Смыслы и сверхсмыслы фетишей

В ходе беседы и ассоциативных рядов исследованы сакральныесмыслы и сверхсмыслы,которые подростки атрибутируют своим фети-шам. Принципиальное правило фетишизма – каузальная и социальная ат-рибуция. Человек приписывает, додумывает смыслы сверхъестественно-сти, сверхзначимости и иногда мистичности своих фетишей. Так, самыми распространенными атрибутируемыми сакральными смыслами фетишей стали «дает силы», «помогает», «защищает», «оберегает», «подчеркивает мою значимость», «привлекает ко мне внимание», «притягивает удачу», «делает меня успешным», «мне повезет». И эти смыслы, пожалуй, связаны

с иеротопией, но не связаны с нуминозностью (интенсивным переживани-ем таинственного и устрашающего божественного присутствия). Потусто-ронность также не атрибутируется. Из сверхсмыслов атрибутируются «па-мятное», «заветное», «лечебное», «святое», «священное». Иногда фетиши связаны с ритуалами, церемониальным поведением: их надевают или скла-дывают неспеша, в определенной последовательности, хранят бережно. Но базовая черта первобытного фетишизма – синкретичность – имеет место и в современном обществе. В какой-то мере товарный фетишизм можно счи-тать современной городской магией, в противовес деревенской магии с ее заговорами и обрядами.

Интересно, что сакральные смыслы фетишей, в противовес про-фанным, появляются по мере взросления. У младших подростков наблюда-ется доминирование профанных смыслов: «это память о…», «то символ дружбы…»

Выделены 4 смысловых механизма фетишизма: компенсация, ре-сурс, проекция и аффилиация с референтной группой, человеком. Компен-

сация как механизм защиты по Р.Плутчику174—интенсивная попыткаисправить или найти подходящую замену реальной или мнимой, физиче-ской или психологической несостоятельности. Компенсаторный смысл за-ключается в том, что фетиш якобы компенсирует недостающую черту ха-рактера, комплекс неполноценности. К примеру, у низенькой девушки фе-тишами становятся туфли на огромных каблуках – они компенсируют ее маленький рост. Мальчик астеничного телосложения может носить, почти

смыслы и сверхсмыслы фетишей - student2.ru

174 Е.С.Романова, Л.Р. Гребенников Механизмы психологической защиты: генезис, функцио-нарование, диагностика - г. Мытищи, Издательство «Талант», 1996 г. — 144 с.



не снимая, брутальные кожаные брюки. Помимо личностной компенсации, интересен и вариант социальной компенсации, то есть реализация через фетиш потребности в лидерстве и статусе «звезды». Она возникает, когда человек не может добиться лидерства или обожания за счет личностных свойств, характера , поэтому он покупает дорогие, брэндовые вещи, пытаясь тем самым купить статус.

Ресурсный смысл фетиша -обеспечение психологического спо-койствия и уверенности в себе в стрессовой ситуации - на бытовом языке описан в многочисленной популярной литературе о житейской магии и талисманах. Он осуществляется за счет самовнушения и веры. Человек сам программирует себя на удачу через эти вещи.

Аффилиация –идентификация с референтной группой или чело-веком: здесь проявляется как демонстрация принадлежности к определен-ной социальной группе, желаемой или действительной, через фетиш: наклейки с фото любимой музыкальной группы на футболках, сумках, тет-радях, безделушки как символ любви. Такие фетиши, которые стали сим-волом принадлежности к группе или близости к человеку, мы назвали фе-тишами-символами.

Проекция –демонстрация своего«Я»через фетиш.Вещь здесь ис-пользуется как зеркало своего Я – характера, хобби: кулон с гитарой у му-зыканта, футболка с любимой собачкой у любителя животных и т.п.

Как видим, два смысловых механизма – проекция и компенсация – это механизмы зашиты. Механизм защиты «фантазия» проявляется для любого сверх-фетиша — бегство в воображении с целью ухода от реальных проблем или во избежание конфликтов – подросток придумывает, что ри-туалы и фетиш лишат его многих проблем. Механизм защиты «замещение» также обнаружен у фетишей, и детально представлен при описании функ-ций. Так, из 16 механизмов защиты , выделенных Р. Плутчиком, при фоку-сированном глубинном интервью в отношении фетишей ярко проявляются четыре.



Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения

потребителей. Монография. – Калуга, Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012, 296 с.

Наши рекомендации