Операциональные смыслы по О.К. Тихомирову

Мотивация умственной деятельности (продолжение).

3. Фрейду принадлежит работа «Остроумие и его отношение к бессознательному», которую относят к «психологии мышления». Остроумие — это одно из проявлений творческого мышления, характеризующееся порождением контекстуальных смыслов. В основе остроумия всегда лежат бессознательные первичные мотивы. Согласно его теории сублимации творчество (и его продукты в форме культуры) возникает в результате ограничений, которые накладываются на возможности непосредственного удовлетворения первичных потребностей, возникает «непрямое», сублимированное удовлетворение тех же самых потребностей. В классическом психоанализе бессознательный мотив не исключает саму возможность осуществлять мыслительную деятельность по отношению к этому мотиву, но вместо подлинного понимания мотива оно может быть мнимым (феномен рационализации мотива).

Т. Дембо (школа К. Левина) исследует препятствия на пути к решению задачи. Были выделены два типа препятствий: барьеры, препятствующие достижению цели (материальные объекты, сложность задачи или неумение испытуемого), и барьеры, которые мешают испытуемому уменьшить напряжение путем выхода из поля, т. е. путем отказа от задачи.

О.К. Тихомиров: Мыслительная деятельность по решению задачи часто развертывается в условиях конфликта мотивов (задача сама по себе интересна, но надо, допустим, вместо ее решения писать скучную статью). Задача может быть неприятна, решаться в условиях угрозы наказания за ее нерешение. При доминировании отрицательной мотивации и появляются отказы от задачи. Отказ от задачи может принимать различные формы. Самой простой является уход из ситуации задачи (например, из ситуации психологического эксперимента). Это может быть откладывание задачи. Отказ от задачи иногда маскируется; берется для решения другая задача, против которой не может возразить тот, кто ее ставил. Негативное отношение к задаче может проявляться в обмане: утверждается, что задача решена, что решение стало не нужным, что человека освободили от необходимости решать задачу, хотя это не так. В случае отрицательной мотивации возрастает роль различного рода запретов, «блокирующих» отказ от решения задачи: физических запретов (человек запирается в комнате до тех пор, пока он не закончит решение), социальных запретов, психологических воздействий («Ведь ты же умный!»).

Личность осуществляет функцию управления этапами мыслительного процесса:

1. постановка задачи

2. создание оптимальной мотивации

3. ориентирование в поле задачи и на уровне достаточного и необходимого для решения

4. регулирование потока ассоциаций

5. включение образных и символических компонентов

6. осознание основных ключевых понятий, продуктивных для решения

7. регуляция критичности при оценке процесса решения

8. умение создать инициативную мотивацию (повысить личностную значимость, придать субъективный интерес задаче, бросить вызов себе или к-либо и пр.)

Операциональные смыслы по О.К. Тихомирову

Невербализованный операциональный смысл – явление индивидуального психического отражения, не совпадающее полностью с объективным значением элемента, с фиксированным в общественном опыте его значением, отличное от личностного смысла объекта, обусловленного мотивацией деятельности, и от перцептивного образа. Невербализованный операциональный смысл – новая единица анализа бессознательного, «отличающаяся как от «установок», так и от «побочных продуктов» действия.

Невербализованный операциональный смысл – это постепенное, углубляющееся и меняющееся в ходе решения одной задачи отражение ситуации. Наряду с невербализованным операциональным смыслом отдельных элементов существует операциональный смысл ситуации в целом, смысл решения («предрешение» задачи, возникающее на невербальном уровне).

Процесс решения задачи (на невербализованном уровне) выступает как трехфазный: формирование поисковой потребности, нахождение действия, могущего удовлетворить эту потребность, что и выступает как «предрешение», или смысл решения, и окончательное решение. На каждом этапе возникают и меняются конкретные смыслы исследовательских действий: возникновение смысла означает появление новой направленности деятельности — проверить смысл; возникновение поисковой потребности означает появление новой направленности исследовательской деятельности – найти объект, могущий удовлетворить эту потребность. Поисковая деятельность приобретает четкую направленность и избирательность, она характеризуется поиском средств, которые ведут к достижению предвосхищаемого результата. Например, проигрывание хода в шахматной позиции (смысла решения) есть средство удовлетворения поисковой потребности и вместе с тем оно выступает как источник направленности последующих действий — проверить обоснованность смысла. Происходят динамические превращения средств в основания для последующих действий, составляющие характерную особенность деятельности.

Поиск решения строится не методом проб и ошибок, а «от результата к ходу»: сначала испытуемый оперирует с элементом ситуации как уже обладающим некоторыми свойствами и лишь затем – осуществляет проигрывание возможного преобразования ситуации (хода), обеспечивающего ему эти свойства (метод антиципаций). Этот механизм предвосхищения свойств элементов является не только средством нахождения определенного хода (т.е. смысла), но и средством быстрого отказа от некоторого хода, что также сокращает поиск в целом.

Наши рекомендации