Современные теории мотивации
Различные теории психологического и организационно-экономического направления в изучении мотивации можно разделить на две группы:
· содержательные теории мотивации, основывающиеся на идентификации внутренних побуждений личности (потребностей), которые заставляют людей действовать так, а не иначе (теории А.Маслоу, Ф.Герцберга и др.);
· процессуальные теории мотивации - это более современные теории, базирующиеся в первую очередь на определении того, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания (теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера -Лоулера).
Названные теории хотя и расходятся по ряду вопросов, но не являются взаимоисключающими. Поскольку структура потребностей человека определяется его местом в организации или ранее приобретенным опытом, можно сказать, что для мотивации нет какого-то одного лучшего способа (теории). То, что оказывается лучшим для мотивации одних людей, оказывается совершенно непригодным для других.
Содержательные теории мотивации, или иерархия потребностей по Маслоу. Маслоу из всего разнообразия потребностей выделяет пять:
1. физиологические потребности;
2. потребности в безопасности и уверенности в будущем;
3. социальные потребности (принадлежность к коллективу, поддержка в коллективе и т.д.);
4. потребность в уважении;
5. потребность самовыражения.
По теории Маслоу, все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Этим он хотел показать, что потребности нижнего уровня требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека быстрее, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высокого уровня.
Значит, если вы руководитель, то вам нужно решить, какие активные потребности движут людьми. Поскольку со временем эти потребности меняются, нельзя рассчитывать на то, что мотивация, подействовавшая один раз, будет эффективно «работать» все время.
Однако теория Маслоу имеет свои недостатки. Видимо, четкой идеи ступенчатой иерархической структуры потребностей не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит в качестве фактора мотивации деятельности человека к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня.
В теории Маслоу не учтены и индивидуальные отличия людей, а ведь руководитель должен знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждений: разные люди любят разные вещи.
Теория потребностей Мак Клелланда. Представители этой теории основное внимание уделяют потребностям высшего уровня, которых выделяют три типа - власть, успех и причастность:
· потребность власти - желание воздействовать на других людей. Оно не обязательно присутствует у рвущихся к власти карьеристов. Это, скорее всего, проявляется у энергичных работников, стремящихся отстаивать свои позиции;
· потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха конкретного человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения;
· потребность в причастности схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений и т.п.
Двухфакторная теория Герцберга. Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг разработал модель мотивации, основанную на потребностях. Он выделил две категории факторов:
· Гигиены - это политика фирмы, условия работы, заработок, межличностные отношения и степень непосредственного контроля за работой;
· Мотивации - это успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности и возможность творческого и делового роста.
Теория мотивации Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Его мотивации сравнимы с потребностями высшего уровня по Маслоу.
Процессуальные теории мотивации. В рамках процессуальных теорий анализируется то, как человек распределяет свои усилия для достижения конкретных целей и как он выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими, но и социальными мотивами. Существуют три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера –Лоулера.
В идеале основная мысль теории ожиданий состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению желаемого. Ожидание - оценка личностью вероятности определенного события. Теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затрат труда - результатов; результатов - вознаграждения; вознаграждения -валентности (удовлетворенности вознаграждением).
Люди по-разному распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей. Последователи теории справедливости утверждают, что люди субъективно определяют соотношение полученного вознаграждения и затраченных ими усилий: они сравнивают свой заработок с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если это сравнение указывает на несправедливость в распределении вознаграждения за труд, то у человека возникает психологическое напряжение. В этом случае необходимо мотивировать данного работника, снять его напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс. Это можно сделать, изменив уровень затрачиваемых им усилий либо размер получаемого им вознаграждения. Таким образом, те сотрудники, которые считают, что им не доплачивают по сравнению с другими, могут работать менее интенсивно либо стремятся повысить свое вознаграждение. Те же сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность труда на прежнем уровне либо увеличивать ее.
Основной вывод теории справедливости в практике управления заключается в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность своего труда. Менеджеру, однако, следует иметь в виду, что оценка справедливости носит относительный, а не абсолютный характер: все зависит от чувства личного «я».
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожидания и теории справедливости (модель Портера-Лоулера), т.е. в их модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения.
Согласно модели Портера -Лоулера, результаты, достигнутые сотрудником, зависят от приложенных им усилий, способностей и характерных особенностей, а также от осознания им своей роли в процессе труда . Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения, а также от того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь как внутренние, так и внешние. Удовлетворение - это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле. Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций.
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ" ООО "Amway"
Компания занимается производством и продажей средств личной гигиены, бытовой химии, косметических средств, биологически активных добавок к пище и др. Для продвижения товаров используются технологии прямых продаж и сетевого маркетинга с многоуровневой системой компенсаций.
План Amway по продажам и маркетингу вознаграждает вас за продажу продукции и за привлечение других в бизнес Amway делать то же самое – приобретать и продавать продукцию конечным потребителям, а также обслуживать клиентов. Прибыль от продаж продукции покупателям
Вы получаете свой первый доход, покупая продукцию со скидкой НПА и продавая ее покупателям по цене каталога.
Вы приобретаете продукцию для личного использования и для продажи покупателям и получаете Вознаграждения. Ежемесячные вознаграждения за личные достижения варьируются от 3 до 21% от товарооборота в зависимости от Вашей продуктивности. Проще говоря, чем больше Вы, Ваши партнеры и зарегистрированные клиенты приобретаете и продаете продукции, тем больше Вы получаете в дополнение к прибыли от продаж.
Бонус за обслуживание зарегистрированных клиентов
Выплачивается от объема продукции, приобретенной вашими зарегистрированными клиентами, которым вы предоставляете консультации по продукции.
Помогите другим достичь успеха, и вы получите ежемесячные и годовые вознаграждения за лидерство и построение групп, а также дополнительные вознаграждения и поощрения за привлечение в бизнес и регулярную информационную поддержку ваших партнеров.
Уровень Ваших вознаграждений и квалификации определяется, исходя из набранного за месяц количества баллов.Каждому продукту присвоена определенный балловый эквивалент.
Общая сумма баллов всей продукции Amway, приобретенной Вами и Вашей группой на протяжении одного календарного месяца, определяет процентный уровень для подсчета Вознаграждений за этот месяц.
Название
Amway (сокр. от англ. AmericanWayofLife —«американский образ жизни»)
Вид деятельности
Компания производит товары широкого потребления для домашнего хозяйства, красоты и здоровья. Amway является дочерней компанией корпорации AlticorInc. , штаб-квартира которой расположена в городе Эйда, штат Мичиган, США. В 2004 году объём продаж материнской компании Alticor, в которую входит AmwayCorporation, составил 6,2 млрд. долларов США. Помимо продуктов высокого качества, Amway предлагает каждому участнику возможность построения своего бизнеса в 56 странах мира, 57-й филиал компании (ООО «Амвэй» Россия) начал свою деятельность в марте 2005 года. Компания предоставляет Гарантию качества продукции Amway, которая гарантирует клиентам удовлетворение предлагаемой продукцией. Если Вы или Ваши клиенты не удовлетворены качеством приобретённой продукции, её можно вернуть для бесплатного обмена на идентичную продукцию, получения кредита на приобретение другой продукции Amway или возмещения расходов, просто свяжитесь с ООО "Амвэй". AmwayCorporation – это одна из самых больших в мире компаний прямых продаж. Более 450 наименований высококачественных продуктов продается под торговой маркой Amway, большинство из которых разрабатывается и производится в городе Эйда, штат Мичиган, и городе Буэна Парк, штат Калифорния, США. В 57 научно-исследовательских лабораториях проводят исследования более 500 учёных мирового уровня, которые используют технологии высокого качества для производства продукции. Сотрудничая с 3,6 миллионами Независимых Предпринимателей, а также имея 6 тыс. штатных сотрудников во всём мире, Amway может назвать себя компанией мирового масштаба.
История создания
Для более полного понимания, с чего взял начало сетевой маркетинг Amway, немного обратимся к истории. Родоначальниками стали два товарища, проживавших в штате Мичиган в середине прошлого века. Название есть не что иное, как аббревиатура словосочетания Американский путь. Началось все с чистящего средства, которое явилось первым в мире полностью безопасным с точки зрения экологии средством. Разлагалось оно после применения, не нанося вреда окружающей среде. Тут остро встала проблема реализации данного ноу-хау Амвей, но предприимчивые друзья не растерялись и начали предлагать его всем своим знакомым подряд, попутно доступно объясняя все преимущества. Тут их осенила мысль о том, что можно выплачивать вознаграждение тем, кто делает рекламу и распространяет их продукт. Вот так понемногу, от человека к человеку, реклама начала делать свое дело.
Образовалась так называемая сеть потребителей, кои никогда не тратились на транспортировку и хранение товаров, а все сэкономленные средства распределяли между собой. В 1959 году Amway выпустило в продажу первое на тот момент универсальное средство для очистки поверхностей LOC. Оно дало возможность общительным американцам воплотить мечту о средстве, которое безопасно для здоровья, позволяя отказаться от хлора и других вредных веществ. А еще и получать хорошую прибыль в семейный бюджет. 1962 год ознаменовался тем, что Амвей завоевал соседку США – Канаду. За пару лет практически каждая семья в ней уже знала продукцию компании. Именно тогда и был открыт первый зарубежный филиал.
С 1968 года с ее участием получила распространение продукция косметического бренда Artistry. В начале 70х годов прошлого века, Amway открыл для себя рынки еще восьми стран, а также выкупила контрольный пакет акций производителя витаминов Nutrilite. В 1980 году продажи компании достигли 1 000.000.000 долларов. С 90х годов руководство переходит в руки сыновей основателей. Количество независимых предпринимателей в те годы пересекло планку в три миллиона человек, работающих во всем мире. Amway покоряет рынки еще 33 новых стран, среди которых Китай и Африка. 1998 год – компания стала спонсором Олимпийских игр, которые проходили в Нагано, тем самым сетевой маркетинг получил мировую известность. В 2003 году была организована благотворительная миссия помощи детям «Один за одним», которая помогает детям из малообеспеченных семей. И в наши дни компания шагает по планете, не сбавляя обороты.