Рыночное равновесие и его виды
Рыночный механизм спроса и предложения мы до сих пор рассматривали изолированно друг от друга: или со стороны потребителя, или со стороны производителя. При этом совершенно очевидно противоречие: покупатели заинтересованы в понижении цены, а производители – в её повышении. Каким же образом согласуются интересы тех и других? Как устанавливается взаимоприемлемый уровень цен на рынке?
Рассмотренные ранее графики спроса и предложения качественно однородны – в каждом случае рассматривались количество товаров и уровень цен. Эта однородность позволяет нам совместить эти графики. Используем также условный числовой пример в табличном варианте и перенесём его на совмещенный график (рис. 9).
S | P | D | ± |
+1000 | |||
+6000 | |||
-6000 | |||
-15000 |
Рисунок 9. Формирование равновесной рыночной цены
Из приведенной таблицы видно, что:
- при цене в 4 или 5 ед. производители готовы представить на рынок 10 000 или 12 000 ед. продукции данного вида, зато покупатели по этой цене готовы купить лишь 4 000 или 2 000 ед., образуется избыток продукции в 6 000 или 10 000 ед.
- при цене в 2 или 1 ед. покупатели готовы купить 10 000 или 16 000 ед. продукции, но производители по этой цене согласны представить на рынок лишь 400 или 100 ед. товара. Налицо явное рассогласование интересов.
- лишь при цене в 3 ед. производители готовы купить 7000 ед. товара. Эта цена и будет ценой рыночного равновесия.
Значит, графики спроса и предложения пересекутся на уровне данной цены в точке Е. Эта точка является точкой рыночного равновесия. Любая иная точка на графике означает диспропорцию между платежеспособном спросом и товарным предложением.
Равновесная рыночная цена – это цена, по которой покупатели готовы приобрести определённое количество товара за некоторый промежуток времени, а производители согласны продать то же количество продукции за то же время.
Как работает механизм согласования спроса и предложения и как формируется равновесная цена?
Предположим, что цены снизились с 3 до 2 ед. Снижение цены вызовет повышение покупательского спроса с 7 до 10 000 ед. Но это же снижение цены приведёт к уменьшению величины предложения с 7 до 4 000 ед., т.к. часть производителей не сможет возместить свои издержки данной ценой. Возникает хорошо известная ситуация товарного дефицита. Избыток спроса и конкуренция покупателей будет вновь толкать цену вверх к точке равновесия.
Аналогичная картина будет наблюдается при повышении цены. Допустим, цена возросла с 3 до 4 ед., предложение товара возраст с 7 до 10000 ед., а спрос снизится с 7 до 4 000 ед. На рынке возникает избыток товара в б000 ед. Этот избыток толкает цену в сторону понижения к точке равновесия.
Таким образом, в точке равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются сильные стимулы к изменению сложившейся ситуации.
Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесиепо Вальрасу. Существует, однако, и другой подход, известный как равновесие по Маршалу. Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влиянием давления избытков спроса и предложения, а под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения или наоборот, цены предложения над ценой спроса.
Если под воздействием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастает (рис. 10 а, б).
Если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе предложение увеличится – цена понизится (рис. 10 в, г).
P P P P
S S1 S
S1
S
D1
D D D
D D1
Q Q Q Q
a) б) в ) г)
Рисунок 10. Изменение рыночного равновесия под воздействием неценовых
факторов
а) увеличение спроса ведёт к росту цены и расширению предложения;
б) уменьшение предложения ведёт к повышению цены и сокращению спроса;
в) уменьшение спроса ведёт к падению цены и сокращению предложения;
г) увеличение предложения ведёт к падению цены и расширению спроса.
Так работает механизм стихийного рыночного ценообразования, в него не вмешиваются внешние силы в лице государства или монополии. Если эти силы вмешиваются, то цены устанавливаются волевым порядком выше или ниже равновесных. В этом случае образно говорят о ценах «пола» и «потолка». Причём пол и потолок меняются местами. Поскольку цена потолка ограничивает движение цены вверх, то это искусственно заниженная цена. И наоборот, цена пола не позволяет цене снизиться ниже этого предела – это искусственно завышенная цена.
На протяжении всей истории советской экономики доминировали цены «потолка» – искусственно заниженные цены и как следствие – постоянный и тотальный дефицит по всему товарному фронту.
Цены, отличные от равновесных, имеют место и в рыночной экономике, в том числе и в развитых странах. Так государство волевым путём сдерживает цены предприятий-монополистов (цены потолка), или поддерживает путём дотаций низкие цены на с/х продукцию, чтобы фермеры не разорились.
Фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цен, сложившихся в результате взаимодействия спроса и предложения и ценами, скорректированными государством и при предварительном расчёте прибыли закладывать в калькуляцию именно эти цены.
Таков в общих чертах механизм установления равновесия на рынке. Следует иметь виду, что равенство спроса и предложения лишь теоретическая абстракция, в реальной хозяйственной практике их совпадение бывает крайне редким, но рыночные механизм, находясь в постоянном движении, постоянно и неуклонно ведёт спрос и предложение к равновесию.
Вывод по 4 вопросу:
В результате взаимодействия спроса и предложения формируется рыночное равновесие и равновесная рыночная цена. Равновесие это нестабильно, постоянно нарушается, но стихийный механизм рыночного саморегулирования неизбежно толкает экономику к его восстановлению.