Виды стратегий разрешения конфликтов: информационно-активные, информационно-защитные.
Применение стратегии управления конфликтом будет зависеть не только от его причины, но и от степени влияния участника канала, стремящегося взять ситуацию под контроль.
Существуют следующие виды стратегий разрешения конфликтов:
Информационно-активные стратегии.
Информационно-защитные стратегии.
Информационно-активные стратегии разрешения конфликтов предусматривают открытый обмен информацией при решении спорных ситуаций. Обмен информацией может привести к потере контроля. Поэтому доверие и сотрудничество в канале представляют собой желательные (но не обязательные) условия успешного применения информационно-активных стратегий разрешения конфликтов.
Открытый обмен информацией может быть полезен как стороне, которая делится информацией, так и стороне, получающей ее.
Например, вследствие неудовлетворенности своими отношениями с General Motors, ее поставщики обратились к другим крупным американским производителям автомобилей для расширения сферы своей деятельности. Компания Chrysler представляет себя выгодным партнером для входящих в канал поставщиков, но при этом стремится к снижению общих затрат в системе распределения. Партнерские отношения с компанией позволили одному из ее поставщиков предложить замену своих собственных (металлических) литых труб на чужие пластиковые, что сэкономило компании Chrysler 3 доллара на каждом автомобиле. Это предложение, конечно, увеличило расходы поставщика, так как он не производил пластиковых деталей. Однако заказ компанией Chrysler крупной партии новых комплектующих послужил справедливым вознаграждением.
Вариантами информационно-активных стратегий могут быть:
- совместное членство в отраслевых и других объединениях;
- обмен сотрудниками ( предполагает односторонний или двухсторонний обмен персоналом на определенный период.)
- кооптация (представляет собой включение новых элементов в административную структуру, определяющую политику в организации. Как правило, представители дилеров приглашаются к работе в службах маркетинга или сбыта ). Как и любой другой информационно-активный метод разрешения конфликтов, кооптация несет в себе риск изменения процедуры планирования или принятия решений участниками канала.
Информационно-защитные стратегии.Данный вид стратегий разрешения конфликтов используется в случае отсутствия у участников канала общих целей. Масштаб и характер разногласий рассматриваются как постоянные величины, а цели сторон являются взаимоисключающими (т.е. если один выигрывает, другой терпит поражение). Для такой ситуации характерно отсутствие сотрудничества и жесткие формы поведения.
Третьи стороны, рассматриваемые в качестве потенциальных союзников, также могут участвовать в решении спорных вопросов, выступая в роли посредника или арбитра между сторонами.
Вариантами информационно-защитных стратегий могут быть посредничество и арбитраж.
Посредничествов данном контексте представляет собой процесс, в котором третья сторона стремится обеспечить разрешение конфликта путем убеждения конфликтующих сторон продолжить переговоры либо рассмотреть методические рекомендации или предложения по существу, выдвинутые посредником. Посредник, как правило, может объективно оценить сложившуюся ситуацию и предложить новые варианты решения, не замеченные инсайдером. Решение может быть принято сторонами уже хотя бы потому, что оно исходит от посредника. Посредничество также способствует повышению уровня коммуникации участников канала с целью согласования целей и задач.
Арбитраж является альтернативой посредничеству.
Он может быть добровольным или принудительным. Принудительный арбитраж — это процесс, в соответствии с которым закон обязывает стороны передать рассмотрение своей ситуации третьей стороне, чье решение является окончательным и обязательным для выполнения. Добровольный арбитраж представляет собой процесс, в соответствии с которым стороны по собственной инициативе передают право на решение своего спора третьей стороне, чье решение является окончательным и обязательным для выполнения.