Используйте недостатки, упущения и ошибки своих конкурентов
Никогда не следует плохо отзываться о своих конкурентах. С другой стороны, Вы добьетесь большого успеха, если гости Вашего ресторана будут знать, чем он лучше других ресторанов или чем он выгодно от них отличается. Наиболее сильными отличительными чертами Вашего ресторана являются именно те, которые сформировались в тех областях, в которых у Ваших конкурентов больше всего слабых сторон, или где они не хотят делать никаких изменений.
Это особенно заметно в конкурентной борьбе между сетями ресторанов. Поскольку в ресторанах McDonald’s гамбургеры готовятся на гриле, рестораны Burger King могут выгодно от них отличаться, так как они жарят свои гамбургеры на открытом огне. Изменит ли компания McDonald’s технологию приготовления гамбургеров? Вряд ли. Даже если способ приготовления гамбургеров в ресторанах Burger King окажется очень популярным, и компания Burger King начнет завоевывать одну долю рынка за другой, McDonald’s не будет делать никаких изменений в своей концепции. Если McDonald’s это сделает, доверие людей к Burger King только возрастет, а компания McDonald’s приобретет репутацию подражающей компании, основное кредо которой будет звучать так: «я тоже так умею».
Похожий процесс имеет место, когда отдельный ресторан конкурирует с целой ресторанной сетью. Сети ресторанов достигли своего положения на рынке ресторанных услуг благодаря определенной концепции, размерам и «пробивной мощи». В этом, конечно, есть свои плюсы, но есть и большой недостаток: рестораны, объединенные в одну сеть, не способны меняться. Даже если они делают какие-либо изменения, этот процесс проходит очень медленно.
Отдельный ресторан может успешно конкурировать с целыми сетями ресторанов, если он просто воспользуется их неспособностью изменяться, или, если говорить медицинским языком, их оцепенелостью. Грэг Хансакер является совладельцем ресторана V’s, итальянского ресторана с давними традициями, расположенного в Канзас-Сити. Несколько лет назад рядом с V’s (приблизительно в полмили от него) открылся новый ресторан сети Olive Garden и сразу же привлек к себе значительную часть гостей ресторана V’s. Владельцы ресторана V’s ожидали, что гости их ресторана хотя бы раз побывают в новом ресторане, поэтому когда гости приходили к ним в ресторан, Грэг спрашивал их, посещали ли они Olive Garden. Подождав, когда гости закончат рассказывать о своем походе в Olive Garden, Грэг говорил: «Скажу Вам по правде, что итальянская кухня не ограничивается одними салатами и хлебными палочками!» Когда гости его ресторана пришли в Olive Garden в следующий раз, они заметили разницу . . . и вспомнили о ресторане V’s. Таким вот образом руководству ресторана V’s удалось вернуть себе утраченную долю рынка, объем продаж в ресторане стал таким, каким был прежде (и даже больше), а гости продолжали его посещать, как будто ресторана Olive Garden вообще не существовало! Все это стало возможным потому, что ресторан V’s сумел воспользоваться слабостью сети ресторанов Olive Garden - а именно тем, что эти рестораны никогда не меняются!
Если только захотеть, всегда можно определить недостатки, слабые стороны или ошибки других ресторанов. Есть ли у них проблемы с вентиляцией? Такой ли у них вид из окна, как и у Вас? Позволяет ли концепция их ресторанов предложить гостям какие-нибудь определенные продукты или услуги? Возможно, горячие блюда в этих ресторанах не всегда подают в горячем виде? Может быть, их официанты похожи на роботов? Они заставляют гостей ждать целую вечность, пока освободится столик? Существуют ли у них проблемы с парковкой? Их цены выше, а порции меньше? Почти каждую деталь обслуживания можно использовать себе на пользу, если Вы знаете, как обслуживают гостей в других ресторанах, если Вы найдете способ сделать что-нибудь лучше или совсем по-другому (и если Вы хотите рассказать об этом гостям Вашего ресторана!).
БЛЮДА И НАПИТКИ
Люди обычно ходят в ресторан, чтобы вкусно поесть и выпить, поэтому Вам следует почаще рассказывать гостям, чем отличаются блюда и напитки Вашего ресторана от блюд и напитков других ресторанов.
Знание своего продукта. Это одна из основ ресторанного бизнеса, но часто на нее не обращают внимание. Большинство ресторанов плохо проводит обучение официантов. У них нет хороших знаний блюд и напитков, которые включены в меню ресторана, и они даже не пытаются описывать блюда гостям. Знание блюд и напитков ресторана далеко не ограничивается тем, что Вы должны помнить, какие именно блюда и напитки входят в меню Вашего ресторана. Вы также должны знать, чем блюда и напитки Вашего ресторана лучше тех же блюд и напитков, предлагаемых другими ресторанами, или чем они отличаются от них. Кроме того, Вы должны уметь рассказывать об этих различиях гостям.
Фирменные блюда и напитки. Не забывайте, что людям нужен хороший повод для того, чтобы что-то сделать («Я хожу в этот ресторан, потому что . . .») Итак, чем славится Ваш ресторан? Какое блюдо я обязательно должен попробовать, когда приду в него? Какое блюдо Вы готовите лучше, чем кто-либо еще в городе? Что такого особенного я могу получить в Вашем ресторане, чего я не мог бы получить больше нигде?
Если Ваш ресторан ничем не славится, сделайте так, чтобы он был известен гостям хотя бы чем-нибудь! Конечно, у Вас в ресторане должны быть свои фирменные горячие блюда, а как насчет фирменных закусок, салатов и десертов? Выпекаете ли Вы свой собственный фирменный хлеб? А есть ли у Вас в ресторане фирменные домашние аперитивы, дигестивы или кофе? Если нет, то почему?
А как насчет фирменного гарнира? Ресторан Tadich Grill, старейший ресторан в Сан-Франциско, настолько же хорошо известен среди местных жителей своим шпинатом со сливками, насколько и своей свежей рыбой. Некоторые рестораны в Вашем городе могут славиться самыми лучшими луковыми колечками, лучшими жареными цуккини или блюдами из мелко нарезанного мяса с овощами. Почему бы Вашему ресторану не быть одним из них?
Совсем необязательно, чтобы Ваши фирменные блюда или напитки были все время одними и теми же - у Вас могут быть «хиты сезона». Стив Миллер предлагает своим гостям «специальный зимний салат из капусты», который в его ресторане подают только в январе и феврале (когда качество салата-латука низкое, а цена на него «зашкаливает»).
Как сотрудники, так и гости Вашего ресторана в конце концов разберутся, какие из Ваших блюд и напитков являются самыми лучшими в своем роде. На самом деле, Вашими фирменными, самыми лучшими блюдами могут оказаться совсем не те блюда, которым Вы предрекали подобную судьбу. Пусть это Вас не беспокоит. Как только Вы сможете определить фирменные блюда и/или напитки своего ресторана, позаботьтесь о том, чтобы в меню Вашего ресторана они были представлены именно как «наши фирменные, самые лучшие в городе». Когда гость откроет меню, ему сразу должно быть ясно, какие блюда (напитки) ему следует заказать.
Источник Ваших рецептов. Вы используете в своем ресторане старинные рецепты Вашей семьи? Может быть, некоторые рецепты Вам поведал кто-нибудь из знаменитостей? Или кто-нибудь из Ваших сотрудников изобрел довольно интересные рецепты? Если у Ваших рецептов есть своя история, не делайте ее секретом за семью печатями, расскажите о ней.
Приведу Вам один случай из жизни моего старого ресторана, который был открыт в Сан-Франциско: Один из моих поваров, Эл Дрейк, изобрел рецепт приготовления восхитительного супа, поэтому мы не предлагали гостям обычный «Суп дня» - в нашем меню был «суп Эла». То же самое мы проделали и с десертами («Творожный торт Джоан» звучит гораздо лучше, чем «Творожный торт в нью-йоркском стиле», к тому же о нем есть что рассказать гостям). У нас были горячие блюда, объединенные в категорию «Фирменные блюда Пола», - горячие блюда без мяса, созданные и приготовленные Полом Россом, нашим поваром-вегетарианцем. Гостям это очень нравилось, а сотрудники ресторана просто поражались, какой сильный положительный отклик получали такие блюда у гостей.
Источник ингредиентов. Каждый ингредиент, входящий в состав блюд Вашего ресторана, Вы выбираете не просто так, этот выбор зависит от многих причин. Вы когда-нибудь рассказываете гостям Вашего ресторана о том, что Вы делаете и почему? Если при приготовлении блюд и/или напитков Вы используете ингредиенты самого высокого качества, Вы должны проследить за тем, чтобы гости об этом знали. Говядина поступает к Вам с местной фермы? Вы используете продукты органического происхождения? Используете ли Вы в составе соуса «Дижон» именно горчицу дижон «Grey Poupon»? Обо всем этом гости Вашего ресторана могут рассказать другим людям, но только если Вы скажете им, какие именно ингредиенты Вы используете в своем ресторане.
Себестоимость ингредиентов.Интересно отметить, что людей частенько интересует именно цена сырого продукта, ингредиентов, из которых готовятся блюда. Несколько лет назад я открыл ресторан быстрого питания для тех, кто любит «хот-доги» и сосиски превосходного качества. Если кто-нибудь из гостей выражал сомнение по поводу качества и вкуса наших «хот-догов» (а поначалу так поступали многие гости), мы отвечали: «Знаете ли Вы, что мы закупаем фунт этих «хот-догов» по такой оптовой цене, которая гораздо выше, чем розничная цена стейка в супермаркете!» Это была чистая правда, и я могу поспорить, что гости, которые слышали это, рассказали об этом своим друзьям. Я также думаю, что они вспоминали наши «хот-доги» каждый раз, когда ходили в супермаркет и видели там стейк!
Презентация. Существует несколько дополнительных факторов, которые могли бы способствовать тому, что у гостей будет возникать сильное желание рассказать о Ваших блюдах и напитках другим людям. Как Вы думаете, могли бы Вы подавать мартини в юго-западном стиле, положив в него перец халапеньо? А как насчет свежих настурций на тарелке - они съедобны и оригинальны.
Вы могли бы предложить гостям блюдо, политое необычным соусом, подать блюдо с тремя различными соусами или предложить соус на выбор. Вкус цыпленка КFC не изменится, если сказать, что он подается с заправкой из «одиннадцати секретных трав и специй», но эта фраза уже настолько прижилась, что гости ресторана Kentucky Fried Chicken говорят только о том, каким вкусным стал цыпленок, когда его стали подавать с этой заправкой. А Вы могли бы придумать свою собственную «секретную смесь специй», чтобы гости чаще рассказывали своим друзьям и знакомым о Вашем фирменном блюде?
Можно подать блюда или напитки в специальной фарфоровой или стеклянной посуде. Великолепно будут смотреться большие винные бокалы. Когда гости заказывают бутылку одного из самых дорогих вин в ресторане Sunset Grill (Нашвиль), владельцем которого является Рэнди Рэйберн, им приносят хрустальные бокалы. Сегодня существует огромный выбор ярких фирменных тарелок и блюд различных расцветок и форм, которые сделают привлекательными даже самые скромные блюда. В ресторане Murray’s (Миннеаполис) подают фирменное блюдо «Silver Butter Knife Steak» для двоих на специальной разделочной доске, которое сразу разрезается у стола. Великолепно!
Размеры порции. Размер порций блюд Вашего ресторана может оказаться еще одной его отличительной чертой. Если в Вашем ресторане подают большие порции, об этом стоит поговорить. Порции меньшего размера за меньшую цену тоже могут быть хорошей отличительной чертой Вашего ресторана.
Что касается вина, то Вы можете продавать его в розлив или на пробу. Вы даже можете продавать вино в зависимости от того, сколько вина выпивает тот или иной гость за один раз - если гость выпивает только половину бутылки, он платит только за половину бутылки!
Способы приготовления. Используете ли Вы для приготовления своих блюд какое-нибудь специальное оборудование? Если да, расскажите об этом гостям, чтобы они в свою очередь передали это своим друзьям. Может быть, у Вас в ресторане используется особенно дорогое оборудование? Расскажите гостям, сколько оно стоит. Это произведет на них большое впечатление, и они расскажут об этом другим людям. «У них в ресторане есть невероятная машина, которая делает тортильи из сырого теста прямо у Вас на глазах! Она стоит более $25,000! Вам просто необходимо на нее посмотреть!»
А может быть, Вам удалось улучшить традиционный способ приготовления блюд?
Майк Немет является владельцем очень известного мексиканского ресторана в Колорадо-Спрингс. Заметив, что гости его ресторана стали предпочитать диетическую пищу, он решил предложить им «чимичангу» (обычно сильно обжаренное буррито), зажаренное до хрустящей корочки в духовке, а не на сковороде в масле. Оно было вкуснее, чем обжаренное по обычной технологии буррито, и к тому же без жира. Если он расскажет гостям о том, что он для них сделал, они могут рассказать об этом другим людям. (А если он этого не сделает, то потеряет хорошую возможность привлечь в свой ресторан новых гостей.)
Приготовление блюд на дровах - старинный способ приготовления пищи, но он довольно редко применяется в современных ресторанах. Если в Вашем ресторане блюда готовятся на открытом огне, Вы можете рассказать об этом своим гостям. Может быть, Вы поливаете или посыпаете мясо сверху чем-нибудь специальным, перед тем как приготовить его на огне? Расскажите об этом гостям. Вы готовите блюда по заказу, тогда как Ваши конкуренты готовят блюда заранее? И об этом Вам следует рассказать гостям.
Использование новых или давно забытых продуктов. Людям очень нравятся новые или необычные продукты. Они не всегда их заказывают, но часто рассказывают о них своим друзьям. Я уже говорил о жгучем перце чили, который я частенько включал в меню своего ресторана, но в качестве нового продукта можно использовать, например, и пасту с овощами. Майк Херст нашел в Австралии жуков, обитающих в заливе Мортон, которые были похожи на раков и по вкусу напоминали омаров. Это блюдо стало настоящей новинкой меню - представьте себе, что Вы приходите в ресторан и заказываете жуков! Сейчас это самое популярное горячее блюдо его ресторана, и гости до сих пор рассказывают о нем другим людям. А какие необычные или редкие сорта рыб Вы можете включить в меню Вашего ресторана?
Некоторые продукты не являются новыми, это просто забытые старые продукты, о которых вновь вспомнили. Высушенные на солнце помидоры использовались для приготовления блюд или сами по себе на протяжении нескольких веков, и сейчас они снова появляются в меню многих ресторанов. Вы можете поискать новые травы или специи из других стран, которые Вы могли бы использовать при приготовлении традиционных блюд из Вашего меню. У Сэма Арнольда, владельца ресторана Fort in Morrison (шт. Колорадо), есть специальный сорт перца, который он привозит с маленького острова, расположенного в южной части Тихого океана. Он обнаружил его во время одного из своих путешествий, и этот перец послужил гостям его ресторана очень хорошей темой для разговоров.
Презентация меню. Меню Вашего ресторана также может стать для гостей очень интересной темой для разговора. Это относится, например, к тому, как Вы представляете меню гостям. Если официанты Вашего ресторана могут описать гостям все блюда и напитки из меню словами, т.е. в устной форме, то такое представление меню может претендовать на оригинальность, если официанты будут коротки, и если они одновременно предоставят меню гостям в напечатанном виде. Внимание гостей может привлечь и материал, из которого или на котором сделано само меню. Представлять меню на золотых сковородах, бутылках или досках было когда-то повальным увлечением, которое снова может вернуться в концептуальные рестораны. В ресторане 15th Street Fisheries, Fort Lauderdale, меню заключено в рамку и установлено на подставке рядом со столиком, за которым сидят гости.
Большой выбор блюд. Ваш ресторан может отличаться от других большим (или, наоборот, небольшим) выбором блюд, которые он предлагает гостям. Например, если в Вашем ресторане довольно большое меню, Вы можете сказать: «Чем хорошо большое меню, так это тем, что каждый может найти в нем то, что ему нравится!» Если же меню у Вас небольшое, Вы можете сказать: «У нас в меню представлено только десять блюд, т.к. мы уверены, что любой ресторан может предлагать действительно великолепные блюда, если в меню их будет немного. Если меню в ресторане огромное, знайте, что многие блюда просто-напросто заполняют собой пустое пространство!». И кто же здесь прав? Это зависит от того, какое у Вас меню: большое или маленькое!
ОФОРМЛЕНИЕ РЕСТОРАНА
Ресторан производит впечатление на гостей не только своей кухней, но и своим оформлением. В тот момент, когда гости не едят, они обычно осматривают ресторан. Что они в нем увидят и что они расскажут об этом другим людям? Это зависит от Вас. Ниже представлены некоторые идеи по поводу того, как можно использовать декор ресторана, чтобы стимулировать процесс распространения рекламы из уст в уста.
Ценные произведения искусства. Ценные произведения искусства или скульптурные экспонаты (музейного типа) обязательно пробудят в гостях Вашего ресторана желание рассказать о нем своим родственникам, друзьям и знакомым. Не каждый владелец ресторана может позволить себе пойти так далеко при оформлении своего ресторана, но даже одно единственное, запоминающееся произведение искусства, у которого есть своя история, может сотворить чудеса и заставить гостей рассказывать о Вашем ресторане.
Коллекции. Даже если бюджет Вашего ресторана не рассчитан на приобретение оригиналов картин Пикассо, Вы можете собрать довольно интересную коллекцию каких-либо предметов, которая привлечет к Вам в ресторан больше гостей. В ресторане Lambert’s Cafe (шт. Миссури) представлена коллекция картин, на которых изображены мулы. А ресторан Thirsty Turtle, что в переводе на русский язык означает «Черепаха хочет пить» (местечко Бернардсвилл, шт. Нью-Джерси), может похвастаться настоящей коллекцией черепах. Есть рестораны, в которых по потолку ездят старинные модели поездов, а также рестораны, в которых собраны фигурки из настоящего цветного стекла Тиффани. Чаще всего коллекция, собранная в том или ином ресторане, отражает интересы его владельца или соответствует концепции ресторана, но в любом случае, она представляет собой отличную тему для разговора для Ваших гостей. Зачастую гости даже сами приносят что-нибудь интересное для Вашей коллекции.
Украшение цветами. Многие даже представить себе не могут, как можно оформить зал ресторана с помощью цветов. Большое количество цветов им приходилось видеть только на свадьбах и похоронах! Если Вы украсите интерьер своего ресторана цветами, сделав при этом правильную подсветку, гости с удовольствием расскажут об этом другим людям. По крайне мере, такого люди не видят каждый день. Затраты с Вашей стороны могут быть большими, но разве это не прекрасная реклама Вашего ресторана?
Необычные детали. Любые неожиданные штрихи в оформлении Вашего ресторана могут вызвать приятные слухи. Великолепный общий вид ресторана всегда пользовался успехом, но даже самодельные предметы могут привлечь внимание гостей. Искусно сделанный фонтан, искусственный водопад, изысканная фреска, дворик, увитый виноградными лозами, или открытый балкон - все это может выгодно отличать Ваш ресторан от ресторанов Ваших конкурентов, у которых воображение не столь развито.
Привлекательно сервированные столы. Не пожалейте времени, чтобы объективно оценить сервировку столиков Вашего ресторана. Если гость посмотрит на сервировку, произведет ли она на него благоприятное впечатление? Ваши столовые приборы, тарелки, стеклянная и фарфоровая посуда должны гармонировать друг с другом и производить хороший визуальный эффект, они должны соответствовать размерам столиков, а также интерьеру зала ресторана и сумме среднего чека, которую гости тратят в Вашем ресторане. О том, что Вы находитесь на правильном пути, Вы узнаете сразу, когда услышите положительные отклики гостей, которых хостесс только что подвела к их столику.
ДИЗАЙН
В дизайне ресторана обязательно должны присутствовать черты, о которых гости захотят рассказать другим людям. Возможно, проводить полный ремонт ресторана не очень практично, но если Вы все-таки решили обновить старый интерьер или построить новый ресторан, мы можем предложить вам несколько полезных идей.
Двойные туалетные комнаты. Когда Вы будете планировать дизайн своего ресторана, подумайте о том, чтобы сделать две туалетные комнаты (как для женщин, так и для мужчин) вместо одной. Это позволит Вам сделать каждую туалетную комнату немного меньше, чем обычно (соответственно, туалетная комната Вашего ресторана будет меньше похожа на общественный туалет). Кроме того, сократится расстояние, которое должны будут пройти гости, чтобы попасть в туалетную комнату, и Вы получите возможность использовать вторую туалетную комнату, когда первую чистят уборщицы, или она по какой-либо причине не работает.
Приготовление блюд на глазах у гостей. Если у Вас есть такая возможность, рассмотрите вариант организации в своем ресторане «открытой» кухни. Гости любят наблюдать, как им готовят еду, и это привносит определенное волнение в общую атмосферу, царящую в зале ресторана. Некоторые люди иногда просто поражаются тому, чего поварам стоит приготовить великолепное блюдо. Другие же успокаиваются, когда им предоставляют возможность понаблюдать за процессом приготовления их блюд. Но какой бы ни была причина, при строительстве новых ресторанов кухню все чаще располагают таким образом, чтобы гости могли видеть, как готовятся их блюда. Если Вы действительно хотите увидеть, как правильно воплотить этот замысел в жизнь, поезжайте в гостиницу Contemporary Hotel, которая расположилась в Парке Уолта Диснея в Орландо, и зайдите в ресторан California Grill.
Полочка около платного телефона. Многим людям нужно куда-нибудь положить записную книжку или на чем-нибудь сделать записи во время разговора по телефону. Небольшая полочка у телефона может сделать общую атмосферу обслуживания в Вашем ресторане более теплой и дружелюбной. Если Вы к тому же положите на полочку карандаши и бумагу для записей (конечно же, с логотипом, названием и адресом Вашего ресторана), это особенно понравится гостям!
Навес над подъездным окошком ресторана. Когда на улице холодная погода, кому понравится, что вода будет капать в пакет с гамбургерами? Навес защищает Ваших гостей (и Ваши продукты) от плохой погоды и делает атмосферу обслуживания гостей в автомобилях более теплой и дружелюбной.
Индивидуальные регуляторы уровня громкости. Когда мы решили обновить интерьер обеденного зала в Олимпийском Тренировочном Центре, мы установили в конце зала два телевизора с большими экранами таким образом, чтобы изображение на экране можно было легко увидеть с любого места в зале. Мы не включали громкость так, чтобы было слышно в самых отдаленных уголках зала, вместо этого мы объединили все динамики телевизоров в одну звуковую систему. В разных частях зала мы установили 13 комплектов динамиков, причем каждый комплект был снабжен отдельным регулятором уровня громкости. Спортсмены могли увеличить звук, чтобы послушать какую-нибудь передачу, или, наоборот, уменьшить его, если он им мешал. Нам не нужно было включать звук телевизоров на полную мощность, вызывая тем самым боль в ушах у сидящих рядом, чтобы его могли услышать в конце зала. Спортсмены сами контролировали атмосферу в зале, а качество звука стало намного лучше.
Телефоны рядом со столиками. Такая услуга привлечет в Ваш ресторан бизнесменов, которые назначают большинство своих встреч по телефону. В некоторых ресторанах рядом со столиками установлены местные бесплатные телефоны. Беспроводные радиотелефоны можно использовать в тех ресторанах, в которых планировка зала не позволяет установить рядом со столиками обычные телефоны. Некоторые компании используют в своих ресторанах радиотелефоны, которые можно подключить к компьютеру, чтобы можно было распечатывать счета за местные, междугородные и международные телефонные разговоры.
Если Вы устанавливаете телефоны у столиков, чтобы с помощью такой уловки привлечь в свой ресторан больше гостей, то Ваш успех будет недолгим. Если же Вы хотите сделать гостям неожиданный приятный сюрприз и создать им дополнительные удобства, такая услуга повысит репутацию Вашего ресторана, и Ваши гости будут с удовольствием рассказывать об этом своим друзьям.
Зал, разделенный на отдельные помещения. Зал ресторана, разделенный на небольшие комнатки, создает интимную обстановку и комфорт, которые неведомы гостям, сидящим в больших залах. Низкие перегородки, стены, не доходящие до потолка, растения, живые изгороди, цветочные горшки, разный уровень пола - все это делает зал ресторана более привлекательным на вид и способствует разделению пространства.
Индивидуальные регуляторы силы света. Многим людям, особенно пожилым, необходим яркий свет, чтобы они могли прочитать меню, а во время еды они предпочитают приглушенный свет. Некоторые гости, пришедшие в ресторан в одиночестве, любят во время еды почитать или поработать. Очевидно, что один заранее установленный уровень освещения не подходит для всех гостей. Особенно в тех случаях, когда зал Вашего ресторана разделен на отдельные кабинки с высокими перегородками, подумайте над тем, чтобы установить на столиках индивидуальные регуляторы силы света. Это позволит гостям регулировать освещение так, как они хотят.
Отдельные комнатки. Положительные впечатления, которые гости получают от посещения ресторана, можно усилить, если обеспечить интимную обстановку в зале ресторана. Деловые встречи, праздничные или торжественные события, романтический вечер - все это может доставить гостям больше удовольствия именно в интимной обстановке. Отдельные залы открывают новые возможности для ведения бизнеса. Вы можете закрывать эти комнатки, когда они не нужны, и когда Вы хотите, чтобы зал ресторана был относительно заполнен гостями в наименее загруженные часы. Или же Вы можете открывать их, чтобы они слились с основным обеденным залом во время большого наплыва гостей. Отдельные залы, в которых поддерживается интимная обстановка, позволяют более эффективно использовать дополнительное пространство.
Профессиональное оформление. Если дизайн, освещение, звук и планировку зала ресторана проектируют профессионалы, результат может быть потрясающим. На рынках многих стран дизайнеры могут представлять свою собственную школу. Тот факт, что определенный дизайнер «создал» ресторан, сам по себе может послужить хорошей темой для разговора.
Если Вы воспользуетесь услугами талантливого профессионала, это может влететь Вам в копеечку, но если работа Вашего ресторана будет успешной, затраты очень скоро окупятся. Даже если Вы не будете прибегать к услугам профессионала, чтобы сделать полный дизайн ресторана, Вы можете немного заплатить профессиональному консультанту, который поможет Вам составить план и посоветует выбрать определенный дизайн.
ТУАЛЕТНЫЕ КОМНАТЫ
Прекрасно организованные туалетные комнаты всегда производят на гостей благоприятное впечатление. Во-первых, большинство Ваших гостей обязательно хотя бы раз заходит в туалетную комнату во время пребывания в Вашем ресторане. (Подсказка: Предупредите Ваших сотрудников, что гость, который спросит, где в Вашем ресторане находится туалетная комната, возможно, пришел к Вам в первый раз. Сотрудники немедленно должны сообщить менеджеру о том, что в ресторан пришел новый гость.)
Во-вторых, многие люди судят о чистоте кухни Вашего ресторана по чистоте Ваших туалетных комнат. И в-третьих, посещение общественного туалета - это очень интимный момент. Если после посещения туалетной комнаты Вашего ресторана у гостей останутся только хорошие впечатления, у них появится лишний повод снова прийти к Вам в ресторан.
Косметические салфетки. Что, если гость захочет высморкаться, снять макияж, протереть очки или как-то иначе привести себя в порядок? В большинстве ресторанов используются только бумажные полотенца или туалетная бумага - не очень-то большой выбор! Последуйте примеру большинства гостиниц и установите в своем ресторане устройства с бумажными салфетками. Такие салфетки обойдутся Вам совсем недорого, а Ваш ресторан будет выгодно отличаться от ресторанов Ваших конкурентов.
Кнопка аварийного вызова. Большинство гостей Вашего ресторана никогда не подойдет к Вам, чтобы сказать, что у Вас засорен туалет, а кнопка аварийного вызова позволит им это сделать. При нажатии этой кнопки в определенном помещении ресторана начинает мигать аварийная сигнальная лампочка. Небольшая табличка, установленная рядом с унитазом, просит гостей нажать кнопку аварийного вызова, если они считают, что в туалетной комнате наблюдается какой-нибудь беспорядок. Если Вы не можете провести проводку от кнопки к аварийной сигнальной лампочке, попробуйте использовать простой беспроводный дверной звонок. Кнопку можно установить на стене в туалетной комнате, а принимающее устройство - на станции хостесс или где-нибудь еще, где за ним будут наблюдать. Для каждой туалетной комнаты следует установить разную частоту звучания сигнала. Кто-нибудь из сотрудников ресторана должен немедленно отреагировать, когда прозвучит предупредительный звуковой сигнал.
Дополнительные удобства. Хотя наличие дополнительных удобств в туалетных комнатах больше всего соответствует духу крупных и дорогих ресторанов, в небольших или средних ресторанах тоже можно придумать какие-нибудь свои приятные сюрпризы. Неожиданные мелочи, такие как лосьон для рук, бумажные стаканчики, упаковка болеутоляющего средства продемонстрируют гостям, что Вы о них по-настоящему заботитесь. Подумайте о том, насколько был бы удивлен мужчина, когда, зайдя в туалетную комнату, он обнаружил бы несколько лосьонов после бритья на выбор! Такие удобства как увеличительное зеркало для нанесения или снятия макияжа, кушетка или цветы в женской туалетной комнате наверняка произведут на женщин большое впечатление. Приложив немного усилий в этом направлении, Вы сможете привлечь в свой ресторан даже тех гостей, которым не нужны никакие дополнительные удобства.
Телефоны. Вашим гостям обязательно понравится, если у Вас в ресторане найдется «тайное» местечко, где они могли бы спокойно поговорить по телефону, и при этом им никто не помешает. Это особенно относится к холостым мужчинам и незамужним женщинам. Туалетные комнаты являются прекрасным местом, где можно поговорить по телефону, и при этом Ваш спутник, с которым Вы пришли в ресторан, не будет знать о Вашем разговоре. Корме того, в туалетных комнатах обычно тише, чем в других общественных местах.
Отдельный столик для пеленания грудных детей. Если родители захотят поменять подгузник у своего ребенка, столешница около раковины для этого совсем не подходит. Для этой цели к стене туалетной комнаты можно прикрепить специальный откидной столик для пеленания грудных детей. Те гости, которые с большим удовольствием воспользовались бы таким столиком (а также те, кому он не нужен), оценят Вашу заботу по достоинству и надолго запомнят Ваш ресторан. Если Вы решите установить этот столик в женской туалетной комнате, не забудьте установить такой же столик и в мужской туалетной комнате. Кроме того, Вам следует позаботиться о том, чтобы рядом со столиком стоял специальный контейнер для мусора, накрытый крышкой, в который гости могли бы выбрасывать использованные подгузники и пеленки. Чтобы гости Вашего ресторана могли в полной мере ощутить, как Вы о них заботитесь, у Вас под рукой должен быть запас чистых подгузников разных размеров.
Один оператор ресторана, однажды посетивший мой семинар, как-то рассказал мне, что в его ресторане столик для пеленания грудных детей установили даже в туалетной комнате для инвалидов. В туалетных комнатах всегда можно найти твердые стены и много свободного места, которым часто не находят никакого применения. Одна мама рассказала мне, что ей было очень удобно, когда, закрыв за собой дверь туалетной комнаты, она могла перепеленать своего малыша и заняться собой, и все это в одном месте и не мешая другим гостям.
Зеркала в полный рост. Если в туалетных комнатах Вашего ресторана достаточно свободного места, Вы можете установить в каждой из них зеркало в полный рост. Многие люди проверяют, как они выглядят, прежде чем вернуться в зал. Если они смогут увидеть себя в полный рост, у них будет меньше шансов попасть в неловкую ситуацию из-за какой-нибудь детали, которую они не смогли разглядеть в зеркале, висящем над раковиной.
Стиль. Люди привыкли к тому, что туалетные комнаты отличаются в основном своей функциональностью. Если у туалетной комнаты будет свой стиль, это может стать неожиданным приятным сюрпризом для гостей! Старайтесь уделять такое же внимание украшению туалетных комнат, какое Вы уделяете оформлению и украшению всего ресторана в целом, и Вы увидите, какие отзывы Вы получите от своих гостей!
Наличие свежих цветов в женской туалетной комнате - возможно, не самая лучшая идея для кафетерия, но небольшая ваза с высушенными или искусственными цветами, стоящая на каждом столике в зале, - это именно то, что нужно. Если Вы развесите по стенам ресторана интересные картины или необычные осветительные приборы, Ваш ресторан уже не будет похож на общественное заведение. Если все это способно сделать пребывание гостей у Вас в ресторане более комфортным, об этом стоит подумать.
Туалетные комнаты Вашего ресторана также могут отличаться чем-нибудь уникальным. Вот, например, ресторан Madonna Inn (San Luis Obispo, шт. Калифорния). В нем проводят экскурсии по мужской туалетной комнате! Представьте себе, что вместо обычных писсуаров в ней установлен искусственный водопад высотой 9 футов, низвергающий свои воды на настоящие валуны!
Лед в писсуарах. Слышали ли Вы о том, что в ресторане P.J. Clarke’s (Нью-Йорк Сити) в писсуары слишком большого размера кладут кубы льда весом 300 фунтов? Такой оригинальный способ санитарной обработки туалетных комнат и, в частности, писсуаров, используется уже в течение более 150 лет. Холод не дает бактериям размножаться, а медленно тающий лед поддерживает чистоту в писсуарах. В писсуарах обычного размера кубики льда также используются с целью дезинфекции вместо химических чистящих средств. Один из моих друзей, который применил этот способ в своем ресторане, в разговоре со мной признался, что он сильно сэкономил на химических препаратах, и к тому же он всегда мог определить, когда туалетные комнаты убирали в последний раз. Кроме того, ему удалось привлечь к этому внимание гостей!
Теплая вода в туалетных бачках. Обращайте внимание на детали. Я слышал о владельце ресторана, который регулировал температуру воды (смешивал горячую воду с холодной) в туалетных бачках в женской туалетной комнате. Идея заключалась в том, чтобы температура воды в бачке соответствовала комнатной температуре. Таким образом, в жаркую погоду бачки не запотевали, и одежда женщин не намокала!
Литература для чтения в туалетных комнатах. Печатные материалы, лежащие рядом с писсуарами в туалетных комнатах, - это тоже одна из приятных мелочей, которую Вы могли бы использовать в