Стратегии выигрыша на враждебных рынках
В исследовании Windemere определено два типа фирм, достигающих даже на враждебных рынках прибыльности и роста объема продаж выше средних по отрасли. К первому типу «золотых» конкурентов относятся компании, занимающие на рынке первое и второе места, т. е. такие американские фирмы, как FedEx, American Airlines, Alcoa Aluminum, Canon Copiers, Owens Corning Fiberglass (на рынке кровельных материалов), Yellow Freight (автомобильные грузоперевозки) и Paccar (грузовые автомобили). Второй тип, так называемые «серебряные» конкуренты, включает в себя фирмы вроде Airborne Express, Alaska Airlines, Pitney Bowes (копировальная техника), Tamko (кровельные материалы) и Freightline (грузовики). «Серебряные» конкуренты отличаются меньшим размером и занимают третьи (или ниже) места по объему продаж. Анализ стратегий этих компаний на враждебных рынках весьма и весьма показателен. «Рецепт» успеха включает в себя пять основных «ингредиентов».
Концентрация на крупных покупателях
Основной товарооборот (важнейший фактор, поскольку от него зависит структура затрат) приходится на относительно небольшую группу покупателей. «Золотые» конкуренты являются ведущими поставщиками главных потребителей продукции отрасли, хотя, конечно, не обходят вниманием и остальных. Их оружие — огромнейшая известность торговой марки среди конечных пользователей и тесные связи с наиболее активными (по объему реализуемых товаров) каналами распределения. Они успешно адаптируются и к изменениям значения различных каналов. Компания Owens Corning Fiberglass, например, осознав возросшую важность розничных каналов сбыта, в дополнение к программе взаимодействия с оптовой торговлей разработала мероприятия по стимулированию покупок конечными пользователями. В отраслях,
Глава 15. Стратегии действий на враждебных рынках
в которых каналы распределения отсутствуют, «золотые» конкуренты пытаются создавать крупных покупателей из нескольких средних по размеру фирм. FedEx, к примеру, разработала программу банка запасных частей: участвующие в ней фирмы поддерживают необходимые запасы на случай срочных поставок.
Поскольку «серебряные» конкуренты обычно не имеют необходимой для обслуживания крупнейших покупателей инфраструктуры, они концентрируются на развитии тесных отношений со средними покупателями (Freightline, например, продает свои грузовики небольшим компаниям-перевозчикам). Для покупателей «второго уровня» самое главное — надежный сервис и разумные цены. Таким образом, «серебряные» компании могут обслуживать их без ущерба для маржи прибыли. Чтобы привлечь к себе «вторых» покупателей, они обычно становятся специалистами в своей отрасли. Компания Ball, например, стала ведущим поставщиком кувшинов с широким горлом для пищевой промышленности.
Отличительный признак — надежность
Лучшие фирмы обычно дифференцируют себя не по принципу функций и атрибутов товара, воспроизвести которые относительно нетрудно, а на базе нематериальных признаков, таких как надежность, доверие в отношениях и уверенность. Цель — предоставление конечному пользователю товара или услуг, в качестве которых он может быть уверен, и обеспечить надежные и взаимовыгодные поставки членам канала распределения.
«Золотые» компании используют широкое физическое присутствие и активную рекламу — с их помощью они занимают прочное место в сознании потребителей и укрепляют индивидуальность своих марок. Что касается участников каналов распределения, то здесь снижение издержек происходит за счет внедрения информационных технологий.
«Серебряные» конкуренты предлагают более высокий и стабильный уровень сервиса, чем их соперники. К примеру, Pitney Bowes гарантирует обслуживание копировальной техники в течение четырех часов после вызова мастера. Такие компании имеют склонность к формированию мощных каналов сбыта и нередко предлагают посредникам эксклюзивные права на обслуживание конкурентных территорий.
Широкий ценовой охват
«Золотые» конкуренты предлагают широчайший спектр товаров, охватывающий и высший, и средний, и низший секторы рынка. Они ста-
Часть IV. Стратегии роста
раются не уходить из ниш, которые могут быть заняты другими игроками, из-за чего их предложение является зеркальным отражением потребностей рынка. «Серебряные» компании обычно склоняются к высшим сегментам, при этом не чувствуя, что нишевая стратегия сдерживает их возможности. Наоборот, они предлагают товары, удовлетворяющие специфические потребности их крупнейших покупателей.