Тема 5. Оценка, контроль и аудит маркетинга
Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Система контроля с обратной связью.
Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведение корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Существуют следующие виды контроля: 1 предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Основные средства осуществления предварительного контроля – реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется в трех областях по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам. 2текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Объектом являются подчиненные сотрудники. Заключительный контроль. Он основывается на обратной связи. Управляющие системы в организации имеют разомкнутую обратную связь, т.е. руководящий работник являющийся по отношению к системе внешним элементом может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы и характер ее работы
Внешний аудит проводится внешними по отношению к предприятию организациями -- заказчиком продукции или, например, органом сертификации. В этом случае, когда аудит осуществляется заказчиком продукции, он называется аудитом второй стороной
Практикуются следующие формы аудита второй стороной:
полный аудит на соответствие определенному стандарту,
частичный аудит, касающийся какого-либо аспекта деятельности предприятия,
вспомогательный аудит, проводимый заказчиком при наличии нескольких претендентов на заключение контракта,
* аудит соблюдения требований контракта.
Внешний аудит, проводимый независимой от предприятия и заказчика организацией, называется аудитом третьей стороной. Данный вид аудита используется при сертификации
Внутренний аудит системы менеджмента -- один из ключевых процессов системы менеджмента. По утверждениям западных специалистов, если такие процессы системы менеджмента, как:
* ответственность руководства;
* корректирующие и предупреждающие действия;
* внутренние аудиты (проверки);
* анализ данных;
* постоянное улучшение
отлажены и внедрены в соответствии с требованиями стандарта, то и все другие процессы системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента будут не только работать, но и постоянно совершенствоваться.
Внутренний аудит системы менеджмента позволяет решать следующие задачи:
* подтверждение соответствия деятельности и её результатов в системе менеджмента установленным требованиям;
* анализ и устранение причин выявленных несоответствий;
* предотвращение появления проблем качества;
* подтверждение выполнения корректирующих действий;
* оценка эффективности функционирующей системы менеджмента;
* установление степени понимания персоналом целей, задач и требований,
установленных документами системы менеджмента;
* определение путей дальнейшего совершенствования системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента в целом и в отдельных её процессах.
К достоинствам внутренних аудитов по сравнению с внешними можно отнести следующие:
· знание внутренними аудиторами особенностей своего предприятия;
· отсутствие предубежденного отношения сотрудников аудитируемых подразделений к внутренним аудиторам, которые не воспринимаются как посторонние для предприятия лица;
· знание внутренними аудиторами специфических каналов коммуникаций, действующих на предприятии;
· знание внутренними аудиторами неформальных лидеров, чья информация может быть наиболее полезной при аудите;
· возможность использования конфиденциальной информации в отчетах об аудитах;
· отсутствие дефицита времени при внутреннем аудите, ограничивающем возможности более детального изучения аудитируемого объекта;
· независимость работы внутренних аудиторов от режима работы сотрудников аудитируемого подразделения;
· возможность использования внутренних аудиторов также в качестве экспертов;
· сравнительно незначительные затраты на проведение внутреннего аудита. К недостаткам внутренних аудитов по сравнению с внешними следует отнести [25] следующие:
· менее высокий, чем при внешнем аудите, уровень объективности заключений ввиду возможной предвзятости внутренних аудиторов по отношению к некоторым сотрудникам предприятия;
· менее высокая, чем при внешнем аудите, интенсивность работы внутренних аудиторов, обусловленная менее жесткими временными рамками;
· критика со стороны внутренних аудиторов воспринимается болезненнее;
· уровень квалификации внутренних аудиторов, как правило, ниже уровня подготовки внешних аудиторов;
· результаты внутреннего аудита могут рассматриваться как менее объективная информация об эффективности и результативности системы менеджмента предприятия по сравнению с внешним аудитом;
· результаты внутреннего аудита нельзя использовать для рекламы предприятия;
· затраты на внутренний аудит определяются менее точно, чем на внешний.