Деловая игра «Консультант по маркетингу и предприниматель»
Участники разбиваются на фирмы (команды), которые объединяются в две группы. Каждая группа фирм «производит» свой товар или набор товаров в ассортименте, т.е. разрабатывает подробную спецификацию и создает рисунки, изображающие данные товары. Фирмы, входящие в состав одной группы, являются конкурентами. Все участники игры из фирм другой группы, выпускающие другой товар, и администрация игры являются потребителями. Цель каждой фирмы – достижение максимального объема продажи товара, разработанного на основе изучения законов рынка, потребительских оценок и предпочтений.
Задачи участников игры
– разработка анкеты и проведение опроса потребителей;
– разработка товара;
– разработка фирменного стиля;
– создание печатной рекламы;
– написание сценария рекламного ролика;
– проведение пробной продажи и обсуждение результатов.
Содержание игры:
Цель участников игры – реализация товара, максимально удовлетворяющего требованиям потребителей. Они должны выполнить следующие задания:
– опросить потребителей;
– разработать товар в соответствии с результатами опроса;
– разработать фирменный стиль;
– провести пробные продажи;
– провести рекламную кампанию.
Опрос потребителей требует от участников умения определять содержание вопросов анкеты в соответствии с целью опроса, знать технику составления анкеты, методы и приемы проведения опросов, уметь обрабатывать полученную информацию.
При разработке товара и подготовке к реализации необходимо отработать сле- дующие стадии: разработка идеи товара, разработка товаров для различных сег- ментов рынка, определение базиса поставки товара (условия поставки, системы скидок, кредит и т.п.).
Разработка фирменного стиля требует от игроков знание его элементов (фирменный знак, название, цвет, шрифт) и их функций, а также умение использовать эти элементы при создании товара, рекламы при продаже.
На пробную продажу представляются опытные образцы. Присутствуют только потребители, т.е. нет представителей конкурирующих фирм. Продажа товара (принятие потребителем решения приобретать или не приобретать данный товар) проходит одновременно с потребительской конференцией, а также любыми другими мероприятиями по изучению спроса. Подобные мероприятия предлагают фирмы-производители.
В рекламной кампании используются два вида рекламы: печатная (рекламный плакат, брошюры, объявления) и телереклама (участники представляют рекламный ролик для телевидения).
Внутри фирмы формируются группы, работающие в трех направлениях: ис- следование рынка (составление анкеты, разработка плана опроса), разработка то- вара (спецификация, дизайн), реклама (фирменный стиль, рекламные плакаты и объявления, сценарий рекламного ролика).
Администрация игры получает проекты анкеты. Она обсуждает его вместе с предпринимателями-разработчиками. При разработке анкеты перед рабочей группой возникает две проблемы:
– установление правильного соотношения между целью опроса и содержанием анкеты. Практика показывает, вопросы чаще всего направлены на получение лишней, не нужной или второстепенной информации;
– зависимость от характера информации, которую необходимо получить, грамотная формулировка вопросов и вариантов ответов.
После обсуждения проекта анкеты ее исправляют, если в этом есть необходимость, и тиражируют. Форма опроса определяется фирмой. В первую очередь оценивается оперативность и корректность рабочей группы при проведении опроса. Одновременно начинается разработка идеи товара, которая принимает конкретные формы после обработки данных анкеты.
Проведение пробной продажи. На нее приглашается только некоторая часть потребителей (по 2 – 3 человека от неконкурирующих фирм). Одновременно с пробной продажей проходит конференция, которая помогает фирмам-производителям получить дополнительные сведения о потребительских предпочтениях. Форму работы с потребителями фирма выбирает самостоятельно. Жюри, в состав которого входят члены администрации и приглашенные специалисты, дает оценку вариантам товаров, организационной работе фирм, покупательной способности потребителей. Затем происходит доработка товара и подготовка рекламной кампании.
Фирмы завершают подготовку товара к продаже, печатной рекламы, оформляют места соответственно характеру продаваемого товара, репетируют рекламный ролик. Участники могут дополнять свою торговую деятельность любыми рекламными элементами, но подготовить и показать ролик они должны обязательно, так как получают за все дополнительные очки.
Перед началом продажи жюри сообщает о результатах предыдущих этапов. Продажа товаров проводится по группам. После выступления каждой группы потребители вносят в карточку название фирмы, товар которой приобретают.
После окончания продажи жюри подводит итоги, делает общие выводы игры, определяет победивших.
Документы:
1. Анкета (лист опроса) – разрабатывается фирмой. Один экземпляр передает- ся в администрацию как образец, остальные используются непосредственно для проведения опроса.
2. Спецификация – изложение подробных сведений о товаре (его качестве, свойствах, цене, дизайне, упаковке, количестве и т.д.). Хранится в фирме.
3. Карточки для оценки пробной продажи распределяются между всеми фир- мами по одному экземпляру.
4. Карточки для оценки рекламной компании распределяются между потреби- телями и жюри.
5. Оценочная ведомость находится у администратора, который вносит в нее оценки за каждый этап.
Материалы для работы. Каждая фирма состоит из руководителя, группы рыночных исследований, группы разработки и реализации товара, группы рекламы. При необходимости участники различных групп могут совмещать игровые функции.