Б1.В.ДВ.6.1. Управленческий консалтинг

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ДВ.6.1. Управленческий консалтинг

направление подготовки

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Профиль: «Государственные и муниципальные финансы»,

бакалавр

квалификация

очная и заочная форма обучения

Год набора – 2016

Ростов-на-Дону, 2016 г.

Автор – составитель:

к.э.н., доцент кафедры менеджмента И.Н. Нестеренко

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………………………………….................................................................
2. Объем и место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы………………………………………………………………………………...  
3. Содержание и структура дисциплины (модуля)………………………………………....
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине …………………….……………...  
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)……...
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)………………………………………………….    
  6.1. Основная литература…………………………………………..…………...…………
  6.2. Дополнительная литература…………………………………...…………..…………
  6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы…………………….
  6.4. Нормативные правовые документы………………………………….……..………..
  6.5. Интернет-ресурсы……………………….……………………………………..……...
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы …………………...…..………..  

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1 Дисциплина Б1.В.ДВ.6.1 «Управленческий консалтинг» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ПК-22 Умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов;   ПК-22.3 Способность использовать информацию о порядке организации эффективного менеджмента на предприятии, технологии и инструментарии, регулирующие управленческие решения в области прогнозирования и планирования
ПК-26 Владение навыками сбора, обработки информации и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций ПК-26.2 Способность обрабатывать информацию, применять информационно-коммуникационные технологии в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций.


1.2. В результате освоения дисциплины у студента должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:

ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) Код этапа освоения компетенции Результаты обучения
Консультирование клиентов по использованию финансовых продуктов и услуг/Финансовое консультирование по широкому спектру финансовых услуг ПК-22.3 знать: основные методологии прогнозирования и планирования социально-экономических систем, ознакомить с основными категориями, принципами методамих исследования, прогнозирования и планирования развития организаций
уметь: анализировать, тенденций развития состояния организации.
владеть: навыками разработки административной и контрольной документации, регламентирующей деятельность организаций.
Управление процессом финансового консультирования в организации (подразделении)/ Разработка методологии и стандартизация процесса финансового консультирования и финансового планирования ПК-26.2 знать: составляющие основы научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;  
    уметь: работать с различными видами аналитической информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий
    владеть: навыками развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; методами сбора и обработки статистической социально-экономической информации; расчета и социально-экономических показателей; осуществления теоретико-практического анализа тенденций социально-экономического развития РФ и ее регионов; обобщения показателей социально-экономического развития федерального, регионального и муниципального уровней управления.


2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО

Объем дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) – 3 зачетных единиц (108 часов). Для изучения дисциплины предусмотрено 108 часов. На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:

- очной формы обучения – 54 академических часа (18часов – лекции, 36 часов – практические занятия);

- заочной формы обучения – 12 академических часов (6 часов – лекции, 6 часов – практические занятия);

На самостоятельную работу выделено для студентов:

- очной формы обучения – 54 академических часа;

- заочной формы обучения – 92 академических часа;

Промежуточная аттестация проводится:

- для очной формы обучения в 6 семестре – в форме зачета;

- для заочной формы обучения в 6 семестре – в форме зачета;

Место дисциплины (модуля)

Дисциплина Б1.В.ДВ.6.1 «Управленческий консалтинг» » относится к дисциплине по выбору вариативной части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» профиль «Государственные и муниципальные финансы».

Перечень дисциплин, которые должны быть изучены ранее: «Теория управления», «Основы управление персоналом», «Основы маркетинга», «Основы права» и др.

Изучение дисциплины влияет на квалификационные качества бакалавра, его профессиональные компетенции по направлению государственное и муниципальное управление.

Дисциплина изучается на 3 курсе в 6 семестре для очной и заочной

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области управленческого консультирования и научение применению знаний и практических навыков при принятии управленческих решений, а также на приобретенные ранее умения и навыки по применению различных методов управления персоналом при осуществлении деятельности по консультированию с учетом сочетания групповых и личностных интересов, через систему знаний видения развития организации в конкретной ситуации.

Перечень дисциплин, которые должны быть изучены ранее: «Теория управления», «Основы управления персоналом», «Основы маркетинга», «Основы права» и др.

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1

№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины (модуля), час. Форма текущего контроля успеваемости*, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
  Очная форма обучения 6 семестр
Тема 1 Консалтинг, как элемент инфраструктуры профессиональной поддержки бизнеса     Т, ПЗ
Тема 2 Становление и развитие управленческого консалтинга       Э
Тема 3 Субъект и объект управленческого консалтинга     Р
Тема 4 Виды и формы управленческого консалтинга     Д
Тема 5 Процесс консультирования     Д, ПЗ
Тема 6 Анализ методов и инструментов консалтинга     ПЗ
Тема 7 Консалтинг в различных областях управления     Д, Р
Тема 8 Управление консалтинговой фирмой.     Р,ПЗ. ДИ
Тема 9 Эффективность и качество управленческого консультирования. Оценка результатов .     ПЗ
Промежуточная аттестация               зачет
Всего:      
  Заочная форма обучения 6 семестр
Тема 1 Консалтинг, как элемент инфраструктуры профессиональной поддержки бизнеса       Т, ПЗ
Тема 2 Становление и развитие управленческого консалтинга           Э
Тема 3 Субъект и объект управленческого консалтинга       Р
Тема 4 Виды и формы управленческого консалтинга         Д
Тема 5 Процесс консультирования           Д, ПЗ
Тема 6 Анализ методов и инструментов консалтинга           ПЗ
Тема 7 Консалтинг в различных областях управления           Д, Р
Тема 8 Управление консалтинговой фирмой.           Р, ПЗ, ДИ
Тема 9 Эффективность и качество управленческого консультирования. Оценка результатов .           ПЗ
Промежуточная аттестация               зачет
контроль              
Всего:      
                       

*Примечание – формы текущего контроля успеваемости: дискуссия (Д), тестирование (Т), эссе (Э), реферат (Р), Практическое задание(ПЗ), Деловая игра (ДИ) и др.

Содержание дисциплины

Б) очередность высказываний, обязательность наличия новой идеи в каждом выступлении, недопустимость критики высказанных предложений, фиксация всех высказанных идей.

9. Реинжиниринг – это … .

А) фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов;

Б) тщательное исследование одного (или нескольких) направлений деятельности фирмы.

10. Бенчмаркинг – это … .

А) механизм сравнительного анализа эффективности работы одной компании с показателями других, более успешных фирм.

Б) прогнозирование развития организации.

11. Аутсосинг – это … .

А) одна из форм организации бизнеса, предусматривающая передачу части определенных функций фирмы на договорной основе другой организации;

Б) совмещение профессий на контрактной основе.

12. «Шесть сигм» - это … .

А) метод неуклонного снижения рабочих ошибок;

Б) метод обеспечения пропорционального развития субъекта управления.

13. В управленческом консалтинге коучингом называют … .

А) личную тренировку на достижение наивысших результатов в минимальные сроки.

Б) привлечение специалистов смежных областей знаний к решению проблемы.

14. Деловая игра – это … .

А) имитационная модель определенной действительности;

Б) упражнения дилетантов.

15. Деловые игры классифицируются по следующим признакам:

А) по составу участников, продолжительности проведения, получаемым результатам;

Б) по цели и сферам применения, степени использования ЭВМ, уровню управленческой иерархии, технологии получения нового знания.

16. Ключевыми элементами, определяющими качество консалтинговых услуг, являются

А) задача, консультант, заказчик

Б) техника, мотивация, организация.

17. Оценка качества консалтинговых услуг не включает …

А) оценку консультанта;

Б) оценку человеческого фактора;

В) оценку эффективности управленческого консультирования

Г) оценку конкурентов.

18. Основными формами оплаты консалтинговых услуг являются:

А) сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и аккордная;

Б) повременная, фиксированная, комбинированная оплата, а также процент от результата.

19. При распределении платы, полученной за оказание консалтинговых услуг на долю заработной платы консультантов приходится …

А) 20%

Б) 35%

В) 45%

20. Общим критерием экономической эффективности функционирования консалтинговой фирмы является …

А) осуществление ее миссии при минимальных затратах;

Б) минимизация материальных затрат на рубль продукции.

21. К числу важнейших проблем развития управленческого консультирования в России относятся:

А) отсутствие у многих консультантов специального образования; отсутствие ответственности за рекомендации консалтинговых компаний; недобросовестные консультанты вводят своих клиентов в заблуждение, заключая с ними контракты на заведомо невыполнимые работы.

Б) высокое налоговое обложение консалтинговой деятельности со стороны государства; отсутствие спроса на консалтинговые услуги.

Практическое задание

Задание 1. Предложите ряд критериев (временных или смысловых) и проанализируйте на их основе изменение существующих формулировок управленческого консалтинга. Задание 2. Назовите виды типовых задач консультирования. Приведите примеры по каждому типу задач.

Темы рефератов

1. Модель профессиональной компетенции консультанта.

2. Профессионализм и этика в работе консультанта.

3. Процедура отбора субъекта консалтинга.

Практическое задание

Задание 1. В большинстве консалтинговых команд существуют индивидуальные роли. Таким образам команды могут добиться большего успеха. Состав ролей может быть различным. Часто они бывают такими: координатор команды; сборщик информации; аналитик; составитель отчетов; контактирующий с клиентами; советник команды. Распределите эти роли консультантов по десяти типам управленческих ролей, определенных Минцбергом. Имейте в виду, что одной роли консультанта может соответствовать большее число управленческих ролей и наоборот.

Задание 2. Подумайте, над каким типом проекта вы бы не хотели работать как консультант, поскольку считаете, что данный сектор бизнеса и результаты проекта противоречат вашим нравственным нормам или профессиональной компетенции. Коротко обоснуйте свою позицию.

Задание 3. Ниже приведены основные причины обращения фирм к консультантам по консалтингу. Ранжируйте их по важности и продолжите список: «болезнь роста»; желание автоматизировать свою деятельность; желание систематизировать бизнес процессы в своей фирме; желание получить сертификат качества в рамках ИСО; подавить нежелательные тенденции в коллективе и обосновать тяжелые, но необходимые административные решения; поиск новых способов конкурентной борьбы; желание обеспечить надежность и безопасность развития своего бизнеса; остальное (дань моде, тренинги и деловые игры и т.п.).

Задание 4. Как лучше работать консультанту с клиентом? Можно использовать следующие подходы:

• создать доверительную атмосферу при переговорах;

• попросить клиента более подробно рассказать о проблеме. Это будет способствовать более четкому определению позиций сторон;

• помочь клиенту глубже вникнуть в ситуацию, делая по ходу беседы крат- кие, запоминающиеся заключения;

• ориентировать клиента к творческим рассуждениям;

• убедить клиента, что откладывать решение сложившейся ситуации невыгодно, это позволит определить реальность намерений клиента о сотрудничестве с вами;

• изложить собственное решение проблемы, но наряду с другими возможны- ми. Тогда клиент выберет решение самостоятельно, но скорее всего предложенное вами.

Вопросы к заданию для обсуждения:

1. Какой из отмеченных подходов, на ваш взгляд, наиболее эффективен?

2. Какие подходы в деловых переговорах, способствующие их успеху, вы могли бы еще предложить?

Дискуссия на темы

1. Виды консалтинга: экспертное консультирование, процессное консультирование (консультирование по процессу), обучающееся консультирование.

2. Типология организационного консалтинга.

3. Формирование основных подходов к консалтингу: программный подход, маркетинговый подход.

Практическое задание

Задание 1. Составьте матрицу компетенций консультанта для каждого вида консалтинга (таблица).

Дискуссия на темы

1. Знакомство: начальные контакты, предварительная диагностика проблемы, постановка задачи, стратегия и план проекта, предложение клиенту, консультационный контракт.

2. Диагностика: концептуальная основа диагностики, диагностика целей и проблем, определение необходимых факторов, источники информации и методы сбора данных, анализ данных, обратная связь с клиентом.

3. Планирование действий: поиск возможных решений, проработка и оценка альтернатив, предоставление плана действий клиенту.

4. Внедрение: роль консультанта во внедрении, планирование и контроль внедрения, обучение и развитие персонала клиента.

5. Тактика внедрения изменений: понимание природы изменений, подходы организаций к изменениям, способы обеспечения поддержки перемен, управление конфликтом, структура и методы изменений, поддержка и контроль новой практики.

6. Завершение: время ухода, оценка, поддержка, итоговый отчет.

Практическое задание

Задание 1. Посмотрите художественный фильм «Хвост виляет собакой» о работе консультанта. После просмотра фильма подготовьте в письменном виде анализ деятельности политконсультанта в области PR по следующим параметрам:

- проведение диагностики ситуации (как проводился сбор исходной информации, какие методы и технологии применялись, как и насколько эффективно информация была проанализирована и т.д.);

- как разрабатывались пути решения сложившейся проблемной ситуации, на основе каких подходов и пр.;

- кто определял наиболее правильный путь решения проблемы; - каким образом и насколько эффективно производилось внедрение выбранного пути решения проблемы;

- насколько эффективна была деятельность политического консультанта.

По каждому параметру вы должны представить не только личную оценку на основе теоретического материала, личного опыта и с учетом ситуации, но и предложить свой вариант действий, который, на ваш взгляд, был бы более эффективным, менее рискованным или затратным и пр

Задание 2. Представьте весь консалтинговый процесс (этапы, стадии, процедуры) в виде схемы.

Задание 3. Разработайте проектное задание на консалтинговые услуги от какой-либо организации, по примеру приведенного в прил. 1.

Тема 6. Анализ методов и инструментов консалтинга

Практическое задание

Задание 1. По инициативе руководства крупной торговой сети, торгующей, например, сотовыми телефонами или обувью, Вам поручено создать однодневные тренинги:

- Как продавцу-консультанту отдыхать/релаксировать в выходные, по окончанию рабочей недели?

- Как продавцу-консультанту отдыхать/релаксировать ежедневно после тяже- лого дня общения с посетителями магазинов?

Важно учесть: нужно побудить участников тренинга следовать «правильным советам» в домашних условиях. Опишите Вашу последовательность действий как консультанта.

Задание 2. Известно, что мотивация – обязательный процесс, который начинается с определения испытываемых работниками потребностей. Необходимо разработать анкету для диагностики потребностей персонала. В помощь (в качестве образца) предлагается анкета (см. прил. 2), направленная на изучение уровня конфликтности в рабочем коллективе.

Тема 7. Консалтинг в различных областях управления

Дискуссия на темы:

1. На чем основано консультирование по общему управлению?

2. Чем занимаются консультанты по административному, финансовому управлению и управлению кадрами?

3. Чем отличаются специализированные консалтинговые услуги от остальных?

4. Что понимается под реинженирингом?

5. Что такое лоббирование?

6. Что понимается под «лабораторией консультирования»?

7. Каковы особенности Т-группы?

8. Какие основные направления консультирования в области общего стратегического менеджмента? Какие методы и технологии в данной области консалтинга используются? 9. Какие основные направления консультирования в области информационных технологий? Какие методы и технологии в данной области консалтинга используются? 10. Какие основные направления консультирования в финансовом менеджменте предприятия? Какие методы и технологии в данной области консалтинга используются? 11. Какие основные направления консультирования в области маркетинга и рекламы? Какие методы и технологии в данной области консалтинга используются?

12. Часто ли обращаются к консультантам по вопросам ведения электронного бизнеса? Почему?

13. Требуется ли консалтинг в области управления операциями?

14. Какие виды методик и технологий используются в консалтинге человече- ских ресурсов? Почему зачастую клиенты обращаются к консультантам именно в этой области?

15. Востребован ли консалтинг в области управления знаниями?

16. В чем суть консалтинга производственных процессов?

17. Есть ли особенности консалтинга малых предприятий? В чем они заключаются?

18. Что подразумевает под собой консалтинг неформального и государственного сектора?

Темы рефератов:

1. Консалтинг и его роль в принятии управленческих решений.

2. Консалтинг государственного сектора.

Шкалы оценивания

Методические материалы

Особенности эссе

Эссе предлагаются преподавателем в качестве письменного самостоятельного домашнего задания с практическим применением полученных теоретических знаний при освоении какой-либо дисциплины или специальности. Цель эссе — показать уровень освоения аналитического материала, а также умение применить теоретические знания в исследовании реальной ситуации из практики управления организацией и которое выполняется так:

— обоснование теоретической модели, которая определяет решение проблемы;

— аспект практической деятельности, реализующий теоретическую модель;

— оценка и анализ эффективности выбранной модели.

В практических экономическо-социальных аспектах новационные модели реализуются через:

— нейромоделирование, позволяющее определить концепцию исследуемых моделей.

Одной из наиболее оригинальных разновидностей моделей эссе может стать творческое домашнее задание решаемое самим студентом, ситуации на заданную тему курса, которая должна интерпретировать полученные результаты применением теоретических знаний и реализацию практических навыков в виде графиков и таблиц, что позволит проконтролировать эффективность усвоения знание курса и оценить реальную степень понимания изучаемых аспектов дисциплины по критериям:

— раскрытие актуальности ситуации;

— анализ теоретических компонентов;

— эффективность практического решения;

— оценка новой ситуации;

— понимание ее решения;

— четкость результата – соответствие теме.

Организация зачета

Зачет проводится в письменно-устной форме (направлен на оценку уровня освоения компетенции).

Билет состоит из теоретического вопроса и практического или тестового задания.

Письменно-устные зачеты могут проводиться в различных формах: в одном случае можно дать время (не более 40 мин.) на подготовку письменного ответа, а затем проводить собеседование. в другом - может быть проведена беседа без предоставления времени на обдумывание вопросов, т.е. собеседование по предложенному студенту вопросу производится без подготовки к ответу. Но в обоих случаях должна состояться непринужденная беседа по изученным разделам курса или его частям (в зависимости от того, как предусмотрено программой изучение курса — в целом или по частям). Студент также обязан знать, что в некоторых случаях может быть проведено собеседование с двумя и более студентами одновременно. При этом на поставленный преподавателем вопрос отвечает один студент, а другие его слушают, а потом, если в этом есть необходимость, дополняют и исправляют ошибки отвечающего. При такой форме зачета студенты должны продемонстрировать и знания, и умение вести полемику и отстаивать свою точку зрения, а также находить недостатки в ответах своих сокурсников и уметь их исправлять. Ответы студентов оцениваются по двухбалльной системе: "зачтено" — "не зачтено". Студент должен знать, что требования к ответу на зачете такие же высокие, как и на экзамене. Отличие может проявиться лишь в объеме изучаемого студентом материала и допустимыми рамками, в пределах которых преподаватель может положительно оценивать результат собеседования. Зачеты принимаются преподавателями, руководящими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу.

Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено».

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках освоения дисциплины Б1.В.ДВ.6.1 «Управленческий консалтинг» предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка рефератов, выполнение контрольных работ, участие в дискуссии, деловых играх, ситуациях, выполнение практических заданий.

Дисциплина Б1.В.ДВ.6.1 «Управленческий консалтинг» разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.

В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студентов: посещение лекций, семинарских занятий, устный опрос, тестирование, написание эссе, рефератов, выполнение домашних заданий, контрольных работ.

Дисциплина состоит из тем, которые разбиты на отдельные вопросы, представляющие собой логически завершенные блоки и являющиеся комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.

Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных контрольных работ, проведение дискуссии (опроса), что предусмотрено рабочей программой дисциплины.

В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий, в том числе освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы и завершается на семинарском занятии.

Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация материала.

На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые представляют определенные затруднения при самостоятельном изучении студентами дисциплины.

Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свои знания предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, приобретает навыки устного выступления и культуры дискуссии. Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета.

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа

Интернет-ресурсы.

1. www.ecsocman.hse.ru - Федеральный образовательный портал. Экономика, Социология, Менеджмент
2. www.kadrovik.ru - официальный сайт национального союза кадровиков 3. www.alleng.ru – официальный сайт образовательных ресурсов интернета- менеджмент 4. http://www.edu.ru Российское образование Федеральный портал.  

Приложение 1

Проектное задание на консалтинговые услуги проекта

Приложение 2

Анкета

1.По какой причине чаще всего случаются конфликты в вашем коллективе? •ограниченность ресурсов, возможностей;

•различия в убеждениях, стремлениях, ценностях;

•личная неприязнь;

• по другим причинам______________________________

2. Какого вида конфликты преобладают в вашем коллективе?

•производственные;

•организационные;

•межличностные.

3. Между кем наиболее часто происходят конфликты?

•между коллегами по работе;

•между руководителем и подчиненным;

•между руководителем и коллективом;

•между администрацией предприятия и работниками.

4. Как воспринимаются и оцениваются конфликты в вашем коллективе?

•положительно, они указывают на существующие проблемы;

•отрицательно, на работе конфликтовать некогда;

•безразлично.

5. Считаете ли вы лично, что конфликты в организации:

•полезны;

•естественны;

•вредны;

•недопустимы.

6. Какое поведение сторон в ситуации конфликта наиболее характерно для вашего коллектива?

•стремление добиться победы;

•стремление уклониться от конфликта;

•стремление к мирному решению проблемы.

7. Какое отношение к конфликту господствует в вашем коллективе?

•подавить конфликт в самом начале;

•скрыть конфликтную ситуацию от коллектива;

•сделать конфликт предметом широкого обсуждения;

•не обращать внимания на конфликт.

8. Какие последствия характерны для конфликтов в вашем коллективе?

•положительно влияют на рабочую атмосферу;

•проходят бесследно, быстро забываются;

•действуют разрушительно на процесс труда;

•не оказывают сколько-нибудь заметного влияния.

9. Какой стиль разрешения конфликтной ситуации в вашем коллективе применяется наиболее часто?

•принуждение;

•консенсус; •сглаживание;

•уклонение;

•разрешение проблемы.

10. Насколько вы знакомы с общей теорией конфликта?

•незнаком (а);

•поверхностно;

•основательно.

11. Как часто лично вы являетесь участником конфликта?

•никогда;

•иногда бывает;

•часто, а иначе нельзя;

•постоянно приходится отстаивать собственную позицию с помощью конфликта.

12. Какая тенденция, по вашему мнению, будет для вашего коллектива преобладающей в ближайшее время?

•рост конфликтности;

•снижение конфликтности;

•без перемен.

13. Избежать многих конфликтов в вашем коллективе можно было бы:

•повысив заработную плату;

•улучшив условия труда;

•проявив доверие и понимание к подчиненным;

•распределив четко ответственность между подчиненными;

•свой вариант________________________

И немного о себе (нужное подчеркнуть):

14. Пол: •мужской: •женский.

15. Возраст: •18-25 лет; •26-35 лет; •36-45 лет; •46-55 лет. •Старше 55 лет.

16. Стаж работы в данном коллективе (отделе, службе, бригаде): •до 1 года; •1-5 лет; •5-10 лет; •10-19 лет; •свыше 20 лет.

17. Род занятий: •руководитель: •служащий; •рабочий.

Приложение 3

Рекомендации по проведению маркетингового исследования рынка консалтинговых услуг

Цель исследования Описать состояние российского рынка консалтинговых услуг
Задачи исследования 1. Определить ключевые показатели мирового рынка консалтинговых услуг. 2. Описать общую ситуацию на российском рынке консалтинговых услуг. 3. Определить ключевые показатели рынка консалтинговых услуг в России: объем рынка; темпы роста объема рынка. 4. Определить ключевые показатели сегментов рынка консалтинговых услуг: объем рынка; темпы роста; прогноз развития; тенденции и перспективы развития; доли и темпы роста сегментов рынка. 5. Описать возможные барьеры входа на рынок консалтинговых услуг. 6. Определить тенденции, перспективы развития и факторы роста рынка. 7. Описать состояние региональных рынков консалтинговых услуг. 8. Охарактеризовать деятельность основных отечественных и зарубежных участников рынка консалтинговых услуг в России по сле- дующим показателям: выручка; ценовая политика; планы развития. 9. Охарактеризовать условия и причины слияний и поглощений консалтинговых компаний. 10. Охарактеризовать причины и цели использования консалтинго- вых услуг. 11. Описать и классифицировать основные виды консалтинговых услуг. 12. Описать маркетинговые аспекты предоставления консалтинговых услуг
Объект исследования Региональный рынок консалтинговых услуг
Метод сбора данных •мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий; •аналитических обзоров рынка; •Интернет; •материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результаты исследований DISCOVERY Research Group
Метод анализа данных •традиционный •контент-анализ документов
И<

Наши рекомендации