Роль и место маркетинга в деятельности фирмы
Маркетинг
Понятие маркетинга
«Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленные на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена». Филипп Котлер.
«Маркетинг - процесс планирования и реализации концепции развития, ценообразования, стимулирования сбыта и распределения идей, товаров и услуг с целью обмена, способного удовлетворить потребности людей и цели организаций». Американская ассоциация маркетинга.
«Маркетинг- система мероприятий по формированию спроса, стимулированию сбыта, изучению, анализу и прогнозированию рынка, направленная на максимальное удовлетворение потребностей потенциальных клиентов». Елизар Дорнау.
Термин “маркетинг” происходит от английского “market” (рынок) и означает деятельность в сфере рынка сбыта. Однако маркетинг как система экономической деятельности – более широкое понятие.
Главное в маркетинге - двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей, ориентация на них производства, адресность выпускаемой продукции. С другой – активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений
Основными вопросами маркетинга являются: что производить (что продавать)?для кого производить( кому продавать)? как довести продукцию и информацию о ней до покупателей (как продавать)? сколько изделие должно стоить (за сколько продавать)?
Для решения этих вопросов в маркетинге имеется набор специальных инструментов, получивший название комплекс маркетинга(маркетинг-микс, 4Р) (товар, цена, место, продвижение).
В комплекс маркетинга входит все, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара. Многочисленные возможности можно объединить в четыре основные группы: товар, цена, методы распространенияи продвижения.
Комплекс маркетинга — одно из основных понятий современной системы маркетинга. Мы определяем его следующим образом.
Комплекс маркетинга— набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.
Питер Друкер отметил, что «цель маркетинга — сделать продажи как отдельный процесс вообще излишними». Хорошая вещь продает себя сама.
Главная задача маркетинга — выявить неудовлетворенные запросы и подготовить приемлемые для этого решения
Можно выделить следующие основные принципы маркетинга:
1. тщательный учет при принятии хозяйственных решений потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры;
2. создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы;
3. информирование потенциальных потребителей и воздействие на них с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы, с целью склонить их приобрести именно данный товар.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА
В основе маркетинга лежат следующие ключевые понятия: нужда, потребность, запрос (спрос), товар, обмен, сделка и рынок.
Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо, требующее удовлетворения.
Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Запрос (спрос) – потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта путем предложения чего-либо взамен.
Сделка – это коммерческий обмен ценностями на рынке между двумя сторонами.
Рынок – это совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-то товаров.
Рынок продавца – это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными “деятелями рынка” приходится быть покупателям.
Рынок покупателя - это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными “деятелями рынка” приходится быть продавцам.
Этапы развития маркетинга
Реальное начало маркетингу положила Великая Депрессия в Соединенных Штатах (1929-1933 гг.), когда падение производства в разных отраслях составило от 45% до 52%. Именно во время Великой Депрессии в США впервые произошло сопоставление:
а) товара - как сочетания продукта, рекламы и общественного отношения;
б) спроса- как производной потребностей, в свою очередь являющихся порождением нужд и традиций.
Потребность в маркетинге возникает при переходе от рынка продавца (условие диктует продавец) к рынку покупателя (когда условия диктует покупатель), когда обостряется конкуренция.
Маркетинг в своем развитие прошел следующие основные этапы:
Массовый маркетинг
Товарно-дифференцированный маркетинг
Целевой маркетинг
Также развитие маркетинга характеризуют использование тех или иных концепций развития маркетинга:
1)Концепция совершенствования производства.
2) Концепция совершенствования товара
3) концепция интенсификации коммерческих усилий
4) концепция маркетинга
5) концепция социально-этического маркетинга.
Функции маркетинга и содержание маркетинговой работы
К специфичным для маркетинговой деятельности функциями, относятся аналитическая, товарно-производственная и сбытовая, а именно:
• комплексное исследование рынка, рыночной среды и запросов потребителей, анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы;
• сегментация рынка, выбор целевого рынка, позиционирование;
• товарная политика;
• ценовая политика;
• сбытовая (дистрибьюционная) политика;
• коммуникационная политика (формирование спроса и стимулирование сбыта).
Маркетинговые стратегии
Общая стратегия
Формирование маркетинговой стратегии можно разбить на этапы, а ее содержание — на ряд подвидов.' Общая стратегия базируется на основной концепции развития предпринимательской деятельности фирмы, которая, в свою очередь, основывается на определении главного профиля работы и стратегических зон хозяйствования и учитывает соответствующие направления общегосударственных программ экономического и социального развития страны. Далее формируются стратегии по различным отраслям деятельности фирмы, товарам, рынкам, а также функциональные виды стратегий.
В общую стратегию включаются прежде всего товарно-рыночные стратегии, нацеленные на распределение управленческих ресурсов по таким направлениям, как проникновение на рынок, освоение рынка, диверсификация рынка и т.д. Также в общую стратегию фирмы входят стратегии комплектования важнейших зон хозяйствования (так называемая портфельная стратегия), назначение которой — эффективное сбалансирование направлений деятельности фирмы, связанных с получением доходов, разработкой и выпуском на рынок новых товаров, уходом с рынка, поддержанием имеющегося уровня продаж. К тому же проблемой является то, как в каждой такой стратегической зоне хозяйствования решать вопросы функционального распределения ресурсов и функциональной политики: производственной, маркетинговой, финансовой, кадровой и т.д.
Маркетинговая среда
Маркетинговая среда фирмы— совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.
Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды.
Микросреда среда
Микросредапредставлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т. е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями.
Первой силой, действующей в микросреде, является сама; фирма — ее подразделения и эшелоны управления, оказывающие влияние на принятие решений руководством службы маркетинга.
Поставщики — это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.
Маркетинговые посредники
Маркетинговые посредники— это фирмы, помогающие компании в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди клиентуры. К ним относятся торговые посредники, фирмы — специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
Клиентура
Фирме необходимо тщательно изучать своих клиентов. Она может выступать на пяти типах клиентурных рынков.
Основные типы клиентурных рынков
1. Потребительский рынок— отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления.
2. Рынок производителей— организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства.
3. Рынок посредников— организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с прибылью для себя.
4. Рынок государственных учреждений— государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается.
5. Международный рынок— покупатели за рубежами страны, включая зарубежных потребителей, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.
Конкуренты
Любая фирма сталкивается с множеством разнообразных конкурентов: желания конкуренты, товарно-родовые конкуренты, товарно-видовые конкуренты, марки конкуренты.
Контактные аудитории
Контактная аудитория— любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей.
Контактная аудитория может либо способствовать, либо противодействовать усилиям фирмы по обслуживанию рынков. Сюда относятся: Финансовые круги. Средства массовой информации. Контактные аудитории государственных учреждений Общественные организации Местная общественность Общество в целом Внутренние контактные аудитории
Изучение рынка
Комплексное изучение рынка
Изучение рынка предполагает исследование комплекса характеристик и данных, определяющих его особенности.
Во-первых, это изучение требований рынка к товару, т.е. требований покупателей к потребительским свойствам продукта и соответствующему набору сопутствующих продаже и потреблению товара услуг. В данной части исследований особое внимание должно быть уделено определению уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции и ее соответствия характеру запросов конкретного рынка и его сегментов.
Во-вторых, комплексное исследование рынка предполагает изучение его емкости, а также характера и эластичности спроса. Именно эти показатели определяют возможные перспективы сбыта продукции, динамику продаж и особенности необходимых для успешного продвижения товаров маркетинговых мер.
В-третьих, маркетологи-исследователи внимательно следят за уровнем цен и тенденциями их изменения.
В-четвертых, исследованию подвергаются фирменная структура рынка и состав партнеров фирмы, а именно: потребителей, посредников, поставщиков и конкурентов. При этом важно выявить не только активных покупателей товаров и услуг, но и потенциальные фирмы-нейтралы, которые еще не проявили заинтересованность в отношении данного товара, но могут рассматриваться как потенциальные покупатели и при должной организации маркетинговых действий продавца имеют шансы стать его активными партнерами. В отношении каждой фирмы, в зависимости от ее принадлежности к той или иной группе, проводятся соответствующие исследования степени ее надежности, платежеспособности, конкурентных слабостей и преимуществ и т.д.
В-пятых, объектами маркетингового анализа служат степень и характер рыночной конкуренции, а также маркетинговые методы работы конкурентов (их товарная, ценовая, сбытовая и коммуникационная политика).
В-шестых, исследуются формы работы, принятые в торговой практике по данному товару на данном рынке и его сегментах. Специалистов в области маркетинга и коммерсантов интересует, прямо или косвенно осуществляется большинство сделок купли-продажи, какие формы посреднических соглашений типичны, какие виды сделок применимы на данном рынке, какие формы торговли используются и т.д.
Емкость рынка
Емкость рынка в простейшем понимании этого термина представляет объем реализуемых товаров в течение года. Емкость рынка исчисляется, как правило, в физическом и стоимостном выражении на определенный период. Например: емкость рынка велосипедов города «N» составляет 200 тыс. шт. (50 млн руб.) в год.
Емкость рынка можно определить различными способами, два наиболее представительных из которых ниже и будут рассмотрены.
Во-первых, емкость рынка по данному товару определяется по формуле
Е = П+ И-Э + 3, где Е — емкость рынка данного товара;
П— объем производства данного товара на данном рынке (или его сегменте);
И — объем импорта данного товара;
Э — объем экспорта данного товара;
3 — дельта запасов, т.е. минус поступления в запасы и плюс поступления на рынок из запасов.
Во-вторых, емкость рынка по данному товару может быть получена иначе:
Е = К ×Т,
где Е — емкость рынка по данному товару;
К — количество потребителей данного товара на данном рынке; Т — количество данного или аналогичного товара, потребляемое
одним потребителем в год.
Фирмы обычно используют оба метода для взаимного контроля
и корректировки результатов.
Однако данные формулы определения емкости рынка весьма упрощенные, и, для того чтобы получить более точные, приближенные к реальности показатели, следует делать поправки на реэкспортную и реимпортную продукцию, на изменение покупательной способности населения, уровень доходов, уровень потребления, тенденции, структуру и обычаи потребления, стереотипы образа жизни, факторы предпочтения при выборе покупки и многие другие факторы, в результате чего для более точного определения данного показателя должны быть использованы многофакторные эконометрические модели.
Определяя емкость рынка, предприятие, выходящее на этот рынок, не вправе рассчитывать на полную ее величину, принимая во внимание присутствие и работу На рынке фирм-конкурентов. Поэтому важно также иметь данные о собственной доле на данном рынке (если предприятие уже присутствует на нем) и произвести расчет возможной доли на рынке в будущем (при выходе на рынок или при оценке результатов будущей своей деятельности). Доля на рынке подсчитывается по формуле Д = Пp: О×100%,
где Д — доля предприятия на рынке;
Пр — объем продаж предприятия на рынке;
О — общий объем продаж данного товара на данном рынке.
Сегментирование
Сегментирование потребителей – это обоснование (выделение) части рынка, в котором покупатели одинаково реагируют на потребительские свойства предлагаемых товаров, услуг. Данный процесс разделения общей совокупности потребителей на однородны целевые группы позволяет максимально учесть запросы покупателей и выгодно сфокусировать маркетинговые усилия.
Результатами процесса сегментации потребителей являются:
— быстрая адаптация к запросам покупателей и максимальное их удовлетворение;
— выявление неудовлетворенного спроса, позволяющего вносить необходимые коррективы в маркетинговые стратегии;
— органическая увязка концепции нового товара со стратегией жизненного цикла в целевом сегменте;
— усиление конкурентных преимуществ компании за счет своевременной оценки порога цен, выгодного ассортимента и сервисного обслуживания клиентов;
— формирование позитивного общественного мнения в целевых аудиториях покупателей.
Основными признаками (факторами) сегментации потребительских товаров являются следующие: а) географические: климат; рельеф; урбанизация; б) демографические: численность населения; уровень рождаемости; возрастная пирамида; количество мужчин и женщин; плотность населения; распределение населения по семейному положению и жизненному циклу семьи; национальность; в) экономические (имущественные): экономический уровень развития страны или региона; темпы роста ВНП; уровень доходов населения; уровень потребления; уровень сбережений; степень использования потребительского кредита; жилищные условия; г) социальные и культурные: социальное происхождение; социальное положение; профессия; образование; социальная среда и социальное окружение; религиозные верования; обычаи; д) психографические: черты характера; привычки; представления о самих себе; образ жизни; жизненная позиция; мотивы поведения; личностные характеристики; факторы покупательского поведения и др.
Критериями выбора сегмента являются: 1) количественные границы, 2) доступность сегмента, 3) устойчивость сегмента, 4) выгодность сегмента, 5) коммуникативность сегмента.
Стратегия сегментации рынка позволяет компании, учитывая свои сильные и слабые стороны, выбрать те из них, которые обеспечат концентрацию ресурсов именно в тех сферах деятельности, где компания имеет максимальные преимущества или, по крайней мере, минимальные недостатки.
Маркетинг
Понятие маркетинга
«Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленные на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена». Филипп Котлер.
«Маркетинг - процесс планирования и реализации концепции развития, ценообразования, стимулирования сбыта и распределения идей, товаров и услуг с целью обмена, способного удовлетворить потребности людей и цели организаций». Американская ассоциация маркетинга.
«Маркетинг- система мероприятий по формированию спроса, стимулированию сбыта, изучению, анализу и прогнозированию рынка, направленная на максимальное удовлетворение потребностей потенциальных клиентов». Елизар Дорнау.
Термин “маркетинг” происходит от английского “market” (рынок) и означает деятельность в сфере рынка сбыта. Однако маркетинг как система экономической деятельности – более широкое понятие.
Главное в маркетинге - двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей, ориентация на них производства, адресность выпускаемой продукции. С другой – активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений
Основными вопросами маркетинга являются: что производить (что продавать)?для кого производить( кому продавать)? как довести продукцию и информацию о ней до покупателей (как продавать)? сколько изделие должно стоить (за сколько продавать)?
Для решения этих вопросов в маркетинге имеется набор специальных инструментов, получивший название комплекс маркетинга(маркетинг-микс, 4Р) (товар, цена, место, продвижение).
В комплекс маркетинга входит все, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара. Многочисленные возможности можно объединить в четыре основные группы: товар, цена, методы распространенияи продвижения.
Комплекс маркетинга — одно из основных понятий современной системы маркетинга. Мы определяем его следующим образом.
Комплекс маркетинга— набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.
Питер Друкер отметил, что «цель маркетинга — сделать продажи как отдельный процесс вообще излишними». Хорошая вещь продает себя сама.
Главная задача маркетинга — выявить неудовлетворенные запросы и подготовить приемлемые для этого решения
Можно выделить следующие основные принципы маркетинга:
1. тщательный учет при принятии хозяйственных решений потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры;
2. создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы;
3. информирование потенциальных потребителей и воздействие на них с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы, с целью склонить их приобрести именно данный товар.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА
В основе маркетинга лежат следующие ключевые понятия: нужда, потребность, запрос (спрос), товар, обмен, сделка и рынок.
Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо, требующее удовлетворения.
Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Запрос (спрос) – потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта путем предложения чего-либо взамен.
Сделка – это коммерческий обмен ценностями на рынке между двумя сторонами.
Рынок – это совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-то товаров.
Рынок продавца – это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными “деятелями рынка” приходится быть покупателям.
Рынок покупателя - это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными “деятелями рынка” приходится быть продавцам.
Роль и место маркетинга в деятельности фирмы
Питер Друкер - один из ведущих специалистов в области теории управления, утверждает: «У бизнеса есть всего две базовые функции – маркетинг и инновации … Маркетинг настолько важен для бизнеса, что организация без маркетинга или в котором маркетинг осуществляется только от случая к случаю, это на самом деле не бизнес, и поэтому им не следует управлять как бизнесом».
Анализируя эволюцию взглядов на роль маркетинга в компании, Ф. Котлер выделяет следующие этапы:
• маркетинг становится равнозначной функцией наряду с управлением производством, финансами и персоналом;
• роль маркетинга по сравнению с перечисленными функциями возрастает;
• маркетинг вырастает в основную функцию, которой подчинены остальные (управление производством, финансами, персоналом);
• потребитель становится контролирующим звеном, направляющим развитие остальных перечисленных функций;
• потребитель выступает как контролирующая функция, маркетинг — как интегрирующая между центром (ядром) управления, в качестве которого выступает потребитель, и управлением производством финансами и персоналом.
Маркетинг, развиваясь, перерастает рамки отдельно взятой функции фирмы. Он представляет нечто большее, интегрирующее все функции компании, задающее ориентиры ее развитию, определяющее устойчивое положение на рынке. Он может существовать в компании без специального выделения в отдельное подразделение, и напротив, существование отдельного подразделения маркетинга еще не гарантирует того, что фирма в своей деятельности ориентирована на потребителя.
Этапы развития маркетинга
Реальное начало маркетингу положила Великая Депрессия в Соединенных Штатах (1929-1933 гг.), когда падение производства в разных отраслях составило от 45% до 52%. Именно во время Великой Депрессии в США впервые произошло сопоставление:
а) товара - как сочетания продукта, рекламы и общественного отношения;
б) спроса- как производной потребностей, в свою очередь являющихся порождением нужд и традиций.
Потребность в маркетинге возникает при переходе от рынка продавца (условие диктует продавец) к рынку покупателя (когда условия диктует покупатель), когда обостряется конкуренция.
Маркетинг в своем развитие прошел следующие основные этапы:
Массовый маркетинг
Товарно-дифференцированный маркетинг
Целевой маркетинг
Также развитие маркетинга характеризуют использование тех или иных концепций развития маркетинга:
1)Концепция совершенствования производства.
2) Концепция совершенствования товара
3) концепция интенсификации коммерческих усилий
4) концепция маркетинга
5) концепция социально-этического маркетинга.
Функции маркетинга и содержание маркетинговой работы
К специфичным для маркетинговой деятельности функциями, относятся аналитическая, товарно-производственная и сбытовая, а именно:
• комплексное исследование рынка, рыночной среды и запросов потребителей, анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы;
• сегментация рынка, выбор целевого рынка, позиционирование;
• товарная политика;
• ценовая политика;
• сбытовая (дистрибьюционная) политика;
• коммуникационная политика (формирование спроса и стимулирование сбыта).
Маркетинговые стратегии