирования некоммерческого маркетинга. Подходы к анализу индивидуального и группового поведения.
6. Ограничения в применении рыночного подхода к анализу практики политических и экономических процессов.
7. Цели некоммерческого маркетинга в государственном управлении.
8. Принципы, направления и этапы разработки и реализации маркетинговой стратегии для целей государственного управления.
9. Принципы построения коммуникации.
Вопросы для обсуждения на круглом столе:
1. Фаундрайзинг некоммерческого сектора.
2. Специфика развития маркетинговых некоммерческих технологий в разных странах.
3. Американская и европейская модели политического маркетинга: сходства и различия.
4. Основные практические аспекты организации маркетинга некоммерческой кампании.
5. Практика использования маркетингового подхода в государственных рекламных кампаниях.
6. Развитие и становление рыночного подхода к политике в России.
7. Трансформация политической маркетинговой сферы в современной России.
8. Политический интернет-маркетинг: проблемы становления и развития в России.
9. Развитие российской политической парадигмы, формирует необходимость в применение инновационных методов созидания и управления массовым сознанием гражданского общества.
Рекомендуемые источники: раздел 8 - законодательные и нормативные акты №№ 1-5, основная литература №6,7,8,9, дополнительная литература №№10,11,12,13,14,15; раздел 9 - периодические издания № 1-10; программное обеспечение и Интернет-ресурсы № 1-13; раздел 11- базы данных, информационно-справочные и поисковые российские системы № 1-7, англоязычные электронно-библиотечные системы № 1-8.
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Формы внеаудиторной самостоятельной работы
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы по темамдля студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит».
Наименование разделов, тем входящих в дисциплину | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоёмкость в часах | Указание разделов и тем, отводимых на самостоятельное освоение обучающимися |
Тема 1. Маркетинг как философия рынка | - работа с конспектом лекции; - составление плана и тезисов ответов на контрольные вопросы; - подготовка к участию в дискуссии; - подготовка к тестированию. | Маркетинг как концепции рыночного управления. Понятие «рынок» в маркетинге. Классификация рынков в маркетинге и их особенности. Типы рынков. | |
Тема 2. Маркетинговая информационная система (МИС) организации | - работа с конспектом лекции; - составление плана и тезисов ответов на контрольные вопросы; - подготовка к участию в дискуссии; -подготовка к тестированию. | Внедрение новых методов сбора и анализа данных: CATI (устройство для компьютеризированных телефонных опросов), CAPI (устройство для компьютеризированных личных интервью), Peoplemeters (устройство для оценки популярности различных телевизионных передач) и др.; формирование новых подходов к анализу рынка с помощью микромаркетинга и маркетинга баз данных. | |
Тема 3. Понятие, цели, задачи и направления маркетинговых исследований | работа с учебником и др. литературой; -изучение аналитических статей по теме; -подготовка к решению кейса и сит.заданий | Характеристика способов связи исследователя с респондентом. Преимущества и недостатки опроса по телефону, по почте и личного интервью. Этапы проведения анкетного опроса. Структура анкеты и классификация вопросов, используемых в анкете. | |
Тема 4. Анализ поведения потребителей | - работа с конспектом лекции; -изучение законодательства РФ по теме; - составление плана и тезисов ответов на контрольные вопросы; - подготовка доклада; подготовка к решению кейса и сит.заданий; - подготовка к участию в круглом столе.. | Технология привлечения клиентов: концепция трех видов ценности. Технология удержания клиентов: концепция дифференциации клиентов. Оптимизация рыночного поведения по реализации товаров или услуг. | |
Тема 5. Анализ деятельности конкурентов | работа с конспектом лекции; - составление плана и тезисов ответов на контрольные вопросы; - подготовка к участию в дискуссии; - подготовка к решению кейса и сит.заданий; - подготовка к тестированию. | Прогнозирование деятельности конкурентов; выбор технологий анализа и обработки различных видов информации; организация процесса исследований конкурентов; особенности конкурентного анализа. | |
Тема 6. Управление маркетинговой деятельностью | - работа с учебником и др. литературой; -изучение законодательства РФ по теме; - составление плана и тезисов ответов на контрольные вопросы; - подготовка к участию в дискуссии; - подготовка к решению ситуационных задач. | Контроль и контроллинг в маркетинге.Виды контроля: контроль годовых планов, контроль прибыльности, контроль эффективности и стратегический контроль, их цели и содержание. Система сбалансированных показателей в стратегическом контроле в организациях. | |
Тема 7. Комплекс маркетинга и инструменты его реализации | - работа с учебником и др. литературой; -изучение аналитических статей по теме; подготовка к решению кейса и сит.заданий -подготовка к тестированию; | Новые концепции комплекса маркетинга - 5P, 6Р, 7Р, ... 12Р и 4С, модель SIVA. Порядок следования элементов комплекса маркетинга как последовательность реализации основных маркетинговых функций. Критика расширенных моделей комплекса маркетинга. | |
Тема 8. Маркетинг в отраслях и сферах бизнеса | - работа с учебником и др. литературой; -изучение аналитических статей по теме; - подготовка к решению кейса и сит.заданий. | Новая философия маркетинга. Определение современного маркетинга и содержание основных видов деятельности. Современные концепции маркетинга. Анализ и классификация подходов к исследованию современного маркетинга. Классификация современного маркетинга: по ориентации деятельности: ориентированный на товар, потребителя, интегрированный маркетинг; по охвату рынка: массовый, дифференцированный, концентрированный, целевой, международный; по области применения: маркетинг товаров, услуг, людей, территорий, организаций, идей; по состоянию спроса (конверсионный, синхромаркетинг, поддерживающий, противодействующий, демаркетинг, ремаркетинг). Методы современного маркетинга. | |
Тема 9. Политический маркетинг | работа с конспектом лекции; - составление плана и тезисов ответов на контрольные вопросы; - подготовка к участию в дискуссии; -подготовка к тестированию, - подготовка к круглому столу по эффективности управления логистикой и особенностями определения затрат на логистические бизнес-процессы | Задачи электорального маркетинга. Государственный политический маркетинг: цели, задачи, особенности. Глобальный или международный политический маркетинг: цели и основные факторы. Технологии исследования политического рынка. Изучение предвыборной ситуации. Электоральный политический рынок. Спрос на политическом рынке и его исследование. Электоральный рейтинг. Потенциальная социальная база. Электоральный потенциал партии. Сегментирование электорального рынка. Роли лидера. Факторы, сказывающиеся на формировании имиджа лидера. | |
Всего |
6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы
6.2.1.Примерные вопросы компьютерного тестирования
Выберите правильные ответы:
1. Маркетинг - это:
а) наука о продаже товаров
б) рыночная идеология, философия бизнеса
в) доведение товара от производителя до потребителя
г) рекламирование товаров
2. Главная цель маркетинговой деятельности организации:
а) обеспечение максимальной потребительской удовлетворенности
б) обеспечение максимально возможного выбора товаров
в) повышение качества жизни потребителей
г) обеспечение рентабельной работы предприятия
3. Критерии наиболее часто используемые для сегментации рынка товаров потребительского назначения:
а) демографические
б) социально-экономические
в) психологические
г) отраслевые
4. Жизненный цикл товара - это:
а) интервал времени от момента появления товара на рынке до момента утилизации, прекращения существования товара
б) процесс развития продаж товара и получения прибылей
в) концепция, которая пытается описать производство и сбыт продукта, прибыль, конкуренцию и стратегию маркетинга во времени с момента появления товара на рынке до его снятия с производства и продажи
г) интервал времени, в котором спрос на сезонный товар проходит все возможные фазы и возвращается к исходной точке
5. Система товародвижения - это:
а) комплекс услуг, связанных с сервисным обслуживанием
клиентов
б) комплекс организаций или лиц, обеспечивающих перемещение грузов от производителя до потребителя в пространстве и времени
в) система стимулирования сбыта готовой продукции
г) транспортная система в стране и регионе
6. Стратегия «снятия сливок» предполагает:
а) установление цены ниже себестоимости
б) установление цены на уровне конкурента
в) установление завышенной цены
г) установление заниженной цены
7. Концепция маркетинга основана на том, что менеджмент компании принимает управленческие решения в области:
а) производства исключительно той продукции, которая нужна рынку согласно запросам клиентов
б) осуществления маркетинговых исследований с учетом поведения потребителей
в) разработки программы партнерства с учетом стимулирования всех участников рыночного оборота
г) обоснования плана проникновения в новый сегмент сбыта за счет успешного позиционирования новинки
8. Маркетинговое исследование включает:
а) сбор, обработку и хранение информационных данных, анализ собранных материалов и подготовка рекомендаций
б) формирование концепции инновационного продукта
в) разработку фирменного стиля и культуры организации
г) создание корпоративной системы переподготовки кадров
9. Знание потребительского поведения необходимо маркетологу для:
а) анализа рыночных возможностей, сегментации рынка и выбора целевого сегмента; позиционирования продукта
б) выбор метода проведения маркетингового исследования
в) определение методов сбора данных
г) сбор, обработку и хранение информационных данных, анализ собранных материалов и подготовка рекомендаций
10. Концепция маркетинга, доминирующая сегодня в
наиболее развитых странах мира:
а) концепция производства
б) концепция совершенствования товара
в) концепция социально-этического маркетинга
г) концепция интенсификации коммерческих усилий (сбыта)
11. Одним из видов опроса является:
а) имитация
б) наблюдение
в) эксперимент
г) интервьюирование
12. Маркетинговые коммуникации - это комплексная система внешних и внутренних коммуникаций по передаче информации:
а) в речевой форме, которая характеризуется тембром голоса, интонацией, громкостью и в целом культурой речи
б) жестикуляцией, пластикой движения рук, мимикой лица
в) изготовителя готовой продукции потребителю в целях удовлетворения запросов общества и получения прибыли
г) для координации планово-управленческих решений, успешного их выполнения, корректировки и профилактики конфликтов
13. Качество товара – это:
а) совокупность физических, химических, эргономических и других измеряемых (оцениваемых) характеристик изделия
б) характеристика конкурентоспособности товара, степень его отличия от товаров-конкурентов
в) совокупность характеристик товара, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности
г) то общее, что ценят в продукте различные покупатели
14. Провести позиционирование товара на рынке означает:
а) определить место данного товара на соответствующем сегменте, с точки зрения его конкурентоспособности
б) установить возможный объем продаж товара
в) выявить отношение потенциальных покупателей к данному товару
г) установить группу потребителей, для которых может быть предназначен данный товар
15. Элементы из которых состоит "группа принятия решения" (ГПР), термин применяемый при обсуждении процессов принятия решения о покупке на промышленном рынке:
а) , интерес, желание, действие
б) познавательные, аффективные, волевые элементы
в) внимание в отношении поведения на промышленном рынке грубо можно различить три области: коммуникативное поведение, покупательское поведение и потребительское поведение
г) покупатель; инициатор; лицо, оказывающее влияние; лицо, принимающее решение
16. Соотнесите понятия «маркетинг» и «продажа»:
а) маркетинг предшествует продаже
б) маркетинг имеет место в момент продажи
в) маркетинг имеет место после продажи
г) маркетинг как предшествует продаже, так и имеет место в процессе продажи
17. Сегментирование рынка проводится с целью:
а) изучить поведение покупателей и потребителей товаров
б) установить обоснованную цену на товары
в) повысить эффективность рекламы
г) более полно учитывать реальные нужды и потребности конечных потребителей
18. Правило Парето означает, что:
а) 80% потребителей приносят 20% прибыли
б) 20% потребителей приносят 80% прибыли
в) 80% потребителей приводят 20% новых потребителей
г) 20% потребителей приводят 80% новых потребителей
19. Под окружающей средой маркетинга следует понимать:
а) группировку предприятий сферы производства по их размеру
б) торгово–сбытовую сеть фирмы
в) жизненный цикл товара
г) совокупность факторов, влияющих на маркетинговую деятельность фирмы
20. Концепция маркетинга, утверждающая, что потребитель будет благожелателен к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, называется:
а) производственной
б) товарной
в) сбытовой
г) социально-этического маркетинга
Открытые тестовые задания
1. Разница между отпускной ценой и себестоимостью товарной единицы называется ………..
2. Принцип распределения клиентов по стадиям процесса продаж от первого контакта до заключения сделки получил название в маркетинге…………..
3. Сегмент рынка товаров роскоши и услуг класса люкс-премиум называется ……….
4. Название быстро оборачиваемых потребительских товаров - ……….
5. Инструмент манипулирования специально приглашенной на событие аудиторией - ……….
6. Маркетинговая деятельность компании, ориентированная на получение выгоды от оказания услуг, продажи товара другим компаниям это - ……….
7. Потенциального клиента, тем или иным образом отреагировавшего на коммуникацию называют……….
8. Доля рынка характеризует положение компании на рынке относительно -……….
9. Показатель, использующийся для оценки степени монополизации отрасли -………
10. Одна из ведущих компаний отрасли, которая стремится удержать свою долю рынка, не делая при этом резких выпадов, это – компания …
11. В условиях застойного рынка маркетинг концентрируется на обслуживании растущих сегментов внутри……….. рынка
12. Конкурентоспособность товара – это способность товара конкурировать с товарами…………….на конкретном рынке в определённый период времени
13. Конкурентная среда компании в модели М.Портера включает - производителей товаров-заменителей, поставщиков, новых участников рынка, …….
14. Шесть крупных производителей, контролирующих 70% продаж и тридцать мелких производителей, суммарная рыночная доля которых равна 30%, реализуют всю свою продукцию двум потребителям, такая рыночная модель конкуренции называется…..
15. Стратегическим преимуществом существования конкурентов является содействие росту ………..спроса
16. Общее количество товара Х, находящегося в пользовании у потребителей в 2015г., составляет 50000шт. Средний срок службы товара 5 лет. Чему равна годовая ёмкость рынка данного товара в 2016г, если первичный спрос в 2015г. составил 2000ед., а дополнительный спрос – 200ед. - ……….
17. При выборе потребителя между покупкой автомобиля и мебели, продавцы сталкиваются с конкуренцией на уровне……..
18. Компания, которая при разработке собственных маркетинговых стратегий наблюдает как за покупателями, так и за конкурентами, такая компания, ориентированная на …
19. Процесс сравнения продукции и бизнес–процессов компании с продукцией и бизнес–процессами конкурентов или ведущих компаний других отраслей для поиска путей повышения качества продукции и эффективности работы компании называется …..…
20. Установлено, что при уменьшении цены на товар X (производится конкурентом А), объем продаж товара Y (производится конкурентом Б) увеличивается, такие товары (X и Y) можно охарактеризовать как …………. товары
6.2.2. Перечень вопросов для подготовки к зачету
1. PR – отношения с общественностью. Цели, задачи, функции, методы
2. Ассортиментная политика
3. Виды маркетинговых исследований
4. Виды стратегий роста предприятия. Их характеристика.
5. Комплекс маркетинга
6. Цели, принципы и функции маркетинга.
7. Контроль маркетинга.
8. Цели, задачи, содержание, виды маркетинга
9. Маркетинговая среда. Внутренняя и внешняя среда маркетинга
10. Маркетинговые стратегии видения бизнеса на рынке.
11. Маркетинговая информационная система
12. Марочная политика. Брендинг
13. Международный маркетинг: цели, задачи, направления. Среда международного маркетинга
14. Методы определения емкости рынка
15. Общая характеристика маркетинговых коммуникаций. Модель маркетинговых коммуникаций.
16. Организационные структуры службы маркетинга. Особенности, достоинства и недостатки
17. Основные направления, цели и задачи коммуникационной политики предприятия.
18. Критерии выбора методов и форм продвижения на рынке.
19. Основные элементы прямого маркетинга: прямая почтовая реклама («директ мэйл»), личные продажи, телемаркетинг, посылочная торговля.
20. Особенности маркетинга на промышленном рынке
21. Особенности маркетинга услуг.
22. Охарактеризуйте виды маркетинга в зависимости от ситуации на рынке
23. Охарактеризуйте концепции маркетинга
24. Охарактеризуйте методы сбора первичной информации о рынке: наблюдение, эксперимент, имитация, опрос
25. Охарактеризуйте процесс ценообразования. Цена – как фактор позиционирования организаций на международных рынках.
26. Охарактеризуйте факторы, влияющие на покупательское поведение. Модель поведения потребителей
27. Первичная и вторичная информация о рынке. Требования, предъявляемые к информации о рынке
28. Позиционирование товара: цели, задачи и способы
29. Процесс разработки нового товара
30. Реклама. Цели, задачи, основные понятия
31. Сбытовая политика предприятия. Задачи и пути их решения
32. Сегментирование рынка, критерии и признаки сегментирования рынка. Особенности сегментирования международного рынка
33. Стимулирование сбыта. Цели, задачи, функции, методы
34. Стратегии распределения: интенсивное, эксклюзивное, селективное
35. Основные задачи и функции службы маркетинга в организациях. Должностные требования к работникам маркетинговых служб: знания, навыки, умения.