Стадия 2: Изменения долей рынка
Каждый год от 1 до 5% враждебного рынка переходят от одной группы компаний к другой. Одна из причин этого — ошибка лидерства, когда обладающая наибольшей долей рынка компания — как правило, крупнейшая и лучшая фирма — сохраняет, несмотря на более выгодные предложения конкурентов, свою ценовую политику, считая, что лучший товар и лояльность покупателей обязаны обеспечить ей премию к цене. Такая стратегия редко дает желаемые результаты. В конце концов лидер снижает цены, однако к этому моменту значительная часть доли рынка (вернуть которую очень непросто) уже потеряна, а покупатели убедились, что до снижения цены лидера были завышенными. Подтверждение тому — опыт компаний IBM и Compaq, придерживавшихся политики высоких цен еще долгое время после появления дешевых компьютеров Dell. Другая причина изменения структуры рынка — стремление инвесторов к переводу средств в лучшие активы, когда компания, такая как FedEx, обеспечивает более высокую надежность или имеет более широкую сеть сбыта. Третьей причиной является поглощение компаний, когда конкуренты любой ценой стремятся к достижению эффекта масштаба.
Стадия 3: Изобилие товаров
Конкуренты борются за долю рынка, пытаясь сделать покупателям более ценные предложения, для чего выпускают все новые и новые товары. Новые версии могут включать в себя дополнительные возможности или функции, например многокомнатные номера в гостиницах, цемент с добавлением красителя или свежий (не восстановленный из концентрата) апельсиновый сок. Компания — производитель супов может предложить продукты с низким содержанием натрия или супы, изготовленные по новым рецептам. Банк может открыть новые счета до востребования с разными вариантами обслуживания. Другие конкуренты, наоборот, «распакетируют» предложения и предлагают упрощенные версии товаров. Изобилие товаров редко приводит к появлению новых
Глава 15. Стратегии действий на враждебных рынках
лидеров, однако повышает ставки для всех игроков. Кроме того, другие компании, такие как гостиницы Marriott Fairfield Inn, могут предложить вариации товара, которые стирают различия между особенностями или услугами.
Стадия 4: Самозащита путем сокращения издержек
Необходимость поддерживать маржу прибыли на прежнем уровне ведет к самозащите путем сокращения издержек. Такого рода стратегия может не соответствовать программам конкурентов по выпуску новых товаров и повышению качества, за что компания расплачивается собственной долей рынка. Например, некоторые производители органических материалов медлили с инвестициями в стеклопластиковые материалы до тех пор, пока не произошло существенное перераспределение долей рынка. Еще более серьезные последствия имеет отставание от отраслевых стандартов качества. General Motors, Schlitz и другие компании могут засвидетельствовать, что восстановить подмоченную репутацию весьма трудно. Попытки «выдавить» дополнительную маржу из канала распределения или торгового персонала могут обеспечить иллюзорную краткосрочную экономию издержек в ущерб рыночной позиции.
Стадия 5: Консолидация и вытеснение малых фирм с рынка
Консолидация, ориентированная, прежде всего, на снижение накладных расходов, происходит в три этапа. Первая «волна» консолидации носит внутренний характер и связана с сокращением численности персонала, закрытием отдельных производственных и прочих помещений, прекращением финансовой поддержки некоторых подразделений. На втором этапе начинаются слияния и объединения, когда сильные фирмы покупают слабые — опять же, отчасти для того, чтобы снизить накладные расходы. Третий этап осуществляется в глобальном масштабе, когда формируются различные комбинации международных игроков (например, когда компания Bridgestone приобрела Firestone Tires).
Стадия 6: Избавление
Враждебность в отрасли может сойти на нет через пять лет, но в большинстве случаев период «усмирения» конкурентов растягивается на десятилетие и более. Одним из путей является консолидация, когда три-четыре ключевых игрока контролируют свыше 80% рынка и все участники уже оставили попытки отвоевать свои «куски пирога» посредством ценовой конкуренции. Такая консолидация сложилась, к примеру, на
Часть IV. Стратегии роста
рынке подгузников, где господствуют компании Procter & Gamble и Kimberly-Clark. Впрочем, иногда консолидированному рынку требуется от 15 до 20 лет, чтобы избавиться от враждебности (как это было на рынке бытовой техники). Процесс происходит быстрее, если темпы роста спроса на продукцию отрасли достаточно велики, чтобы впитать в себя избыток производственных мощностей. Стимулом для повышения спроса может послужить расширение рынка покупателей товара или устойчивые подвижки в курсах валют, что способствует увеличению спроса на экспортные товары.