Приобретение ликвидных активов
Фирма может стать привлекательным кандидатом на приобретение, потому что обладает значительными ликвидными активами, готовыми к использованию в новых видах бизнеса, или низким отношением задолженности к основному капиталу, что открывает возможность для привлечения заемных средств. Банки и страховые компании являются при-
Часть IV. Стратегии роста
влекательными мишенями, потому что обеспечивают прямой доступ к денежным средствам.
Вертикальная интеграция
Как правило, вертикальная интеграция представляет собой неродственную диверсификацию. Некоторые мотивы, побуждающие фирмы на вертикальную интеграцию (доступ или контроль над источниками поставок или потребителями готовой продукции, контроль качества и возможность входа в привлекательные области бизнеса) были рассмотрены в главе 13.
Защита от поглощения
Приобретение некоей фирмы может быть средством защиты от недружественного поглощения самой компании. Одна фирма приобрела небольшого поставщика бананов специально для того, чтобы защититься от компании United Fruit, которая в противном случае нарушила бы антитрестовское законодательство. Фирма Martin Marietta в ответ на предложение о покупке со стороны компании Bendix сама попыталась приобрести ее с помощью третьей фирмы, United Technologies. В результате запутанных и влетевших в копеечку маневров образовалась четвертая фирма, Allied Corporation, поглотившая Bendix, a Martin Marietta сохранила независимость.
Обеспечение интересов высшего руководства
Для принимающих решение высших руководителей диверсификация представляет особый стимул. Помимо всего прочего, повышается статус менеджеров как руководителей крупной организации. В одном из исследований ученые опросили 14 экспертов по слиянию компаний на предмет выявления мотивации, стоящей за данным решением. Оказалось, что усиление личной власти главы компании в виде контролируемого объема продаж вносит хотя и умеренный, но все же вклад в решение об объединении.9 Был также сделан вывод, что решение о слиянии в конечном счете принимает один человек — исполнительный директор компании.
Риски неродственной диверсификации
Риски и сложность следуют из самой концепции неродственной диверсификации, по определению не ориентированной на синергизм. Поэтому многие специалисты предостерегают менеджеров от скоропалительных решений. По мнению Питера Друкера, успех любой
Глава 14. Диверсификация
диверсификации определяется наличием общего бизнес-стержня или схожих рынков, технологий или производственных процессов.10
В отсутствие такого единства диверсификация вряд ли приведет к успеху, так как одних финансовых рычагов компании недостаточно. Среди основных рисков следует выделить:
• отвлечение внимания от стержневого бизнеса;
• трудности с управлением новым бизнесом;
• переоценку нового бизнеса.
Неудачная неродственная диверсификация может отвлечь внимание менеджмента от исходного бизнеса, привести к растрате ресурсов. В начале 1970-х гг. компания Quaker Oats предприняла агрессивную диверсификацию, приобретя производство игрушек и сеть тематических ресторанов. По ходу дела, однако, она отвлеклась от стержневого бизнеса, что не замедлило сказаться на выпуске новых товаров, их расположении на прилавках магазинов и доле рынка.
При приобретении неродственного бизнеса потенциальные проблемы управления диверсифицированным предприятием усиливаются. Новой компании могут потребоваться совершенно иные, чем в стержневом бизнесе, активы, компетенции и организационная культура. Ко всему прочему, из приобретаемой компании могут уйти лучшие и наиболее квалифицированные менеджеры, заменить которых может быть непросто.
Кроме того, оценка новой сферы бизнеса может быть проведена неправильно. Например, могут быть не выявлены или недооценены тенденции внешней среды. Реальные стратегические недостатки, слабые стороны и проблемы приобретаемой компании могут быть идентифицированы или «оценены по достоинству» уже после совершения сделки. General Host, продовольственный магазин и пекарня, приобрела мясокомбинат Cudahy, а сразу после этого появились новые комбинаты с полностью автоматизированным производством, и приобретенное оборудование вмиг оказалось устаревшим. Компания National Intergroup, специализирующаяся на стали и нефти, приобрела оптового торговца лекарствами и лишь потом узнала, что в этой сфере начинается ценовая война.