Наличие комфортабельного офиса и средств для качественного обслуживания.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Технология и организация туроператорской деятельности
на тему: «Технология и организация обслуживания клиентов туроператором»
Выполнила: студентка факультета
СПО № 1 группы ТР-51
Терехова Ариадна Андреевна
Научный руководитель:
к.э.н., доц. Лысенко Виктория Викторовна
Белгород 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………..……………….………....3
1. Технология обслуживания клиента в туристском предприятии …………..…..5
2. Организация приема и обслуживания клиентов ………………………...……12
3.Организационно-экономическая характеристика ООО«Музенидис трэвэл»..19
4. Анализ методов продаж туристского предприятия …………………...……..25
5. Технология продвижения и стимуляции продаж……………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………...……………………………………………………….….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………43
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Среди проблем, наблюдавшихся в сфере туризма, наиболее важной является обслуживание и гостеприимство. Диапазон профессий, нужных в индустрии туризма, очень велик и разнообразен. Однако основной чертой всех, кто работает в сфере туризма, является постоянное общение с людьми со всеми его положительными и отрицательными аспектами.
В международном туризме качественная сторона обслуживания туристов одна из актуальных проблем. На международных туристских рынках качества услуг и культура обслуживания – самое мощное оружие в конкурентной борьбе. Главная цель турфирмы – удовлетворить потребности клиента. Клиент – постоянный покупатель или заказчик, который приобретает и потребляет туристические услуги.
Слово «сервис» стало общепонятным, мы переводим его как «обслуживание», но это не совсем точно. «Сервис» - это продуманное до мелочей обслуживание, приносящее удовольствие и удовлетворение клиенту.
Только профессиональная подготовка, знание хотя бы двух ведущих иностранных языков и большая практика в состоянии обеспечить работнику турфирмы квалифицированное решение всех вопросов обслуживания:
– спокойствия и уверенности в трудной обстановке;
– быстрого принятия решений;
– умение сделать так, чтобы клиент думал, что он прав, даже тогда, когда он не прав.
Таким образом, разработка рекомендаций и инструкций по совершенствованию маркетинговой политики турфирмы – актуальная проблема и важное направление в деятельности каждого предприятия, функционирующего в условиях конкурентной рыночной инфраструктуры в любой сфере бизнеса, в том числе и туризме.
Актуальность данной темы заключается в необходимости всестороннего изучения понятия «обслуживание клиента».
Цель курсовой работы заключается в исследовании технологии и организации обслуживания клиентов туроператором.
Перечень методов исследования, используемые в курсовой работе:
- анализ научной литературы;
- метод измерения, который фиксируется и выражается в численном показателе.
Для раскрытия данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- изучить технологию обслуживания клиента в туристском предприятии;
- рассмотреть организацию приема и обслуживания клиентов;
- ознакомиться с организационно-экономической характеристикой исследуемого предприятия;
- произвести анализ методов продаж туристского предприятия;
- разработать и предложить технологии продвижения и стимуляции продаж.
Объектом исследования является ООО «Музенидис трэвэл».
Для раскрытия темы курсовой работы использовались законодательные и нормативные документы, учебная и научная литература по теме исследования, интернет-ресурсы.
Теоретической базой курсовой работы выступили труды таких отечественных авторов, как: Алексунина В.А., Волков Ю.Ф., Саак, А.Э. и др.
Работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, пяти вопросов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Курсовая работа содержит 44 страницы текста, 2 рисунка и 3 таблицы.
Список использованных источников насчитывает 25 наименований.
1. Технология обслуживания клиента в туристском предприятии
Гостеприимство признано важным свойством туристского продукта. Без этого любой самый совершенный туристский продукт будет выглядеть обезличенным и турист не получит ожидаемого уровня удовлетворенности той или иной своей потребности. Гостеприимство же в сфере туристской индустрии, это профессиональное требование, это искусство дать людям почувствовать, что им рады. Слагаемыми гостеприимства являются достоинство, уважение, любезность персонала. Это понятие многогранно и складывается из множества составляющих факторов:
– качественная информация как местных, так и региональных рынков о возможностях отдыха, познания и развлечений, о том, что туристов ждут и к встрече с ними готовятся;
– создание положительного образа туристской местности, предприятий, обслуживающих потенциальных потребителей (реклама, участие в телепередачах, посвященных туризму, благотворительная деятельность и другое);
– нескрываемое стремление обслуживающего персонала к оказанию туристам знаков внимания (политика обслуживания по принципу "все для клиента");
– внимательное отношение тех, кто предоставляет туристский продукт, к просьбам и пожеланиям клиента (по принципу "что мы можем еще для Вас сделать?");
– забота об облегчении ориентации туристов в получении услуг (информация внутри фирмы, об объектах в путеводителях и буклетах на понятном туристу языке и другое);
– благожелательное отношение к туристам, которые должно быть возведено в принцип обслуживания.
Согласно Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации":
1) туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
2) турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;
3) заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;
4) реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором; [1]
Существуют общие рекомендации по технологии обслуживания туристов:
– целевая адресная направленность туров по содержанию;
– четкое и своевременное предоставление услуг;
– оптимальность программы обслуживания;
– анимация обслуживания.
Стратегическими направлениями в обслуживании туристов являются и такие, как качество и культура обслуживания, информированность и насыщенность программ, ненавязчивость сервиса и тому подобное.
Все эти принципы должны быть заложены в технологию обслуживания. В технологии организации тура важны и сам климат взаимодействия туристов с обслуживающим персоналом, и учет психологических аспектов восприятия туристом услуг и обслуживания. Это значит, что на первый план ставятся личностные интересы туриста, душевное к нему отношение.
При организации обслуживания важно учесть принцип освобождения, то есть клиент должен быть освобожден от всех неприятных вещей (от обременительных организационных забот, заказа транспортных билетов и средств, ожидания всякого рода обслуживания и так далее). [13]
Оптимальность обслуживания - также важное потребительское свойство, имеющее непосредственное отношение к гостеприимству. Она подразумевает:
– соответствие всех видов услуг одному уровню (классу) обслуживания;
– соответствие услуг тематике тура;
– адресную направленность тура на определенную целевую группу потребителей;
– заблаговременное согласование программ обслуживания;
– гибкость программ (возможность замены тех или иных услуг);
– рациональное содержание обслуживания по количеству предоставляемых услуг;
– отсутствие тенденциозности в обслуживании (ненавязчивость услуг).
Все эти принципы важно учитывать еще на этапе разработки туристского продукта, помня о том, что неправильно подготовленный продукт не только не пользуется спросом, но и способен оттолкнуть от предприятия потенциальных, последующих клиентов. В условиях серьезной конкуренции, имеющейся сегодня на туристском рынке, это - немаловажный фактор.
Также немаловажным фактором является процесс продажи туристского продукта. Процесс обслуживания и продажи туристского продукта взаимосвязаны между собой.
Чем качественнее мы будем обслуживать клиента и продавать ему товар, тем больше вероятность, что он его купит и придет в следующий раз. Существует несколько факторов, определяющих уровень обслуживания клиентов:
Обслуживание клиента не ограничивается элементами продажи. Накануне путешествия работники фирмы по телефону напоминают туристу о предстоящей поездке. После окончания тура следует выяснить мнение туриста о путешествии, определить негативные моменты и так далее. Все недочеты, зависящие от вас, постараться устранить, а недочеты, не зависящие от вашей работы, принять к сведению и учесть на будущее. Разделите вместе с клиентом радость от поездки.
Личный контакт сотрудников турфирмы с клиентами может осуществляться в офисе или других местах нахождения покупателей, с помощью переговоров по телефону, выступлений на радио и телевидении. При этом эффективность продажи в значительной степени зависит от квалификации и личной заинтересованности продавца и внимания к клиенту.
Косвенный контакт возможен в различных вариантах. Например, путем рассылки почтовых отправлений (писем, рекламных проспектов и тому подобное) потенциальным клиентам.
Контакт через агентов. В туристском бизнесе есть своя специфика. Многие турфирмы при отправке группы туристов дают скидку агенту в виде одного бесплатного места на 10-15 человек в зависимости от тура.
Квалификация персонала.
В России требования к персоналу туристской фирмы должны быть приведены в утвержденных руководителем должностных инструкциях или иных документах, определяющих обязанности сотрудника. Требования подразделяются на обязательные и рекомендательные. [17]
К обязательным требованиям относятся:
– знание работником своих должностных обязанностей;
– знание Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
– знание нормативных и законодательных актов РФ в области туризма;
– наличие стажа работы в туризме или смежных с ним областях деятельности;
– знание туристских формальностей;
– знание иностранного языка, используемого в деятельности туристской фирмы.
А к рекомендательным относятся:
– наличие специального образования в сфере экономики и менеджмента туризма;
– регулярное повышение квалификации персонала;
– знание материалов, рекомендаций и других документов международных туристских организаций.
Стимулирование продаж. Это совокупность иных мероприятий, призванных содействовать продвижению продукции. Она включает в себя мероприятия, связанные с взаимоотношениями в системе сбыта и продвижения продукции, не вошедшие в число других компонентов комплекса маркетинга.
Характерной особенностью мероприятий по стимулированию продаж является их прямая связь с потребительскими свойствами продукции, ее ценой или системой сбыта. Стимулирование продаж направлено на трех адресатов:
1. Покупателей: с целью побуждения потребителей совершать больше покупок. Формы стимулирования покупателей могут быть различны:
– конкурсы, игры и лотереи;
– программы лояльности (скидки при повторной покупке, дисконтные карты);
– акции по случаю вывода товара на рынок или по иному поводу;
– демонстрация товаров промоутерами;
– бесплатные образцы (пробники), льготные талоны и т. д.
2. Контрагентов — с целью побуждения их увеличить объемы торговых сделок и сосредоточиться на продвижении продукции поставщика. Формы стимулирования контрагентов могут быть различны:
– предоставление агитационных материалов и торгового оборудования;
– помощь в обучении торгового персонала;
– проведение конкурсов по итогам продаж, авторизованное дилерство и т. п.;
– предоставление сопутствующих услуг (юридических, информационных и т. д.)
3. Торгового персонала: с целью побудить торговых сотрудников направлять больше усилий на улучшение качества обслуживания и привлечение потребителей. Формы стимулирования торгового персонала могут быть различны:
– соревнования по продажам между работниками;
– материальное (премии, бонусы) и моральное (грамоты, доска почета) стимулирование;
– обучение, лечение и переподготовка персонала за счет фирмы;
– оплаты путевок работникам, не имеющим нареканий со стороны работодателя, и др. [17]
Торговый персонал, контрагентов и потребителей невозможно привязать к себе силой. Однако существует достаточно приемов, позволяющих укрепить взаимоотношения с ними на основе общности интересов без какого-либо принуждения.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что существует много разнообразных методов продвижения туристического продукта.
Заключение
Тема данной курсовой работы «Технология и организация обслуживания клиентов туроператором» (на примере ООО «Музенидис трэвел») является крайне актуальной, ведь многие жители нашей в частности страны, хотят получить за свои деньги превосходный сервис и приятные воспоминания от отдыха.
В индустрии туризма существует острая конкуренция, которую многие предприятия, даже довольно крупные, не выдерживают, не уловив те или иные новые тенденции в вопросе обслуживания клиента. Туристическим фирмам приходится разрабатывать меры и нестандартные ходы, обеспечивающие им большую долю рынка, привлекательный имидж и растущие доходы.
В туристической сфере именно от персонала зависит качество выдаваемого конечного продукта. Поэтому, в данной сфере основным инструментом стимулирования работы наемных работников, должна стать система экономических и социальных методов, что позволит:
– повысить эффективность использования кадрового потенциала;
– персоналу развиваться как в профессиональной, так и в социальной плоскости;
– избежать текучести кадров, ввиду их материальной заинтересованности и желания вырасти как специалист.
Только слаженная работа коллектива предприятия и ее администрации может повысить приток клиентов.
В работе была дана организационно-экономическая характеристика ООО «Музенидис трэвел». Проанализированы основные экономические показатели предприятия с 2014 по 2016 годы, такие как:
– выручка от продажи товаров, работ, услуг;
– себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
– валовая прибыль;
– стоимость основных средств;
– дебиторская задолженность;
– кредиторская задолженность.
В конце таблицы по каждому показателю были сделаны выводы, отражающие тенденцию изменения показателя за соответствующий период.
Был рассмотрен анализ методов продаж в ООО «Музенидис трэвел». Процесс продажи туристского продукта в турфирме включает в себя:
– прием клиента и установление контакта с ним;
– установление мотивации выбора туристического продукта;
– предложение туров;
– оформление правоотношений и расчет с клиентом;
– информационное обеспечение покупателя.
Вопрос продвижения услуг туристической фирмой так же был затронут в данной курсовой работе.
Это очень важный комплекс мероприятий, направленный на стимулирование покупателей к совершению покупок. Каждое современное предприятие должно иметь способы привлечения новых клиентов, при этом не теряя свою уже существующую клиентскую базу.
Список использованных источников
1) Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
2) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) "О защите прав потребителей"
3) Александрова, А.Ю. Международный туризм; М.: Аспект Пресс - Москва, 2013. - 470 c.
4) Алексунина В.А.. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности – М.: Маркетинг, 2014. – 516 с.
5) Андреев В.И. Саморазвитие менеджера / В.И. Андреев. - М.: Дело, 2014. – 275 с.
6) Анцупов, А.Я. Социально-психологическая оценка персонала: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям«Управление персоналом», «Менеджмент организации», «Психология» / А.Я. Анцупов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 391 c.
7) Бакирова, Г.Х. Психология развития и мотивации персонала: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / Г.Х. Бакирова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 439 c.
8) Бритвина В.В., Шабалина Н.В., Дусенко С.В., Седенков С.Е., Шинков С.О. Внедрение инноваций для повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий // Научное обозрение. – 2016. – № 2. – С. 96-99
9) Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. – Ростов-на-Дону. – 2015. – 352с.
10) Голубков Е. Основы маркетинга \\ М., Финпресс, 2015
11) Данько, Т.П., Голубев, М.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 416 c.
12) Дусенко С.В. Структура и функция социального пространства туризма. [Монография]-Москва: РГУФКСМиТ, 2017. – 278 с. 280 с.
13) Зайцева, Н. А. Менеджмент в сервисе и туризме / Н.А. Зайцева. - М.: Форум, 2017. - 368 c.
14) Квартальнов, В.А. Туризм: Учебник; М.: Финансы и статистика - , 2014. - 320 c.
15) Клейман А.А., Евреинов О.Б. Инфраструктура туризма: стратегия развития: монография//Под ред. А.А. Клеймана. – СПБ.: Д.А.Р.К., 2014. – 384 с.
16) Ковтунов И.Р. Научная работа: будущее туризма и компьютерные технологии - с.17, Москва, 2015
17) Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм / Ф. Котлер. - М.: Юнити, 2014. - 787 c.
18) Макринова Е. И., Иваницкая Т. Ю. Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие для студентов. Белгород: Изд-во БУКЭП, 2012. 265 с.
19) Окладникова, Е. А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира / Е.А. Окладникова. - М.: Учитель и ученик, Омега-Л, 2014. - 384
20) Саак, А. Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме / А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. - М.: Питер, 2017. - 512 c.
21) Салимова, Т.А. Управление качеством: Учебник по специальности «Менеджмент организации» / Т.А. Салимова. — М.: Омега-Л, 2013. — 376 c.
22) Чудновский, А. Д. Информационные технологии управления в туризме / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: КноРус, 2014. - 104 c.
23) [Электронный ресурс]URL:https://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/18943
24) [Электронныйресурс]URL:https://www.mouzenidistravel.ru/article/about-us
25) [Электронныйресурс]URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Продвижение
Приложения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Технология и организация туроператорской деятельности
на тему: «Технология и организация обслуживания клиентов туроператором»
Выполнила: студентка факультета
СПО № 1 группы ТР-51
Терехова Ариадна Андреевна
Научный руководитель:
к.э.н., доц. Лысенко Виктория Викторовна
Белгород 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………..……………….………....3
1. Технология обслуживания клиента в туристском предприятии …………..…..5
2. Организация приема и обслуживания клиентов ………………………...……12
3.Организационно-экономическая характеристика ООО«Музенидис трэвэл»..19
4. Анализ методов продаж туристского предприятия …………………...……..25
5. Технология продвижения и стимуляции продаж……………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………...……………………………………………………….….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………43
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Среди проблем, наблюдавшихся в сфере туризма, наиболее важной является обслуживание и гостеприимство. Диапазон профессий, нужных в индустрии туризма, очень велик и разнообразен. Однако основной чертой всех, кто работает в сфере туризма, является постоянное общение с людьми со всеми его положительными и отрицательными аспектами.
В международном туризме качественная сторона обслуживания туристов одна из актуальных проблем. На международных туристских рынках качества услуг и культура обслуживания – самое мощное оружие в конкурентной борьбе. Главная цель турфирмы – удовлетворить потребности клиента. Клиент – постоянный покупатель или заказчик, который приобретает и потребляет туристические услуги.
Слово «сервис» стало общепонятным, мы переводим его как «обслуживание», но это не совсем точно. «Сервис» - это продуманное до мелочей обслуживание, приносящее удовольствие и удовлетворение клиенту.
Только профессиональная подготовка, знание хотя бы двух ведущих иностранных языков и большая практика в состоянии обеспечить работнику турфирмы квалифицированное решение всех вопросов обслуживания:
– спокойствия и уверенности в трудной обстановке;
– быстрого принятия решений;
– умение сделать так, чтобы клиент думал, что он прав, даже тогда, когда он не прав.
Таким образом, разработка рекомендаций и инструкций по совершенствованию маркетинговой политики турфирмы – актуальная проблема и важное направление в деятельности каждого предприятия, функционирующего в условиях конкурентной рыночной инфраструктуры в любой сфере бизнеса, в том числе и туризме.
Актуальность данной темы заключается в необходимости всестороннего изучения понятия «обслуживание клиента».
Цель курсовой работы заключается в исследовании технологии и организации обслуживания клиентов туроператором.
Перечень методов исследования, используемые в курсовой работе:
- анализ научной литературы;
- метод измерения, который фиксируется и выражается в численном показателе.
Для раскрытия данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- изучить технологию обслуживания клиента в туристском предприятии;
- рассмотреть организацию приема и обслуживания клиентов;
- ознакомиться с организационно-экономической характеристикой исследуемого предприятия;
- произвести анализ методов продаж туристского предприятия;
- разработать и предложить технологии продвижения и стимуляции продаж.
Объектом исследования является ООО «Музенидис трэвэл».
Для раскрытия темы курсовой работы использовались законодательные и нормативные документы, учебная и научная литература по теме исследования, интернет-ресурсы.
Теоретической базой курсовой работы выступили труды таких отечественных авторов, как: Алексунина В.А., Волков Ю.Ф., Саак, А.Э. и др.
Работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, пяти вопросов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Курсовая работа содержит 44 страницы текста, 2 рисунка и 3 таблицы.
Список использованных источников насчитывает 25 наименований.
1. Технология обслуживания клиента в туристском предприятии
Гостеприимство признано важным свойством туристского продукта. Без этого любой самый совершенный туристский продукт будет выглядеть обезличенным и турист не получит ожидаемого уровня удовлетворенности той или иной своей потребности. Гостеприимство же в сфере туристской индустрии, это профессиональное требование, это искусство дать людям почувствовать, что им рады. Слагаемыми гостеприимства являются достоинство, уважение, любезность персонала. Это понятие многогранно и складывается из множества составляющих факторов:
– качественная информация как местных, так и региональных рынков о возможностях отдыха, познания и развлечений, о том, что туристов ждут и к встрече с ними готовятся;
– создание положительного образа туристской местности, предприятий, обслуживающих потенциальных потребителей (реклама, участие в телепередачах, посвященных туризму, благотворительная деятельность и другое);
– нескрываемое стремление обслуживающего персонала к оказанию туристам знаков внимания (политика обслуживания по принципу "все для клиента");
– внимательное отношение тех, кто предоставляет туристский продукт, к просьбам и пожеланиям клиента (по принципу "что мы можем еще для Вас сделать?");
– забота об облегчении ориентации туристов в получении услуг (информация внутри фирмы, об объектах в путеводителях и буклетах на понятном туристу языке и другое);
– благожелательное отношение к туристам, которые должно быть возведено в принцип обслуживания.
Согласно Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации":
1) туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
2) турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;
3) заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;
4) реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором; [1]
Существуют общие рекомендации по технологии обслуживания туристов:
– целевая адресная направленность туров по содержанию;
– четкое и своевременное предоставление услуг;
– оптимальность программы обслуживания;
– анимация обслуживания.
Стратегическими направлениями в обслуживании туристов являются и такие, как качество и культура обслуживания, информированность и насыщенность программ, ненавязчивость сервиса и тому подобное.
Все эти принципы должны быть заложены в технологию обслуживания. В технологии организации тура важны и сам климат взаимодействия туристов с обслуживающим персоналом, и учет психологических аспектов восприятия туристом услуг и обслуживания. Это значит, что на первый план ставятся личностные интересы туриста, душевное к нему отношение.
При организации обслуживания важно учесть принцип освобождения, то есть клиент должен быть освобожден от всех неприятных вещей (от обременительных организационных забот, заказа транспортных билетов и средств, ожидания всякого рода обслуживания и так далее). [13]
Оптимальность обслуживания - также важное потребительское свойство, имеющее непосредственное отношение к гостеприимству. Она подразумевает:
– соответствие всех видов услуг одному уровню (классу) обслуживания;
– соответствие услуг тематике тура;
– адресную направленность тура на определенную целевую группу потребителей;
– заблаговременное согласование программ обслуживания;
– гибкость программ (возможность замены тех или иных услуг);
– рациональное содержание обслуживания по количеству предоставляемых услуг;
– отсутствие тенденциозности в обслуживании (ненавязчивость услуг).
Все эти принципы важно учитывать еще на этапе разработки туристского продукта, помня о том, что неправильно подготовленный продукт не только не пользуется спросом, но и способен оттолкнуть от предприятия потенциальных, последующих клиентов. В условиях серьезной конкуренции, имеющейся сегодня на туристском рынке, это - немаловажный фактор.
Также немаловажным фактором является процесс продажи туристского продукта. Процесс обслуживания и продажи туристского продукта взаимосвязаны между собой.
Чем качественнее мы будем обслуживать клиента и продавать ему товар, тем больше вероятность, что он его купит и придет в следующий раз. Существует несколько факторов, определяющих уровень обслуживания клиентов:
Наличие комфортабельного офиса и средств для качественного обслуживания.
Традиционным местом продаж туристического продукта является офис фирмы. От его состояния во многом зависит эффективность туристской деятельности. Чистота, аккуратность, наличие офисной мебели, оргтехники, а также квалифицированный и доброжелательный персонал - все это в совокупности располагает потенциальных клиентов и оказывает влияние на конкурентоспособность реализуемых товаров. [18]
Офис должен иметь:
– оборудованные рабочие места для персонала;
– техническое обеспечение оперативной деятельности (средства связи, включая факсимильную связь, компьютер, копировальную технику);
– оборудование для хранения ценных бумаг; сидячие места для посетителей;
– наличие информации для потребителей.
Согласно Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) "О защите прав потребителей" в доступном для обозрения месте следует расположить:
– копию свидетельства о государственной регистрации;
– копию лицензии на право осуществления туристской деятельности; копию сертификата соответствия;
– вывеску с информацией о графике работы. [2]