И современное идолопоклонство

Карл Маркс ввел термин «товарный фетишизм» для объяснения азов экономики. Он определяет товарный фетишизм как овеществление производственных отношений между людьми в условиях товарного произ-водства, основанное на частной собственности. И наоборот: товарный фе-тишизм, по его мнению, также означает персонификацию вещей, экономи-ческих категорий.

А.П. Огурцов157 дополняет это мнение: товарный фетишизм – это характерный для товарно-капиталистического общества процесс наделения продуктов труда сверхъестественными свойствами (самовозрастания стои-мости и пр.), обусловленный овеществлением социальных отношений и

персонификацией вещей.

Миженская Э.Ф ., так же, как и Хандруев А.А158 полагают, что то-варный фетишизм - это придание товарам особой, магической силы, рас-смотрение их как главного, определяющего регулятора, фактора не только экономических, но и всех отношений между людьми, замена человеческих отношении отношениями между товарами.

Семантический анализ большинства определений в экономических словарях (не станем перечислять за однообразием) определяют в кратком варианте товарный фетишизм как наделение товаров именно сверхъесте-ственными, магическими свойствами. Интересно, что слово «магические», употребленное однажды Марксом лишь для убедительности вкупе с трак-товкой фетишизма как первобытной религии, «перекочевало» в огромное количество экономических словарей и покоробило значение термина. «Наделение предметов магическими свойствами, их сакрализация, освяще-ние присущи не только религиозному сознанию, но и различным формам «светского» сознания (алхимия, буржуазная политэкономия, особенно в её вульгарной форме, и др.)» – считал К. Маркс159.

и современное идолопоклонство - student2.ru

157 Огурцов А.П. , Токарев С.А. Фетишизм // Большая советская энциклопедия – электронное издание

158 Хандруев А.А. Товарный фетишизм / Большая советская энциклопедия

159 Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, c. 82



Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения

потребителей. Монография. – Калуга, Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012, 296 с.

Сущность товарного фетишизма , как полагает А.А Хандруев со-стоит в том, что стихия общественных отношений, господствующая над людьми, внешне выступает в виде господства над ними определённых ве-щей. Отсюда — мистическое отношение к товару как к сверхъестествен-ной силе, порождаемое товарной формой, прикрывающей зависимость то-варопроизводителей от рынка.

Между тем , К. Маркс, отмечал, что товарный фетишизм — явле-ние историческое и носит объективный характер. Своего высшего развития он достигает при капитализме, где товарно-денежные отношения становят-ся абсолютной и всеобщей формой хозяйственной деятельности. Ове-ществление экономических отношений между людьми определяется осо-бенностями организации общественного производства, а не естественными свойствами самих вещей. К. Маркс отмечал, что «этот фетишистский ха-рактер товарного мира порождается... своеобразным общественным харак-тером труда, производящего товары». Добавим: и если развитие фетишизма

в российском обществе, вставшем на путь рыночной экономики, нельзя предотвратить, то его нужно, как минимум, изучить и направить в нужное русло.

К. Маркс отмечает, что экономические отношения между людьми

в условиях товарного производства, основанные на частной собственности, с необходимостью облекаются в форму общественных отношений между вещами. Происходит так называемое овеществление производственных отношений.

По К. Марксу160, в основе товарного фетишизма лежит стихийное развитие производства, такое состояние общества, когда человек не может овладеть социальными силами, созданными им самим. В результате товар-ную форму обретают не только вещи, но и отношения между людьми, от-чуждённые от них и господствующие над ними.

К. Маркс вначале анализировал фетишизм как одну из ранних форм религии, «религии чувственных вожделений» для которой характерна закабалённость предметами, превращение представлений человека в свой-ства самой вещи. В последующем, по мере развития его социально-экономической теории, К. Маркс рассматривает фетишизм как структур-ный элемент общественного сознания антагонистической формации.

Для К. Маркса фетишизм – это не только общий и постоянный элемент религии, но и целого ряда форм сознания, далёких от религии в собственном смысле слова. В религиозном мире «... продукты человеческо-го мозга представляются самостоятельными существами, одаренными соб-ственной жизнью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг

и современное идолопоклонство - student2.ru

160 Маркс К. Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 98, c.410.

Маркс К. и Энгельс Фр., Об атеизме, религии и церкви. [Сборник], М., 1971, с. 458–470; Маркс К., Теории прибавочной стоимости (I том «Капитала»),



с другом. То же самое происходит в мире товаров с продуктами человече-ских рук. Это я называю фетишизмом...».

К. Маркс, по мнению А.П. Огурцова связывает фетишизм со сра-щением культурно-социальных функций вещи с её материальным субстра-том. При этом фетиш становится неким магическим средством, призван-ным обеспечить достижение желаемого результата, т. е. продукт деятель-ности становится «чувственно-сверхчувственной вещью».

Историк Харчевников А. Т. отмечает, что товарный фетишизм К. Маркс связывал с вещизацией общественных сущностей, с персонифика-цией вещей и овеществлением лиц, с товарно-денежной обезличенностью людей вещами. Доминирующей ценностью здесь становятся потребитель-ские вещи, в ментальности препарированные в жизненных смыслах как товар, деньги. Сама по себе эта ценность вполне нейтральна, но именно как доминирующая над всеми ценностями человеческого бытия она и вы-ступает как фетишизм. «Фетишизм», разумеется, - метафора, за-имствованная Марксом из остаточных форм еще архирелигиозной ксено-фобии.

Конечно, «товарный фетишизм» уже безоговорочно пострелигио-зен. И если Маркс говорил о пострелигиозности фетишизма, имея в виду то, что он является продолжением первобытной религии с одноименным названием, то Харчевников А.Т. отмечает еще один аспект пострелигиоз-ности: для постоянной поддержки нового культа, так сказать, истуканы, иконы и храмы не нужны, повсеместной рекламы и витрин вполне доста-точно.

Потому, дополняет Н. Тяпкин, при социализме товар остается, а товарный фетишизм исчезает. В более широком, хотя, конечно, тоже мета-форическом смысле, «фетишизм» - это такая превратная идеологизация мышления, языка, идей, обусловленная господствующими отношениями, каковая добросовестно и тавтологически обслуживает именно эти отноше-ния.

Интересно, что ученые периода СССР относились к фетишизму резко негативно: «Фетишизм пронизывает все экономические категории капиталистического общества… При социализме в условиях господства общественной собственности на средства производства отношения между людьми не вуалируются отношениями между вещами, а носят планомер-ный характер, поэтому товарный фетишизм исчезает».

Мы же товарный фетишизм считаем биполярным, амбивалентным явлением. Основным отрицательным значением этой персонификации ве-щей становится уход в мир вещей в ущерб отношениям с окружающими людьми, измерение значимости другого человека сквозь призму его вещей: одежды, автомобиля и т.п. Основным положительным значением становит-ся психотерапевтическое значение фетишей (см. раздел «функции фети-шей»)



Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения

потребителей. Монография. – Калуга, Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012, 296 с.

Описанное в Ветхом завете поклонение голодных людей Золотому тельцу – пожалуй, один из первых и ярчайших примеров товарного фети-шизма.

Дэвид Д . и Джери Дж. полагают: “поскольку товары представляют собой основную форму социальных связей в капиталистическом обществе, то нет ничего удивительного и в тенденции к фетишизму». Это мнение до-полняет и даже несколько противоречит большинству отечественных уче-ных, которые основной идеей возникновения фетишизма считают пережи-ток ранних форм религии.

СОПРЯЖЕННЫЕ ВИДЫ ФЕТИШИЗМА

Миженская Э.Ф.161 другие экономисты считают, что одним из ви-дов товарного фетишизма является денежный фетишизм. Райзберг Б. А.162 выделяет его в отдельный тип. Деньги, выступая всеобщим эквивалентом, товаром всех товаров в мире, становятся не только воплощением богат-ства, но и знаком господства над социальными отношениями, символом власти одних людей над другими. Наделение денег сверхъестественными свойствами отражает реальный процесс овеществления социальных сил и господства этих сил над обществом и над отдельным человеком.

Политолог В. Мартыненко163 выделяет и валютный фетишизм. Банковский аналитик А. Евтюшкин164 еще на заре прошлого века начал бить тревогу в связи с неоднозначным и сложным отношением людей к банковским картам и системе онлайн-платежей через Интернет. Модное поветрие использовать в массовом количестве пластиковые карты и он назвал «технологическим фетишизмом».

Питирим Сорокин165 выделил «словесный фетишизм» Анализируя еще в 1917 году революцию, он писал: «В ряду многих фактов, характери-зующих психическую жизнь дикарей, известен факт фетишизма слов - ве-рование в тождество слова с предметом, им обозначаемым, - верование в магическое действие слов, формул и заклинаний. Фоссе говорит, что для древних ассиро-вавилонян "имя и предмет означало одно и то же", "упомя-нуть о желаемом - значит породить его, сказать о несчастье - значит вы-

и современное идолопоклонство - student2.ru

161 Миженская Э.Ф. Товарный фетишизм // Энциклопедический словарь экономики и права – М., 2000

162 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б Денежный фетишизм //. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с

163 Мартыненко В. Валютный фетишизм // Большой бизнес № 10 (35), 2006, с 34-43

164Евтюшкин А. Электронные расчеты и технологический фетишизм // "Компьютерра" №39

05.10.1998

165 Сорокин П. А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологиче-ская мысль / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1996.

Сорокин Питирим Заметки социолога. Словесный фетишизм революции // «Воля народа», октябрь, 1917 года, № 136 (электронная версия)



звать его". Отсюда произошли молитвы, заговоры и заклинания. На этой же стороне первобытной психологии основаны и такие явления, как былые споры никонианцев и раскольников из-за слова Иисус или Исус, как недав-ний бунт афонских "имяславцев"...Этот фетишизм слов красной нитью проходит через всю умственную историю человечества ... и, по- видимому, он не исчез и до сих пор.» [31] О словесном фетишизме говорит и П.Зорин [10].

Кристи Десмет (Christy Desmet)166 выделяет «чтение в интернете как фетиш. Н. Косой и ЕЭ. Корбера (Nicolás Kosoy, Esteve Corbera)167 рас-сматривают экосистемы как фетиш.

Французские клинические психологи С. Дюпон и Л. Голдстаб (S. Dupont, L. Goldsztaub) 168 – единственные, кто изучал случаи фетишизма у подростков и их связь с фобиями связанными со своим телом. Они считают фетишизм видом невроза. Ими обнаружена структурная преемственность между фобическими объектами и фетишами на уровне психопатологии. Авторы вводят такое понятие как «отрицательный фетиш» - значимый объ-ект или даже орган своего тела (связано с дисморфофобией), который вос-принимается негативно. Или иными словами, гипер-значимый и негативно-окрашенный объект. Ими введен термин «фетишизация фобических симп-томов» - когда подросток создает культ своей болезни. К примеру, при рас-стройствах пищеварения, которые возможны в силу перестройки организма

у подростков, он свой желудок возводит в уровень фетиша. И «зациклива-ется» на проблемах своего пищеварения. Структура фобических симптомов зеркально, обратно связана с фетишистскими симптомами.

Интересно, что виды и подвиды фетишизма создает не наука, а жизнь. Так, появился такой вид фетишизма, как «яблочный фетишизм». Такой термин закрепился среди фанатов фирмы «Apple», выпускающей цифровую технику.

Анализ интернет-форумов позволил выделить такие «народные» виды фетишизма, как (названия придуманы авторами-фетишистами) теле-фонный фетишизм, меховой фетишизм, компьютерный фетишизм как высший уровень лояльности, приверженности виду товара или марке.

Американские зоологи называют фетишами предметы, изъятые из гнезд ворон и сорок.

и современное идолопоклонство - student2.ru

166 Desmet Christy Reading the Web as Fetish // Computers and Composition, Volume 18, Issue 1, 1st Quarter 2001, Pages 55-72

167 Kosoy Nicolás, Corbera Esteve Payments for ecosystem services as commodity fetishism // Eco-logical Economics, Volume 69, Issue 6, 1 April 2010, Pages 1228-1236

168 Dupont S., Goldsztaub L. Fetichisme phobile dans le rapport de l’adolescent a son corps: endroit et envers d’une meme symptomatologie // Neuropsychiatrie de l'Enfance et de l'Adolescence, Vol-ume 53, Issue 8, December 2005, Pages 437-446



Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения

потребителей. Монография. – Калуга, Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012, 296 с.

Петр Зорин169, психолог из Санкт-Петербурга, дает такую трактов-ку: фетиш – это объект или символ, позади которого подразумевается ка-кая-либо идея, влечения, знания или какие-либо события. Например, фети-шем может быть Звезда Давида – или Маген Давид (щит Давида), который

в настоящее время является символом Иудаизма и эмблемой государства Израиль, а так же известна как печать Соломона. Символом Христианства является Крест-распятие, несущий в себе идею жертвы, которую Иисус Христос принес для спасения человечества. Фетишем являются и религи-озные ритуалы, которые прежде были своеобразным языком для общения с запредельными силами. В дальнейшем этот смысл был утрачен, и осталась только внешняя форма.

Уже с древнейших времен фетишизм включал в себя всевозмож-ные символы, обозначающие отличие одного народа от другого, одной ре-лигии от другой и положение человека на социальной лестнице, что и по настоящее время не потеряло своей значимости. Отсюда различные флаги, гербы, звания, награды.

Петр Зорин считает, что фетиш связывает человека с запредель-ным, правда, такая связь становится возможной, когда фетиш достаточно «намолен». Для примера рассматривает намоленные иконы. Когда икона только что вышла из-под кисти иконописца – она еще только рисунок и для того, чтобы она стала намоленной, необходимо чтобы она приобрела связь

с человеком и с теми силами, к которым через икону обращается человек. Таким образом, П.Зорин рассматривает фетиши, исходя только из

их символьной функции. Мы же полагаем, что определять как синонимы «символ» и «фетиш » не логично, так как фетиш – это всегда символ чего-то, но символ – это далеко не всегда фетиш. И к перечисленным ресурсам фетиша можно отнести еще и эмоции, чувства и воспоминания.

И в китайской философии «Дао-Дэ цзин»170, и в японской 171, и у Мартина Хайдеггера мы находим сакральное понимание вещи. Вещь ки-тайской культуры жива и универсальна, духовна и одушевлена. Таким об-разом, грань между живой и неживой природой в категории «вещь» стира-ется, и не в сторону овеществления живого, а в сторону одушевления не-живого. Это находит поддержку и в европейской философии 20 века: Хайдеггер, переосмысляя Гераклита говорит: «Веществуя, вещь дает пре-быть собранию четверых — земле и небу, божествам и смертным — в од-но-сложности их самою собой единой четверицы». Древнекитайская фило-софия, и даосская и конфуцианская, не просто включила в свой лексикон слово «вещь», но и выстроила «философию вещи», которая, коротко гово-

и современное идолопоклонство - student2.ru

169 Зорин П. Фетишизм // http://www.soznanie.spb.su/articles/309/

170 Топоров В.Н. Вещь в антропоцентрической перспективе //Aequinox. М., 1993,с. 70-82

171 Анарина Н. Г. Сакральная телесность японской художественной вещи \\В книге: Вещь в японской культуре. М.: Вост. лит., 2003, с. 185-201



ря, состояла в том, что всякая «вещь», от малой до великой, созданная че-ловеком, природно -космическая ли, несет в себе Дао. Слово «вещь» (моно) для японцев почти столь же всеобъемлюще, как слово «Бог» для христиан-ского мира , ибо любая рукотворная и нерукотворная «вещь» в составе тра-диционной японской культуры — это чувственное, материальное или ду-ховное воплощение абсолюта Дао.

Дэвид Хокс (David Hawkes)172проводит параллель между идолопо-клонством в современном маркетинговом обществе и в эпохе Ренессанса

(1580-1680 годы), считая, что общество поменялось, поменялись и идолы: раньше это были религия, предметы рыцарства, а теперь товары и реклама. Но механизм идолопоклонства и тогда, и теперь одинаков. От себя доба-вим: ведь атрибутика пионерской организации, атрибутика бизнеса и атри-бутика любой из религий – во многом совпадают. Только выглядят по-разному. Даже святые есть в каждом из трех направлений, только в первом

и втором вариантах - это портреты вождей и доски почета. А по сути – призваны играть роль иконостаса. Продолжать можно до бесконечности: гимн и песнопения, пионерский значок, логотип организации и крестик…

Через тонкий и оригинальный способ чтения Шекспира, Герберта, Донна, Мильтона, Траена, и антитеатральные споры, Дэвид Хокс пролива-ет свет на ранние варианты идолопоклонства, финансовую ценность, и тор-говлю. Хокс утверждает, что Эпоха возрождения в Англии привела к овеществленному, фетишистскому состоянию сознания, которое проявля-лось в таких явлениях, как религиозные идолопоклонство, товарный фети-шизм, и плотская чувственность.

Голофаст В.Б.173 на основе работ А.Ю. Согомонова, И.И. Травина, Ж. Бодрийара, П. Бурдье выделяет три различных типа (режима) отноше-ния людей к вещам. При индустриальном и раннеиндустриальном обще-стве вещи были дефицитом, составляли коллективную ценность. Люди приспосабливались к каждой вещи. При втором режиме отношение к ве-щам становится значительно более ситуативным, они рассматриваются как помощники, партнеры по социальному взаимодействию. Вещь превращает-ся в функциональный компонент обычной, рутинной деятельности челове-ка, их заменяемость становится регулярной (вплоть до одноразового ис-пользования). Вещи стремительно “размножаются”, обслуживают более частные, специальные потребности. Вместо символизма статуса, биогра-фии, идентичности возникает символизм ранга, богатства. Становится воз-можной установка “я могу себе это позволить”. Вместо того, чтобы отра-жать фактичность, историю и реальность, вещи начинают отражать претен-зии и возможности своего хозяина. Намечается новая тенденция – разве-

и современное идолопоклонство - student2.ru

172 Hawkes David Idols of the Marketplace: Idolatry and Commodity Fetishism in English Literature, 1580-1680 - NY, 2001

173 Голофаст В.Б. Люди и вещи // Социологический журнал. 2000. № 5. С. 58-65.



Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения

потребителей. Монография. – Калуга, Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012, 296 с.

ществление жизни, при которой отношения человека и конкретной вещи становятся малозначимыми.

Третий этап (типологический режим) характеризуется тем, что по-требительское общество отходит в прошлое. Подорваны самые основы прежнего режима отношения человека к вещам. Хотя машина массового производства массовых вещей еще работает в глобальном масштабе, и все новые поколения привычных и невиданных прежде вещей продолжают затоплять рынок, но уже расшатана, разрушена стратификация вещей – ситуация, когда функциональные, или брэндовые, категории вещей суще-ствуют как в очень простом, дешевом, так и в очень сложном и дорогом исполнении (например, то, о чем мечтали утописты XIX века, – ванна из золота).

Голофаст В.Б. отмечает, что по сравнению с советским периодом жизни, сейчас наблюдается потребительское отчуждение, десакрализация всех аспектов культурного статуса вещей. Добавим, что на этом фоне са-кральный смысл некоторых избранных вещей, для сохранения психологи-ческого гомеостаза, не может не стать гиперболизованным, т.е. теперь, в постсоветский период, продолжая идеи Голофаста В.Б, констатируем: не мог не зародиться фетишизм.

Сексолог Валерий Салтыков выделяет следующие виды фети-шизма, не относящегося к сексуальному.

Духовный фетишизм. Духовным фетишем является конкретныйзримый предмет, лишенный духовного содержания, а это духовное содер-жание наполняется уже самим фетишистом, причем в какие формы это вы-льется, зависит от пола , возраста, воспитания и даже степени образования конкретного индивида. Женщины, как правило , в качестве фетишей ис-пользуют различного рода украшения, амулеты, наделяя их возможностью приносить удачу и даже счастье. Мужчине, как более прагматичному, фе-тиш нужен лишь для отождествления либо с какой-нибудь конкретной жизненной ситуацией, либо для ассоциаций с конкретным местом предме-том или личностью. Взять хотя бы разговоры с памятниками близких на кладбище или как я разговариваю со своей машиной как с предметом наде-ленным душой. В детстве для этого часто используются игрушки. Верую-щие люди для этой цели используют иконы или другие предметы культа, но целью любого возможного варианта является дать любому предмету духовное содержание.

Религиозный фетишизм.Многие предметы религиозного культаизначально также не наделены никакими свойствами, то есть первозданно фетишами не являются, но в процессе могут стать таковыми. К примеру, святая вода, до определенного момента это просто жидкая субстанция и ничего больше, но в объявленный день она становится носителем положи-тельного или отрицательного психического поля, способного лечить, обез-



зараживать и переносить информацию. Вот это и есть фетишизм в самой высокой фазе своего развития – коллективный.

Личностный фетишизм.Фетиш личностный-скорее идол,кумир,ну, а фетишистов этого вида кличут фанатами. ( К примеру, «Спартак - чемпион!») Флажки, шарфы, дудки, флаги, майки с надписями. А уж на открытку с автографом просто молятся. Такой же расклад и для актеров, певцов, спортсменов, ну для всех, кто на виду, вне зависимости от настоя-щей сущности людей стоящих за наработанным имиджем. С целью покло-нения и почитания таких личностных фетишей собираются целые армии фанатов, которые не просто стараются собирать вещи и образы своего ку-мира, но и пытаются быть похожи на него во всем. Если вера в какого-либо кумира смогла продержаться дольше, или кто-нибудь имеющий деньги решил бы поддержать идола, то при стечении определенных обстоятельств могла бы родиться и новая религия, а личностные фетиши превратились бы в религиозные.

Предметный фетишизм.Сам по себе предметный фетиш являетсясоставной частью основных видов, разница лишь в том, что в предметном фетишизме нет определенного образа, он, скорее всего собирательный. К такого рода фетишистам относятся коллекционеры. Они собирают вещи для того чтобы восторгаться от обладания ими, которых не найти у первого встречного Предметы могут быть самыми разными, от марок и фотографий до реактивных лайнеров, но суть остается неизменной: желание иметь эти самые вожделенные вещи, причем любой ценой.



Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения

потребителей. Монография. – Калуга, Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012, 296 с.

Наши рекомендации