Как выбрать подходящую стратегию разрешения конфликта?
Р. Дант и П. Шуль установили зависимость между характеристиками участников канала и вероятностью выбора ими той или иной стратегии разрешения конфликтов, выдвинув ряд гипотез, представленных в табл. 7.2. Согласно их предположениям, выбор информационно-активной или информационно-защитной стратегии разрешения конфликта определяют особенности источника конфликта, взаимоотношений, личных характеристик наиболее влиятельного участника канала, внешней среды и структуры взаимоотношений.
Проверив некоторые из своих гипотез о проблемах взаимоотношений на примере франчайзинговых ресторанов быстрого питания, Р. Дант и П. Шуль нашли следующие подтверждения своим теоретическим предположениям.
Информационно-защитной стратегии отдается предпочтение в спорах, где есть вероятность создания прецедента, высокий уровень вознаграждения и сложности, а также в случаях сильной зависимости франчайзи от франчайзера. И наоборот, информационно-активные стратегии, видимо, больше применимы при решении проблем с небольшим уровнем риска, низкой вероятностью создания прецедента, невысоким уровнем вознаграждения и сложности, а также в случаях с невысокой степенью зависимости франчайзи.
Таблица4.2. Прогнозирование выбора методов разрешения конфликтов
Контекстуальные категории с некоторыми примерами переменных* | Теоретически предсказываемый выбор методов разрешения конфликтов | |
В условиях симметричного распределения власти | В условиях асимметричного распределения власти | |
Характеристики проблемы | ||
Высокая вероятность создания прецедента | Информационно-защитный | Информационно-защитный |
Высокая степень заинтересованности | Информационно-активный | Информационно-защитный |
Высокий уровень сложности | Информационно-активный | Информационно-защитный |
Высокий уровень функциональности конфликта | Информационно-активный | Информационно-активный |
Характеристики взаимоотношений | ||
Высокая степень рационализма | Информационно-активный | Информационно- активный |
Высокая степень зависимости (от другой стороны) | Информационно-активный | Информационно-защитный |
Высокий уровень доверия | Информационно-активный | Информационно- ащитный |
Частые контакты | Информационно-активный | Информационно-активный |
Индивидуальные характеристики | ||
Высокая степень стремления к независимости | Информационно- активный | Информационно-защитный |
Высокая степень самоуважения | Информационно-активный | Информационно-активный |
Высокая степень сходства | Информационно-активный | Информационно- активный |
Характеристики окружающей среды | ||
Крайне благоприятна | Информационно-активный | Информационно-активный |
Высокая степень неопределенности | Информационно-активный | Информационно- защитный |
Структурные характеристики | ||
Высокая степень бюрократизма | Информационно-защитный | Информационно-защитный |
Высокая степень интеграции | Информационно-активный | Информационно-защитный |
*Все характеристики даны по отношению к тому, как они могут повлиять на выбор одной из сторон метода разрешения конфликта (обычно более влиятельной стороной).
**Термин "информационно-защитный" обозначает стратегию разрешения конфликтов (определяемую Р. Дантом и П. Шулем как стратегия "малого риска"). Термин "информационно-активный" обозначает стратегию разрешения конфликтов (определяемую Р. Дантом и П. Шулем как стратегия "высокого риска").Источник. Информация взята из статьи Rajiv P. Dant, Patrick L Schul, "Conflict Resolution Processes in Contractual Channels of Distribution", Journal of Marketing, January 1992, p. 41.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 4.2. Уровни конфликтов, возникающих между производителями и посредниками
Контрольные вопросы
1. Какие факторы влияют на возникновение конфликтов?
2. Сформулируйте понятие конфликта в канале.
3. Какие выделяют виды конфликтов?
4. Назовите три основных источника конфликтов.
5. В чем состоят особенности неконструктивного и конструктивного конфликтов ?
6. Назовите и оцените виды стратегий разрешения конфликтов.
Основная и дополнительная литература
Основная литература
1. Логистика: Учебное пособие / Под ред. И.И.Полещук: Мн. БГЭУ. 2007
2. Гаджинский А.М. Логистика.-М.: ИВЦ «Маркетинг», 2005
3. Николайчук В.Е. Логистика в сфере распределения. М.- Питер, 2001
4. Штерн Л.В., Эль-Ансари А.И., Кофлан Э.Т. Маркетинговые каналы. М. 2002
5. Логистика. Учеб. пособие / Б.А.Аникин и др.; под ред. Б.А.Аникина, Т.А.Родкиной – М. ТК Велби. 2005
Дополнительная литература
1. Джеймс С. Джонсон, Дональд Ф. Вуд, Даниел Л. Вордлоу, Поль Р. Мэрфи мл. Современная логистика.- М: Издательский дом «Вильямс», 2002
2. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. «Коммерческая логистика». М.,
3. Проспект, 2005
4. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина: 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2005
5. Ачкасова В.А. Конфликтология. Уч. пос. СПб 2005
6. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.2002
7.Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб. 2000
8. Мастенбрук В. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М. 1996.
Приложение
Приложение
|